г. Москва |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А40-51360/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Гармаева Б.П.,
Судей: Веклича Б.С., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2019 по делу N А40-51360/19 по иску ПАО "МОЭК" к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Коваль А.А. по доверенности от 30.10.2018 б/н,
от ответчика: Ермолаев Н.Н. по доверенности от 29.11.2018 N 33-Д-1033/18,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ о взыскании убытков за бездоговорное потребление тепловой энергии в сумме 1 446 385,92 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2019 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований истца.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 269, 271 АПК РФ, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверок ПАО "МОЭК" (далее - истец) выявлены факты потребления ДЕПАРТАМЕНТОМ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (далее - ответчик) энергоресурсов без заключения договора.
По результатам проведения проверки истцом на основании п. 8 ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении) составлены акты о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии N01-1036/18-БДП от 27.07.2018, N01-1456/18-БДП от 01.11.2018, N01-168/18-БДП от 13.02.2018, N01-334/18-БДП от 12.03.2018, N01-345/18-БДП от 08.04.2018, N01-932/18-БДП от 05.07.2018, N09-461\17-БДП от 20.04.2017, N09-1211\18-БДП от 02.10.2018, N01-578/18-БДП от 24.04.2018, N09-809/18-БДП от 05.06.2018, которые подписаны ответчиком.
Определение понятия "бездоговорное потребление" содержится в п. 29 ст. 2 Закона о теплоснабжении, согласно которому бездоговорным потреблением тепловой энергией признается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения.
В соответствии с п. 7 ст. 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о теплоснабжении теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 9 ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что объем бездоговорного потребления тепловой энергии определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления без договорного потребления, но не более чем за три года.
Спорные акты составлены истцом с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении".
Периодом бездоговорного потребления являются: по акту N 01-1036/18-БДП от 27.07.2018 с 03.0.2018 по 27.07.2018; по акту N 01-1456/18-БДП от 01.11.2018 с 27.02.2018 по 18.10.2018; по акту N 01-168/18-БДП от 13.02.2018 с 21.04.2017 по 02.02.2018; по акту N 01-334/18-БДП от 12.03.2018 с 18.07.2017 по 02.03.2018; по акту N 01-345/18-БДП от 08.04.2018 с 25.11.2014 по 19.02.2016; по акту N 01-932/18-БДП от 05.07.2018 с 07.04.2018 по 03.05.2018; по акту N 09-461\17-БДП от 20.04.2017 с 20.01.2017 по 20.04.2017; по акту N 09-1211\18-БДП от 02.10.2018 с 14.06.2018 по 26.09.2018; по акту N 01-578/18-БДП от 24.04.2018 с 18.01.2018 по 12.03.2018; по акту N 09-809/18-БДП от 05.06.2018 с 09.02.2018 по 28.04.2018.
Согласно приложенному расчету стоимость бездоговорного потребления составила 964 257,28 руб.
В соответствии с п. 10 ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении" стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации.
В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ, согласно которым лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названной статьи, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
То есть для взыскания убытков лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать весь указанный фактический состав. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в отсутствие доказательств оплаты тепловой энергии в установленный срок суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца в полном объеме с учетом полуторакратного размера стоимости тепловой энергии в размере 1 446 385,92 руб.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные, поскольку материалами дела подтверждается бездоговорное потребление ответчиком тепловой энергии. Представленные истцом в материалы дела документы, а именно: уведомления о проведении проверок, акты проверок, акты о выявлении бездоговорного потребления, выписки из ЕГРП и ЕГРН, подтверждают обоснованность требований.
Представленные в материалы дела спорные акты составлен истцом с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 22 ФЗ "О теплоснабжении", доказательства обратного материалы дела не содержат.
Ответчик требования истца надлежащим образом не опроверг, обоснованный контррасчет требований не представил. При этом ответчик не отрицает фактов правовой принадлежности проверенных объектов г. Москве и потребление тепловой энергии (горячей воды) в отсутствии заключенных с истцом договоров.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Департамент городского имущества города Москвы в силу пунктов 1, 6.5., 6.9. Положения о Департаменте городского имущества города Москвы выполняет полномочия собственника в отношении имущества города Москвы, выполняет функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями, осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах.
Таким образом, по искам к субъекту Российской Федерации - городу Москве Департамент городского имущества города Москвы, являясь представителем субъекта, в силу положений пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает в суде в качестве ответчика не от собственного имени, а от имени субъекта Российской Федерации.
В настоящем деле Департамент городского имущества города Москвы участвует именно в связи с осуществлением полномочий собственника в отношении имущества города, являясь надлежащим представителем города Москвы, и представляет интересы субъекта Российской Федерации в настоящем споре.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны города Москвы, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.05.2019 по делу N А40-51360/19 изменить.
Взыскать с Департамента городского имущества г.Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) за счет казны города Москвы в пользу ПАО "МОЭК" (ИНН 7720518494, ОГРН 1047796974092) 1 446 385,92 руб., а также госпошлину 27 464 руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.П. Гармаев |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-51360/2019
Истец: ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20242/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20242/19
02.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40635/19
23.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-51360/19