г. Москва |
|
30 августа 2019 г. |
Дело N А40-16516/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
И.А.Чеботаревой, В.А.Свиридова |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.05.2019 по делу N А40-16516/19 (17-119), принятое судьей А.Б. Поляковой
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (125009, Газетный пер., д. 1/12)
к Управлению Росреестра по Москве (115191, г. Москва, ул. Б.Тульская, д. 15)
о признании незаконным решения, возложении обязанности зарегистрировать право собственности
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Кузнецова М.Д. по дов. от 29.11.2018; Дулунь Е.А. по дов. от 13.03.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве о признании недействительным решения от 29.10.2018 N 77/999/001/2018-204011 об отказе в государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества (нежилое помещение) площадью 14,6 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001020:4871, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д.84, корп.1, пом.1, м/м1 и о возложении обязанности зарегистрировать право собственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2019 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по г.Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель считает, что решение суда принято при неправильном применении норм права, без учета конкретных обстоятельств.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента городского имущества г.Москвы считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) с заявлением о государственной регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимого имущества (нежилое помещение) площадью 14,6 кв.м., с кадастровым номером 77:04:0001020:4871, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Нижегородская, дом 84, корпус 1, помещение 1, машиноместо 1.
Письмом Управления Росреестра по Москве от 29.10.2018 N 77/999/001/2018- 204011 сообщено об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", со ссылкой на разночтение площади гаража-стоянки, указанной в Акте о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 07.06.2016 (далее - Акт) и площади указанной в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 02.10.2009 N RU77167000-002351 (далее - Разрешение на ввод), наличия только одного экземпляра Акта, а также в связи с тем, что границы здания по указанному выше адресу выходят за границы земельного участка, предоставленного под его размещение.
Посчитав оспариваемый отказ необоснованным и нарушающим права и законные интересы Департамента городского имущества города Москвы, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 131 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости), государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с положениями статьи 14 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о недвижимости) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 статьи 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 4 статьи 18 Закона к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются следующие документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (Пунктом 4 статьи 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В части 3 статьи 3 и статьи 1 статьи 29 Закона о недвижимости предусмотрено, что в процессе государственной регистрации проводится правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также другие основания для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Статьей 26 Закона о регистрации установлены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Из обстоятельств дела следует, что основанием для приостановления государственной регистрации в рассматриваемом случае послужило не выполнение требований пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 26 Закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав.
Согласно уведомлению об отказе в государственной регистрации от 29.10.2018 основанием для отказа в регистрации послужило наличие разночтений площади гаража-стоянки, указанной в Акте о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 07.06.2016 и площади указанной в Разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 02.10.2009 N RU77167000-002351; наличие только одного экземпляра Акта; а также указано, что границы здания по указанному выше адресу выходят за границы земельного участка, предоставленного под его размещение.
Признавая незаконным решение Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с Актом о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционному контракту от 24.03.2004 N ДЖП.04.ЮВАО.00593 (реестровый N 13-27599-5401-0004-00001-04) в редакции дополнительного соглашения от 02.08.2006 N 1 в части строительства встроено-пристроенных нежилых помещений, подземного гаража-стоянки жилого дома по адресу: г.Москва, ул. Нижегородская, д. 84, корп. 1 (строительный адрес: г. Москва, район Нижегородский, кв. 80, Хохловский ручей) в собственность города Москвы передаются нежилые помещения общей площадью 4169,4 кв.м.
Согласно Разрешению на ввод в эксплуатацию общая площадь здания по указанному адресу составляет 20917,7 кв.м.
Вместе с тем, по данным технического учета ГБУ МосгорБТИ площадь здания составила 17387,3 кв.м, кроме того площадь помещений, учтенных за итогом 3507,8 кв.м. (суммарная площадь - 20895,1 кв.м.).
Сведения об указанном здании и всех расположенных в нем помещениях и машиноместах переданы ГБУ МосгорБТИ для включения в государственный кадастр недвижимости в рамках приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" (кадастровый номер здания: 77:04:0001020:1089), данные объекты учтены в сведениях ЕГРН в установленном порядке.
Таким образом, суд указал, что площадь здания, поставленного на кадастровый учет, в состав которого входят заявленные к регистрации прав помещения, не превышает площадь здания, указанная в Разрешении на ввод в эксплуатацию.
Кроме того, заявления о государственной регистрации прав представлены в отношении машиноместа в указанном здании, а общее количество машиномест, находящихся в здании - 87, что не превышает количество мест, введенных в эксплуатацию в составе здания, согласно Разрешению на ввод в эксплуатацию.
В соответствии с Разрешением на ввод общая площадь подземного гаража-стоянки составляет 3402,7 кв.м, площадь нежилых помещений спецназначения (ГО ЧС) 380,6 кв.м.
Согласно Акту реализации в собственность города Москвы передается 100% площади подземного гаража-стоянки, совмещенного с объектом ГО ЧС, общей площадью 3903,4 кв.м.
Для целей распределения площади объекта между сторонами инвестиционного контракта в акте указан перечень помещений, площадью 3903,4 кв.м., включающий, в том числе, площади лестничных клеток первого этажа (В, Г, г, Д, Е, Ж, 3 помещения I), посредством которых обеспечивается доступ в подвальные помещения гаража-стоянки.
Таким образом, суммарная площадь помещений, подлежащих передаче в собственность города (3903,4 кв.м.), указана в Акте для целей определения доли сторон по инвестиционному контракту и не свидетельствует об изменении характеристик объекта, введенного в эксплуатацию и поставленного на государственный кадастровый учет.
Общая площадь помещений, переходящих в собственность города согласно Акту, соответствует площади данных объектов, учтенных в сведениях ЕГРН.
В Уведомлении об отказе в государственной регистрации права собственности Росреестр указывает на то, что жилой дом по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д.84, корп. 1 частично выходит за границы предоставленного под его размещение земельного участка с кадастровым номером 77:04:00001020:113.
Обществу с ограниченной ответственностью Институт новых технологий строительства по договору аренды от 03.06.2004 N М-04-506756 был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 77:04:0001020:113 по адресу: г. Москва, Хохловский ручей, квартал 80 для строительства жилого дома с нежилыми помещениями в 1-ом этаже и подземным гаражом-стоянкой на 95 машиномест.
Договор аренды земельного участка от 03.06.2004 N М-04-506756 расторгнут 08.12.2006 в связи с переоформлением на договор аренды от 08.12.2006 N М-04-508674 сроком на 11 месяцев 28 дней для завершения строительства жилого дома с нежилыми помещениями в 1-ом этаже и подземным одноуровневым гаражом-стоянкой на 108 м/м.
Договор аренды земельного участка от 08.12.2006 N М-04-508674 расторгнут с 02.03.2010 дополнительным соглашением от 26.04.2010 на основании обращения Общества с ограниченной ответственностью Институт новых технологий строительства в связи с завершением строительства жилого дома с подземной автостоянкой и получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU7167000-002351, регистрационный номер от 24.12.2009 N 77-ГК/3.7.2.002417.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2018 по делу N А40- 181062/17-150-1701, оставленным в силе постановлениями вышестоящих инстанций, признана обязанность Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права собственности ООО "ИНТС" на нежилое помещение площадью 467,7 кв.м с кадастровым номером 77:04:0001020:4869, находящееся по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 84, корп. 1, пом. VIII.
Указанное решение, как верно указал суд, имеет преюдициальное значение.
При регистрации права собственности на объект недвижимого имущества (нежилое помещение) площадью 14,6 кв.м., с к.н. 77:04:0001020:4871, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 84, корп 1, пом I, машиноместо 1 Департаментом представлены все необходимые документы, а также была сделана ссылка на материалы регистрационного дела N 77/012/037/2017, в котором также содержатся необходимые для регистрации права собственности города Москвы документы.
С учетом изложенного суд пришел к выводу, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве не соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем удовлетворил требование Департамента.
Апелляционная коллегия, повторно исследовав обстоятельства дела и оценив представленные сторонами доказательства, считает возможным согласиться с выводами суда.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2019 по делу N А40-16516/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-16516/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Управление федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20759/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20759/19
30.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39852/19
29.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-16516/19