город Ростов-на-Дону |
|
02 сентября 2019 г. |
дело N А32-2391/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя: Лобовой Л.Н. по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью НППФ "Краснодаравтодорсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.05.2019 по делу N А32-2391/2019,
принятое в составе судьи Полякова Д.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью НППФ "Краснодаравтодорсервис"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю,
о признании решения недействительным,
при участии третьего лица: муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Научно-проектно-производственная фирма "Краснодаравтодорсервис" (далее - ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Краснодарское УФАС, управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 17.10.2018 N РНП-23-428/2018.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" (далее - учреждение, МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта", заказчик).
Решением от 13.5.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что к моменту направления претензии срок окончания выполнения работ по контракту еще не наступил (в соответствии с п. 5.1. контракта срок окончания выполнения работ 01.10.2018), расторгая контракт в одностороннем порядке заказчик руководствовался критерием предположения о срыве срока выполнения работ по контракту. По мнению заявителя, заказчиком и антимонопольным органом не доказано недобросовестное поведение общества, поскольку заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта до наступления срока окончания работ, на момент одностороннего отказа обязательства подрядчиком были выполнены более чем на 66 % от общего объема, работы по своему составу и объему невыполненные подрядчиком к дате одностороннего отказа заказчика от контракта могли быть подрядчиком выполнены в срок.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей Краснодарского УФАС и учреждения, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения МКУ МО г. Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" по результатам проведенного электронного аукциона: "Выполнение работ по объекту "Ремонт ул. Индустриальной от ул. Захарова до ул. Красина в г. Краснодаре. Ремонт ул. Котовского от ул. Буденного до ул. Аэродромной на участке от ул. Калинина до ул. Северной в г. Краснодаре. Ремонт ул. Комсомольской от ул. Кубанская Набережная до ул. Седина на участке от ул. Красной до ул. Кубанской Набережной в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Кондратенко Н.И. от ул. Октябрьской до ул. Захарова в г. Краснодаре. Ремонт ул. Бабушкина от ул. Красной до ул. им. Академика Трубилина на участке от ул. Красной до ул. Красных Партизан в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Гаврилова П.М. от ул. Красных Партизан до ул. Коммунаров на участке от ул. Красных Партизан до ул. Красной в г. Краснодаре" (извещение N 0318300119418000091).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0318300119418000091-4 от 06.03.2018 заявка ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" признана соответствующей аукционной документации и Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Между МКУ МО город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" и ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" 23.03.2018 заключен муниципальный контракт N 0318300119418000091 128431 на сумму 202 528 098 рублей.
Согласно п. 2.1, п. 2.2 контракта муниципальный заказчик поручает, а подрядчик обязуется надлежаще выполнить собственными и/или привлеченными силами за оговоренную стоимость в полном объеме, квалифицированно, качественно на объекте муниципального заказчика в указанный настоящим Контрактом срок в соответствии с действующими на территории РФ законами и нормативными актами, в том числе строительными нормами и правилами работы по объекту: "Ремонт ул. Индустриальной от ул. Захарова до ул. Красина в г. Краснодаре. Ремонт ул. Котовского от ул. Буденного до ул. Аэродромной на участке от ул. Калинина до ул. Северной в г. Краснодаре. Ремонт ул. Комсомольской от ул. Кубанская Набережная до ул. Седина на участке от ул. Красной до ул. Кубанской Набережной в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Кондратенко Н.И. от ул. Октябрьской до ул. Захарова в г. Краснодаре. Ремонт ул. Бабушкина от ул. Красной до ул. им. Академика Трубилина на участке от ул. Красной до ул. Красных Партизан в г. Краснодаре. Ремонт ул. им. Гаврилова П.М. от ул. Красных Партизан до ул. Коммунаров на участке от ул. Красных Партизан до ул. Красной в г. Краснодаре", а также выполнить иные работы, прямо вытекающие из условий настоящего контракта и законодательства, неразрывно связанные с объектом, а также с устранением выявленных дефектов (недостатков), в том числе в течение гарантийного срока сдать объект муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненный надлежащим образом результат работ и оплатить его на условиях настоящего контракта.
Подрядчик обязуется в соответствии с контрактом завершить все работы и сдать в установленном порядке объект в сроки, установленные п. 5.1 контракта.
В соответствии с п. 5.1 контракта началом выполнения работ считается с момента заключения настоящего контракта, а окончание выполнения работ - 01.10.2018.
Пунктом 6.1 контракта установлены обязательства общества, в соответствии с которыми общество обязалось:
* выполнить все работы по ремонту объекта в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и приложениями к нему, и сдать объект заказчику с качеством, соответствующим условиям настоящего контракта и приложений к нему, действующей нормативно-технической документации и нормативных правовых актов, обязательных при выполнении дорожных работ;
* принять от муниципального заказчика участок автомобильной дороги по акту приема-передачи участка автомобильной дороги (приложение N 5 к контракту) для выполнения всего комплекса работ;
* обеспечить за свой счет в ходе производства работ выполнение на участке автомобильной дороги мероприятий по технике безопасности, охране труда, обеспечению безопасности дорожного движения, экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, а также гигиенических требований к организации места производства работ в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, обязательной при выполнении дорожных работ;
* вести на русском языке с момента начала работ на объекте и до их завершения в установленном порядке исполнительную документацию. Исполнительная документация оформляется в 5-и экземплярах. Комплекты исполнительной документации на предъявляемые к приемке работы ежемесячно предъявляются заказчику одновременно с актами о приемке выполненных работ по форме КС-2;
* подрядчик, осуществляет своими силами входной, операционный и приемочный контроль качества выполняемых им работ;
* при производстве работ подрядчик не имеет права приступать к последующим видам работ без приемки муниципальным заказчиком на объекте скрытых работ, ответственных конструкций и получения от него письменного согласования на выполнение последующего вида работ;
* ежемесячно до 25 числа текущего месяца предоставить документы о приемке выполненных работ в соответствии с разделом 9 контракта;
* обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта, исправлять дефекты, допущенные при выполнении работ, за свой счет в согласованные с муниципальным заказчиком сроки;
* не допускать на ремонтируемом участке автомобильной дороги в соответствии с настоящим контрактом дорожно-транспортных происшествий по дорожным условиям;
* компенсировать третьим лицам убытки, в том числе ущерб, включая судебные издержки, связанные с травмами или ущербом, нанесенным третьим лицам, возникшим вследствие выполнения подрядчиком работ в соответствии с контрактом;
* известить муниципального заказчика и до получения от него письменных указаний приостановить работы на участке автомобильной дороги при обнаружении: возможности неблагоприятных для муниципального заказчика последствий при продолжении ведения работ; иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих пригодности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих условия невозможности ее завершения в срок; возможного возникновения чрезвычайной ситуации на объекте;
* обеспечить фотофиксацию и видеофиксацию в формате "до - в процессе -результат" работ на объекте и предоставить данные материалы на бумажном и электронном носителе на CD-R диске в составе исполнительной документации к каждому акту о приемке выполненных работ формы КС-2;
* в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, подрядчик обязан предоставить информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта;
- информация предоставляется заказчику подрядчиком в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с момента заключения договора с соисполнителями, субподрядчиками;
- за не предоставление указанной информации предусмотрена ответственность путем взыскания с подрядчика (поставщика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного подрядчиком (поставщиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком, пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства;
- подрядчик в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные настоящим Контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку выполненной работы.
На основании графика работ (приложение N 1 к контракту) подрядчик в 7-дневный срок после заключения контракта предоставляет муниципальному заказчику для согласования детализированный календарный график производства работ. При наличии замечаний муниципального заказчика подрядчик обязан их устранить в течение 2 (двух) дней и повторно представить на утверждение заказчику.
Согласно пояснениям представителя МКУ МО город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" общество не исполнило обязательства по контракту надлежащем образом.
Заказчиком 11.09.2018 направлена в адрес ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" претензия N 3693, согласно которой обществом не соблюдается график работ.
Как следует из материалов дела, работы по состоянию на сентябрь месяц должны быть выполнены на 70 %, вместе с тем по состоянию на 01.09.2018 заказчиком приняты и оплачены по формам КС-2, КС-3 работы на сумму 116 103 179 руб. 17 коп., что составляет 57,33 % работ по графику.
Пунктом 15.3 контракта установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 N 1042.
18.09.2018 состоялось совещание рабочей группы по вопросам реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Краснодарской городской агломерации в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги", в ходе которого составлен протокол, в соответствии с которым ситуация с выполнением работ на объектах ОО НППФ "Краснодаравтодорсервис" сохраняет высокие риски срыва установленных сроков реализации по 6 объектам БКД, что приводит к выводу о неисполнении обществом своих обязательств по контракту в полном объеме.
Муниципальный заказчик имеет право отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта полностью или частично в случаях:
* нарушений подрядчиком сроков выполнения отдельных видов и/или объемов Работ, указанных в графике Работ более чем на 10 календарных дней;
* при нарушении подрядчиком общего срока выполнения работ более чем на 20 календарных дней;
* при не обеспечении подрядчиком требований по технологии и качеству Работ;
* в иных случаях, предусмотренных контрактом и действующим законодательством. При этом заказчик оплачивает подрядчику только работы, выполненные и принятые муниципальным заказчиком до расторжения настоящего контракта, без возмещения убытков (п. 19.3 контракта).
В соответствии с п. 19.3 контракта заказчиком 19.09.2018принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, что подтверждает направленное в адрес заявителя решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта (исх. N 3862).
В установленные законом о контрактной системе сроки решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" заказным письмом с уведомлением, а так же на электронный адрес, указанный в контракте, размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Доказательства устранения ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в материалы дела не предоставлены.
При таких обстоятельствах, антимонопольной службой было принято решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений, представленных МКУ МО город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" в отношении ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис".
Считая незаконным решение о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" оспорило его в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в п. 11 настоящих Правил, выносится решение (п. 12). Следовательно, размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что 11.09.2018 заказчиком направлена в адрес ООО НППФ "Краснодаравтодорсервис" претензия N 3693, согласно которой обществом не соблюдается график работ.
Так, во исполнение контракта подрядчиком работы по состоянию на сентябрь месяц должны были быть выполнены на 70 %. Вместе с тем, в нарушение условий контракта, по состоянию на 01.09.2018 Заказчиком приняты и оплачены по формам КС-2, КС-3 работы на сумму 116 103 179 руб. 17 коп., что составляет 57,33 % работ по графику.
Из представленного письма МКУ муниципального образования город Краснодар "Центр мониторинга дорожного движения и транспорта" от 19.09.2018 N 3862 следует, что в адрес заявителя неоднократно направлялись замечания относительно качества выполняемых работ, которые не были устранены в установленные сроки, в связи с чем было принято решение об одностороннем отказе от контракта. В данном письме также указано, что по состоянию на 19.09.2018 выполнение по контракту составляет сумму в 116 103 179 руб. 16 коп. или 61 % от объема подлежащих к выполнению работ, что означает нарушение условий контракта, равно как и по состоянию на 01.09.2018. При этом, при наличии замечаний подрядчик был обязан их устранять в течение 2 дней и повторно предоставить график работ.
Доказательств устранения в установленном порядке замечаний, в том числе применительно к соблюдению графика выполнения работ, обществом представлено не было.
В связи с изложенным судом не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что расторгая контракт в одностороннем порядке, заказчик руководствовался критерием предположения о срыве срока выполнения работ по контракту; на момент одностороннего отказа обязательства подрядчиком были выполнены более чем на 66 % от общего объема, работы по своему составу и объему невыполненные подрядчиком к дате одностороннего отказа заказчика от контракта могли быть подрядчиком выполнены в срок.
Приведенные доводы не опровергают нарушения подрядчиком предусмотренного контрактом графика работ, в том числе по состоянию на дату принятия заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Судом также не могут быть приняты ссылки общества на его добросовестное поведение в качестве подрядчика, поскольку доказательств наличия непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность выполнения работ в установленные контрактом сроки, представлено не было.
Участвуя в аукционе, подрядчик должен действовать разумно и исходить из предложенных условий контракта, применительно к объемам и срокам исполнения работ в части их сопоставления с имеющимися возможностями, а также учитывая возможные риски и обстоятельства объективного характера, связанные с исполнением контракта.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заказчик действовал законно, отказавшись от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Судом также установлено, что заказчиком был соблюден предусмотренный законом порядок уведомления подрядчика о допущенных нарушениях и принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, решение управления от 17.10.2018 N РНП-23-428/2018 соответствует закону и не нарушает прав заявителя по делу, предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления общества отсутствуют.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда от 13.05.2019 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.05.2019 по делу N А32-2391/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.