г. Челябинск |
|
23 января 2024 г. |
Дело N А47-11538/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Соколовой И.Ю., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дюмеевым Э.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2023 по делу N А47-11538/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Администрация муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Чкаловский" (далее - ответчик, ООО "Чкаловский") об обязании в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 56:21:2701001:354, 56:21:2701001:414, 56:21:2701001:445, 56:21:2701001:355, 56:21:2701001:415, 56:21:2701001:446, 56:21:2701001:356, 56:21:2701001:416, 56:21:2701001:451, 56:21:2701001:357, 56:21:2701001:417, 56:21:2701001:452, 56:21:2701001:358, 56:21:2701001:418, 56:21:2701001:453, 56:21:2701001:359, 56:21:2701001:420, 56:21:2701001:454, 56:21:2701001:360, 56:21:2701001:421, 56:21:2701001:455, 56:21:2701001:361, 56:21:2701001:422, 56:21:2701001:456, 56:21:2701001:362, 56:21:2701001:423, 56:21:2701001:457, 56:21:2701001:363, 56:21:2701001:424, 56:21:2701001:458, 56:21:2701001:364, 56:21:2701001:425, 56:21:2701001:459, 56:21:2701001:365, 56:21:2701001:426, 56:21:2701001:460, 56:21:2701001:366, 56:21:2701001:427, 56:21:2701001:461, 56:21:2701001:367, 56:21:2701001:428, 56:21:2701001:462, 56:21:2701001:395, 56:21:2701001:429, 56:21:2701001:463, 56:21:2701001:396, 56:21:2701001:430, 56:21:2701001:464, 56:21:2701001:397, 56:21:2701001:431, 56:21:2701001:465, 56:21:2701001:401, 56:21:2701001:432, 56:21:2701001:466, 56:21:2701001:402, 56:21:2701001:433, 56:21:2701001:467, 56:21:2701001:403, 56:21:2701001:434, 56:21:2701001:469, 56:21:2701001:404, 56:21:2701001:435, 56:21:2701001:447, 56:21:2701001:405, 56:21:2701001:436, 56:21:2701001:448, 56:21:2701001:406, 56:21:2701001:407, 56:21:2701001:408, 56:21:2701001:409, 56:21:2701001:410, 56:21:2701001:411, 56:21:2701001:412, 56:21:2701001:413, 56:21:2701001:438, 56:21:2701001:437, 56:21:2701001:439, 56:21:2701001:440, 56:21:2701001:450, 56:21:2701001:441, 56:21:2701001:442, 56:21:2701001:443, 56:21:2701001:444, 56:21:2701001:468, 56:21:2701001:449, 56:21:2701001:480 (с учетом принятого судом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ, л.д. 35-42).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2023 (резолютивная часть от 18.10.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе администрация (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что ответчик исполнил свои обязательства по оплате налога за имущество за период с 2020-2022 года. Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). Суд не учитывает сведения из Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области, из которых следует, что участки, указанные в определении об истребовании доказательств, были отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за 2019 год, налог исчислен налогоплательщиком за спорные земельные участки и оплачен за 2019 год. Суд не установил, за какие именно земельные участки налогоплательщиком произведена оплата налога за 2020, 2021годы. Таким образом, ответчиком не доказан, а судом не установлен факт оплаты налога за спорные земельные участки за период 2020-2022 годы.
Апеллянт также указывает, что в ходе судебных заседаний установлено, что ответчик распоряжается спорными земельными участками, заключая договора купли-продажи земельных участков, и регистрирует переход права собственности на спорные земельные участки. Тем самым, ответчик уклоняется от уплаты налога на спорные земельные участки за период 2020-2022 годы и злоупотребляет своим правом (ст. 10 ГК РФ).
Таким образом, ответчик, не регистрируя право собственности на спорные земельные участки в ЕГРН, уклоняется от уплаты налога, чем нарушает имущественные права истца по поступлению в бюджет муниципального образования уплаты земельного налога.
Соответствующий требованиям части 2 статьи 262 АПК РФ отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, в границах муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области находился земельный участок с кадастровым номером 56:21:2701001:0270.
03.08.2007 между Главой муниципального образования Оренбургский район (продавец) и ООО "Чкаловский" (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности (далее - договор, л.д. 108-117 т. 5), по условиям которого продавец продал, а покупатель купил в частную собственность земельный участок местоположение установлено относительно ориентира одноэтажное здание механических ремонтных мастерских литер В, расположенного в границах участка, адрес ориентира: обл. Оренбургская, р-н Оренбургский, с/с Чкаловский, п. Чкалов, ул. Производственный квартал, N 6, N 9, N 10, N 13, N 14, N 15, N 16, N 18, N 19 (пункт 1 договора).
Земельный участок общей площадью 273 343 кв.м, назначение - земли населенных пунктов, для эксплуатации зданий, с кадастровым номером 56:21:2701001:0270 (пункт 2 договора).
Право собственности зарегистрировано в Управлении государственной регистрационной службы по Оренбургской области, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 05.09.2007 N 56АА531362 (л.д. 16 т. 1).
Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургской области N 5774-п от 19.12.2007 изменено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 56:21:2701001:0270 на строительство индивидуальных жилых домов (л.д. 17 т. 1).
Постановлением администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от 24.07.2008 N 3394-п установлено местоположение вновь образованных земельных участков в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 56:21:2701001:0270 (л.д. 18-44 т. 1).
В результате образованы земельные участки с кадастровыми номерами (л.д. 56-153 т. 1, л.д. 1-154 т. 2, л.д. 1-153 т. 3, л.д. 1-150 т. 4, л. Д 1-77 т. 5): 56:21:2701001:354, 56:21:2701001:414, 56:21:2701001:445, 56:21:2701001:355, 56:21:2701001:415, 56:21:2701001:446, 56:21:2701001:356, 56:21:2701001:416, 56:21:2701001:451, 56:21:2701001:357, 56:21:2701001:417, 56:21:2701001:452, 56:21:2701001:358, 56:21:2701001:418, 56:21:2701001:453, 56:21:2701001:359, 56:21:2701001:420, 56:21:2701001:454, 56:21:2701001:360, 56:21:2701001:421, 56:21:2701001:455, 56:21:2701001:361, 56:21:2701001:422, 56:21:2701001:456, 56:21:2701001:362, 56:21:2701001:423, 56:21:2701001:457, 56:21:2701001:363, 56:21:2701001:424, 56:21:2701001:458, 56:21:2701001:364. 56:21:2701001:425, 56:21:2701001:459, 56:21:2701001:365, 56:21:2701001:426, 56:21:2701001:460, 56:21:2701001:366, 56:21:2701001:427, 56:21:2701001:461, 56:21:2701001:367, 56:21:2701001:428, 56:21:2701001:462, 56:21:2701001:395, 56:21:2701001:429, 56:21:2701001:463, 56:21:2701001:396, 56:21:2701001:430, 56:21:2701001:464, 56:21:2701001:397, 56:21:2701001:431, 56:21:2701001:465, 56:21:2701001:401, 56:21:2701001:432, 56:21:2701001:466, 56:21:2701001:402, 56:21:2701001:433, 56:21:2701001:467, 56:21:2701001:403, 56:21:2701001:434, 56:21:2701001:469, 56:21:2701001:404, 56:21:2701001:435, 56:21:2701001:476, 56:21:2701001:405, 56:21:2701001:436, 56:21:2701001:477, 56:21:2701001:406, 56:21:2701001:437, 56:21:2701001:478, 56:21:2701001:407, 56:21:2701001:438, 56:21:2701001:481, 56:21:2701001:408, 56:21:2701001:439, 56:21:2701001:482, 56:21:2701001:409, 56:21:2701001:440, 56:21:2701001:447, 56:21:2701001:410, 56:21:2701001:441, 56:21:2701001:448, 56:21:2701001:411, 56:21:2701001:442, 56:21:2701001:450, 56:21:2701001:412, 56:21:2701001:443, 56:21:2701001:468, 56:21:2701001:413, 56:21:2701001:444, 56:21:2701001:480, 56:21:2701001:449.
Решением Совета депутатов муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 20.03.2020 N 164 утверждено положение "О земельном налоге муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (л.д. 45-48 т. 1).
Поскольку право собственности на вновь образованные земельные участки за ООО "Чкаловский" не зарегистрировано, по мнению истца, ответчик уклоняется от уплаты земельного налога за вновь образованные земельные участки.
Администрация письмом от 13.07.2022 N 450 обращалась к ООО "Чкаловский" с требованием оформить право собственности и привести в соответствие документы на вновь образованные земельные участки (л.д. 51-52 т. 1).
Право собственности на вышеуказанные вновь образованные земельные участки ООО "Чкаловский" не зарегистрировано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным исковым требованием.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
На основании части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке.
В части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2); вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Так понуждение ООО "Чкаловский" выполнить действия, которые оно должно совершить (обратиться с заявлением о регистрации права и зарегистрировать право собственности на земельные участки) должно вытекать либо из договора, либо из закона.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре как способ защиты гражданских прав заключается в понуждении должника выполнить действия, которые он должен совершить в силу связывающего стороны обязательства (договора). При этом обязательство должно носить строго определенный и бесспорный характер.
Целью указанной меры защиты является восстановление правового положения (права) лица в объеме, существующем до нарушения.
Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статьи 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.
Суд первой инстанции, верно, определил, что в предмет доказывания по такому иску входит установление определенных обязательств, наступление срока их исполнения и факт неисполнения ответчиком конкретных обязательств.
Между тем истцом не приведено ссылок на нормы законодательства, обязывающего ответчика совершить указанные в иске действия.
Нормы, устанавливающие обязанность ответчика совершить правовые действия согласно предмету спора судом также не установлены.
Общие правила и условия образования земельных участков определены статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1).
Статья 11.4 ЗК РФ предусматривает, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Из пункта 2 статьи 11.4 ЗК РФ следует, что при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые, в результате раздела, земельные участки.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 11.7 ЗК РФ при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4 - 11.7 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 11.8 ЗК РФ).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, с кадастрового учета был снят исходный земельный участок и поставлены на кадастровый учет вновь образованные земельные участки, при этом сведения в ЕГРН о правах ООО "Чкаловский" на образованные земельные участки не были воспроизведены, но запись о праве собственности на исходный земельный участок погашена.
Действия (бездействия) государственного органа по погашению записи о праве собственности ООО "Чкаловский" при разделе исходного земельного участка с кадастровым номером 56:21:2701001:0270 и не воспроизведению записи о праве собственности на вновь образованные земельные участки незаконными в судебном порядке не признаны.
В настоящем деле в рамках искового производства суд не вправе давать оценку соблюдения либо несоблюдения указанной выше процедуры.
В этой связи суд первой инстанции, оценив представленные в материалы настоящего дела документальные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, правомерно и обоснованно признал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не доказано нарушение его прав.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы истца о неуплате земельного налога, правомерно отметил, что согласно представленным доказательствам межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Оренбургской области, из которых следует, что участки, указанные в определении об истребовании доказательств были отражены налогоплательщиком в налоговой декларации за 2019 год, налог исчислен налогоплательщиком за эти участки и оплачен за 2019 год.
За 2020 год Инспекций (в связи с изменением налогового законодательства) исчислен земельный налог в сумме 28 265 руб., но оплачен обществом в сумме 173 360,80 руб. (платежное поручение от 05.03.2021 N 1), за 2021 год исчислен налог - 316 017 руб., но оплачен обществом 980 000 руб. (платежное поручение от 03.03.2022 N 6).
Кроме того согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
На основании изложенных норм права, принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 23.03.2010 N 11401/09, от 15.07.2010 N 14547/09, до приобретения собственником имущества права собственности на земельный участок в установленном законом порядке, единственным способом оплаты использования земли остается арендная плата.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям главы 7 АПК РФ доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, в связи с чем они не могут быть признаны основанием к отмене или изменению решения.
Каких-либо новых обстоятельств, опровергающих выводы суда, апеллянтом не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 АПК РФ. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.10.2023 по делу N А47-11538/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-11538/2022
Истец: Администрация муниципального образования Чкаловский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области
Ответчик: ООО "Чкаловский"
Третье лицо: Администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N7 по Оренбургской области, Управление Росреестра по Оренбургской области, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИСТЦА: ХОХЛОВА Н.М.