г. Москва |
|
27 августа 2019 г. |
Дело N А40-294428/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Валюшкиной В.В., Кораблевой М.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ароян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 мая 2019 года по делу N А40-294428/18, принятое судьей Рыбиным Д.С. по иску ООО ПП "Оптика-Т" (ИНН 7714378859, ОГРН 1167746267370) к Департаменту городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки арендной платы,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Баранова О.И. по доверенности от 15.11.2018;
от ответчика: Дубчак Р.В. по доверенности от 29.12.2018;
УСТАНОВИЛ:
ООО ПП "Оптика-Т" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на имущественную поддержку субъекта малого предпринимательства в виде предоставления льготной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв.м в год за пользование нежилым помещением по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 18.06.2009 N 02-00029/09 за период с 22.10.2015 по 14.08.2016.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 мая 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на то, что судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, направил отзыв на жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, полагает, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального права, ввиду чего, суд пришел к ошибочным выводам, а потому решение Арбитражного суда города Москвы от 08 мая 2019 года подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения обязательств по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 18.06.2009 N 02-00029/09 с учетом дополнительного соглашения к нему ответчик (арендодатель) предоставил истцу (арендатору) во временное пользование нежилое помещение площадью 196,5 кв.м, расположенное в здании по адресу: г. Москва, ул. Нижн. Масловка, д. 20. Договор заключен на срок до 30.06.2025 (в редакции дополнительного соглашения от 22.10.2015) и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
В соответствии п. 2 дополнительного соглашения от 22.10.2015 ставка арендной платы по договору за 1 кв.м. в год, установлена сторонами с 22.10.2015 в размере 16 763 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права
пользования помещением.
В соответствии с п. 5.1 Договора, за объект аренды величина арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения настоящего договора и не может снижена.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 809-ПП) и постановлением Правительства Москвы N 800-ПП.
В соответствии с п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Согласно п.п. 1, 1.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" установить на 2015 год минимальную ставку арендной платы за 1 кв.м нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, расположенных в пределах административных границ города Москвы, в размере 3 500 рублей в год.
Поскольку действующая редакция вышеуказанного постановления не содержит требований о представлении в межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятии комиссией решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, последняя должна применяться арендодателем (собственником нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы) автоматически.
В связи с этим суд первой инстанции посчитал, что истец, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим объект нежилого фонда до 300 кв.м, находящийся в имущественной казне города Москвы, по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, имеет право на применение в рамках арендных правоотношений с ответчиком льготной ставки арендной платы в размере 3 500 рублей за 1 кв.м в год за период с 22.10.2015 по 14.08.2016.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленная дополнительным соглашением от 22.10.2015 ставка арендной платы в размере 16 763 руб. за 1 кв.м по результатам оценки рыночной стоимости объекта нежилого фонда применению не подлежит, поскольку противоречит п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" и нарушает право истца как субъекта малого предпринимательства на применение льготной ставки, установленной Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Проверив правильность выводов суда первой инстанции, судебная коллегия полагает, что они сделаны при неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, и приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене с принятием нового судеьного акта об отказе в удовлетворении исковых требовний, на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках исполнения обязательств по договору аренды нежилого фонда (нежилого помещения, здания, сооружения), находящегося в собственности города Москвы, от 18.06.2009 N 02-00029/09 с учетом дополнительного соглашения к нему, ответчик (арендодатель) предоставил истцу (арендатору) во временное пользование нежилое помещение площадью 196,5 кв.м, расположенное в здании по адресу: г. Москва, ул. Нижн. Масловка, д. 20. Договор заключен на срок до 30.06.2025 и прошел в установленном законом порядке государственную регистрацию.
Согласно пункту 6.1 договора, размер арендной платы определяется на основании действующих в городе Москве нормативов по установлению ставки арендной платы на дату заключения настоящего договора и не может быть снижена, являющимся не неотъемлемой частью договора.
В п. 6.3 Договора, стороны пришли к соглашению, что арендная плата с учетом коэффициента-дефлятора подлежит обязательной уплате арендатором без дополнительного согласования и внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Договор.
В соответствии п. 2 дополнительного соглашения от 22.10.2015 ставка арендной платы по договору за 1 кв.м. в год установлена сторонами с 22.10.2015 в размере 16 763 руб. без учета НДС по результатам оценки рыночной стоимости права
пользования помещением.
Полагая, что Департамент неправомерно установил рыночную ставку арендной платы, поскольку арендатор является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем, на основании пунктов 1 и 5 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП) имеет право на применение льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м. в год., истец обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 166, 167, 168, 309, 310, 314, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствовали основания для установления рыночной ставки аренды, поскольку истец обладает право на применение льготной ставки исходя из размера 3 500 руб. в год за 1 кв. м. в период с с 22.10.2015 по 14.08.2016.
При этом судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Таким образом, продление срока действия договора аренды предполагает установление рыночной ставки арендной платы.
При заключении договора на новый срок, в том числе при продлении срока действия договора путем подписания дополнительного соглашения, у сторон возникают новые правоотношения, которые в соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент их возникновения.
В силу положений статей 8 и 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" непосредственно Департамент правомочен проводить мероприятия по оценке сдаваемых в аренду объектов государственного имущества и определению рыночной стоимости годовой арендной платы.
В соответствии с п. 2.1. Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП предусмотрено, что имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1), а именно в размере 3 500 руб за кв.м. в год, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) Постановления.
В силу пункта 5.1 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП, в целях принятия Комиссией решения о предоставлении субъектам малого предпринимательства имущественной поддержки в виде применения минимальной ставки арендной платы субъекты малого предпринимательства в срок до 1 декабря текущего года направляют в Департамент или Комиссию обращение с приложением необходимых документов.
Поскольку договором аренды от 18.06.2009 N 02-00029/09 в редакции дополнительного соглашения от 22.10.2015 арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка в данном случае может предоставляться истцу только в порядке, предусмотренном пункте 2.1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП, то есть на основании решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, принимаемого Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства на основании заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления истцу имущественной поддержки.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, истец обращался к ответчику с заявлением по сохранения льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за 1 кв.м. в ответ на которое письмом от 25.12.2015 N ДГИ-190822/15-(0)-1, Департамент разъяснил обществу, что общество имеет право на обращение в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопроса о предоставлении имущественной поддержки.
Доказательства обращения в Департамент с заявлением о передаче на рассмотрение Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства заявления с представлением необходимых документов истцом не представлены, Межведомственной комиссией не принималось соответствующего решения в отношении общества на период с 22.10.2015 по 14.08.2016, а Департамент не наделен правом принятия таких решений, а лишь уведомляет обратившихся лиц о принятии соответствующих решений Межведомственной комиссией.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами ответчика, что у истца отсутствует право на применение в отношении арендуемого им помещения льготной ставки арендной платы в размере 3 500 руб. в год за 1 кв. м. по договору аренды от 18.06.2009 N 02-00029/09 в редакции дополнительного соглашения от 22.10.2015, на период с 22.10.2015 по 14.08.2016.
Таким образом, оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 71 "Оценка доказательств"), представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, руководствуясь положениями действующего законодательства, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований ООО ПП "Оптика-Т" к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки - следует отказать.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа по делу N А40-52132/18.
Судебные расходы судебная коллегия распределяет в соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 мая 2019 года по делу N А40-294428/18 отменить.
В удовлетворении исковых требований ООО ПП "Оптика-Т" к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной ставки - отказать.
Взыскать с ООО ПП "Оптика-Т" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
М.С. Кораблева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-294428/2018
Истец: ООО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ОПТИКА-Т"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ