г. Владивосток |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А51-18217/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей В.В. Верещагиной, С.Н, Горбачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Добрососедство",
апелляционное производство N 05АП-4742/2019
на решение от 24.05.2019 судьи Е.В. Карандашовой
по делу N А51-18217/2018 Арбитражного суда Приморского края
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" (ИНН 2723088770; ОГРН 1072721001660)
к товариществу собственников жилья "Добрососедство"
(ИНН 2505011865, ОГРН 1092505000037)
о взыскании основного долга и пени за просрочку оплаты электроэнергии
при участии: извещённые надлежащим образом стороны в суд не явились,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с уточнённым в порядке статьи 49 АПК РФ исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья "Добрососедство" (далее - ответчик, Товарищество, ТСЖ) 114 697 рублей 07 копеек основного долга за потребленную в апреле-июне 2018 года электроэнергию и 533 рублей 22 копеек пени за период с 21.05.2018 по 06.08.2018, а также пени за период с 07.08.2018 по день фактической оплаты основного долга в соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день фактической оплаты.
Решением арбитражного суда от 24.05.2019 уточнённые исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что приборы учёта, по которым произведён расчёт объёма потребления коммунального ресурса и, соответственно, расчёт суммы задолженности, не относятся к общедомовым приборам учёта, а их показания не могут быть взяты за основу при определении объёма обязательств ответчика перед истцом.
От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая протии её удовлетворения, истец указал, что объём потреблённого коммунального ресурса определён в соответствии с действующим законодательством.
Дополнительно истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу со ссылкой на согласование точек поставки в приложениях к договору между сторонами, одновременно ходатайствует о приобщении к материалам дела дополнительных документов на основании определения суда: дополнительное соглашение от 25.06.2016; приложения N 1.1, 2.1, 3 к договору энергоснабжения от 01.11.2015; письмо истца от 08.09.2016; заявка ТСЖ от 24.08.2016; письмо ООО "Добрососедство" б/н, б/д; заявление ООО "Добрососедство" от 30.06.3017; письмо ТСЖ от 10.102017.
В связи с уходом в отпуск судьи И.С. Чижикова произведена его замена на судью С.Н. Горбачеву, на основании статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела начато сначала.
Рассмотрев заявленное ходатайство, коллегия определила удовлетворить его и приобщить к материалам дела представленные истцом документы в порядке статьи 268 АПК РФ.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
01.11.2015 между Обществом (гарантирующий поставщик) и Товариществом (покупатель) заключён договор энергоснабжения N К7504 (с учётом дополнительных соглашений от 01.07.2016, 25.08.2016, 01.01.2017), по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, а покупатель обязался её оплачивать.
В приложениях к договору сторонами согласован перечень точек поставки и используемых в этих точках измерительных комплексах. К таким точкам поставки относятся многоквартирные домов, находящиеся в управлении Покупателя.
В период с апреля по июнь 2018 года Общество осуществляло электроснабжение управляемых ТСЖ домов. Стоимость отпущенного энергоресурса определена истцом как разница между объёмом общедомового потребления и суммарным потреблением жилых и нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, и составляет 114 697 рублей 07 копеек.
Поставленная в спорный период электроэнергия Товариществом своевременно не оплачена, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Отношения по поставке электрической энергии в целях содержания многоквартирных домов регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, специальными нормами об энергоснабжении (§ 6 главы 30 ГК РФ), а также жилищным законодательством (Жилищный кодекс Российской Федерации), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354 следует, что предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации, последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. В отношениях с ресурсоснабжающей организацией, управляющая организация выступает покупателем соответствующего ресурса, являясь, при этом, исполнителем коммунальных услуг для граждан.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 258-ФЗ), в плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме).
Постановлением Правительства Российской Федерации 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в Правила N 354 и в Правила N 491, в соответствии с которыми расходы на оплату электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
В силу изложенных норм и с учётом правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918 по делу N А51-19554/2014, при наличии в многоквартирном доме исполнителя коммунальных услуг, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует исполнитель и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Абонентом (потребителем) применительно к оплате энергоснабжения такого дома для ОДН является управляющая организация.
Из материалов дела следует, что истец предъявил ко взысканию стоимость электроэнергии, объём которой определён в виде разницы между показаниями общедомовых приборов учёта и суммарного индивидуального потребления жилыми и нежилыми помещениями, за вычетом потерь электрической энергии.
Таким образом, спор между сторонами возник относительно правильности определения предъявляемого к оплате объёма электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды в спорных многоквартирных домах.
Ответчик не оспаривает свою обязанность как исполнителя коммунальных услуг по оплате в пользу РСО за потреблённую на ОДН электроэнергию в управляемых им домах, однако не согласен с определением объёма ресурса по приборам учёта, установленным за пределами внешней границы стены МКД в трансформаторных подстанциях сетевой организации, считая, что они не могут использоваться в качестве общедомовых с учётом пункта 8 Правила N 491.
Доводы апеллянта, приведённые в апелляционной жалобе, идентичны возражениям ответчика.
Отклоняя названные доводы как получившие надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, коллегия соглашается с выводами суда исходя из следующего.
Как установлено пунктами 10, 11 Правил N 491, содержание общего имущества должно включать в себя, в том числе, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 данной статьи установлено, что до 01.07.2012 непосредственно собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2013, в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе, оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства (пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
Согласно пункту 144 Основных положений N 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности, а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
Как следует из материалов дела, вступая в договорные отношения, стороны в приложении N 3 к дополнительному соглашению от 25.08.2016 к спорному договору "Перечень точек поставки и измерительных комплексов, по объектам, оборудованным коллективным (общедомовым) прибором учета", указали общедомовые приборы учета (ОДПУ), которыми оснащены многоквартирные дома (согласно приложению N 1).
Данные приборы учета были установлены и введены в эксплуатацию до присоединения ответчика в 2015 году к объектам ПАО "ДЭК", что подтверждается представленными сетевой организацией - АО "Коммунэлектросервис" актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности (том дела 3), подписанными Товарищество, а также паспортами счетчиков электрической энергии и трансформаторов тока.
Доказательств изменения, в установленном законом порядке, ранее согласованных границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в рамках спорных обязательственных отношений сторон, материалы дела не содержат.
Соответственно, возражения ответчика относительно расчета истца, которой произведен с использованием показаний приборов учета, установленных не на границе балансовой принадлежности, а в подстанциях, которые принадлежат третьим лицам (сетевой организации), являются безосновательными.
С учетом установленных обстоятельств, а также принимая во внимание тот факт, что общедомовые приборы учета установлены в порядке выполнения соответствующих необходимых мероприятий, предусмотренных положениями Закона N 261-ФЗ и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, суд обоснованно посчитал правомерным произведённый истцом расчёт объёма энергоресурса по показаниям спорных приборов учета.
Названые выводы согласуются правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.04.2019 N Ф03-1173/2019 по делу N А51-6659/2018.
По общему правилу, общедомовые приборы учета должны быть установлены на внешней границе сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества (пункт 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491). Вместе с тем, пункт 144 Основных положений N 442 допускает установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки, при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка.
То есть, использование приборов учета электрической энергии, установленных за пределами многоквартирных жилых домов, в качестве общедомовых возможно, в том числе, и при соблюдения сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 150 Основных положений N 442, что соответствует фактическим обстоятельствам по настоящему делу.
Ответчиком доказательств погашения спорной задолженности не представлено, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска в части основного долга в полном объеме.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, которой в соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки в течение 60 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, начиная с 61 дня до истечения 90 календарных дней пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательства по сроку оплаты энергоресурсов судом установлен, и ответчиком не оспорен, суд верно пришел к выводу, что требование истца о взыскании пени за нарушение сроков оплаты по договорам заявлено правомерно.
Проверив представленный истцом расчет пени в сумме 533 руб. 22 коп. за просрочку уплаты основного долга, рассчитанной за период с 21.05.2018 по 06.08.2018, суд первой инстанции пришел к выводу, что расчет произведен арифметически правильно в соответствии с абзацем 10 части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", исходя из суммы долга по каждому платежу и периода просрочки оплаты каждого долга.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции, возражения ответчика относительно необходимости применения к нему ответственности, предусмотренной пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации отклоняет, поскольку ответчик является специальным субъектом спорных отношений, ответственность за неисполнения которого по договору электроснабжения предусмотрена специальной нормой Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Ответчиком доказательств наличия оснований к освобождению от ответственности либо уменьшению ее размера не представлено.
С учетом изложенного, исковые требования судом первой инстанции удовлетворены обоснованно.
В целом доводы, приведённые в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.05.2019 по делу N А51-18217/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18217/2018
Истец: ПАО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ТСЖ "Добрососедство"