г. Хабаровск |
|
03 сентября 2019 г. |
А73-6762/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Правоурмийское": Нагульманов А.В. по доверенности от 11.03.2019 N 36-03/19ПУ,
от департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному Федеральному округу: Новоселова В.В. по доверенности от 18.01.2019 N 02-33/10; Анненков К.В. по доверенности от 05.12.2018 N 02-32/60;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Правоурмийское"
на решение от 10.06.2019
по делу N А73-6762/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Правоурмийское" (ОГРН 1072717000179, ИНН 2717015290)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1042700153627, ИНН 2721118073)
о признании незаконным и отмене требования,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Правоурмийское" (далее - ООО "Правоурмийское", Общество) является природопользователем, которое производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными объектами, размещает отходы производства и потребления.
На основании заявления Общества решением Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора, уполномоченный орган) от 11.08.2016 N 85 утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Правоурмийское" на период с 11.08.2016 по 10.08.2021.
В документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 11.08.2016 N 81-11/16Ю, выданном ООО "Правоурмийское", составленного в табличной форме, отражены: наименование вида отхода в разрезе классов опасности (I - V); код отхода по ФККО; годовой норматив образования отходов (тн), лимиты на размещение отходов, в том числе: отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, а также отходы, размещаемые на эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, в том числе по годам.
При этом в пункт 9 раздела "Отходы IV класса опасности" включены отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационных осаждением, код ФККО 22265111404, годовой норматив отходов - 119951,3 тн.
В ходе проверки сверки расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, за период с 20.04.2016 по 31.01.2019, оформленного актом от 19.02.2019, Департаментом Росприроднадзора выявлена задолженность за 2017 год в сумме 15 328 287 руб. 43 коп.
12.03.2019 в адрес Департамента Росприроднадзора от Общества поступила декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год.
В ходе проведения проверки поданной декларации, при рассмотрении Раздела 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" было установлено, что вид отхода "отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждениям" согласно графы 4 расчетов и в соответствии с документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 11.08.2016 N 81-11/16, имеет IV класс опасности отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО). Ставка платы при размещении отходов IV класс опасности в 2017 году составляет 663 руб. 20 коп. за тонну.
При расчете платы за вид отхода "отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждениям" Общество применило ставку платы для отходов V класса опасности (добывающей промышленности) - 1 руб. 1 коп. за тонну.
Установив наличие задолженности, уполномоченный орган направил в адрес ООО "Правоурмийское" требование от 21.02.2019 N 7 о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому Обществу предложено в срок до 20.03.2019 добровольно перечислить в бюджет задолженность по платежам в размере 15 328 287 руб. 43 коп., а также пени в сумме 2 570 553 руб. 80 коп., исчисленные за период со 02.03.2018 по 18.02.2019.
Посчитав, что вынесенное уполномоченным органом требование N 7 является незаконным и необоснованным и нарушает законные права и интересы Общества, последний обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с требование признать незаконным и отменить такое требование.
Решением от 10.06.2019 Арбитражный суд Хабаровского края признал недействительным требование Департамента Росприроднадзора от 21.02.2019 N 7 о доначислении и довнесении в бюджеты системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду в части доначисления пени в размере, превышающем сумму 1 342 374 руб. 77 коп., в остальной части в удовлетворении заявления отказал. Кроме того, суд взыскал с уполномоченного органа в пользу Общества 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, ООО "Правоурмийское" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает на то, что уполномоченным органом в нарушение Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" неверно произвел расчет платы в отношении Общества, относящегося к добывающей промышленности, по ставкам платы, установленным для отходов IV класса опасности, чем нарушил права ООО "Правоурмийское" в части законности предъявляемых к нему требований. Кроме того, Общество считает, что существенное увеличение платы может сказаться не только на возможность Общества своевременно гасить заемные средства с соответствующими процентами, но и на продолжение развития Общества вплоть до его закрытия учредителями или банкротства.
В своем отзыве на апелляционную жалобу Департамент Росприроднадзора не согласился с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласил жалобу. Просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители уполномоченного органа отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта руководствуясь следующим.
Негативным воздействием на окружающую среду (далее - НВОС) является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ)).
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (статья 3, часть 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за такие виды негативное воздействия как:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1, 3, 4 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 утверждены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 4 раздела III "Ставки платы за размещение отходов" для отходы IV класса опасности (малоопасные) (за исключением твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) на 2017 год установлена ставка 663 руб. 2 коп. за тонну.
Согласно пункту 5 раздела III "Ставки платы за размещение отходов" для отходов V класса опасности (практически неопасные) добывающей промышленности на 2017 год установлена ставка 1 руб. 1 коп. за тонну.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
В соответствии с пунктом 8 Правил плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 131 б-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление N 913), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением N 913 и Постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ, пункт 32 Правил N 255).
На основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3 утвержден Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено судом по материалам дела, в ходе проведения Департаментом Росприроднадзора проверки поданной ООО "Правоурмийское" декларации за 2017 год при рассмотрении Раздела 3 "Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления" было установлено, что вид отхода "отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждениям" согласно графы 4 расчетов и в соответствии с Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 11.08.2016 N 81-11/16 имеет IV класс опасности отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО). Ставка платы при размещении отходов IV класс опасности в 2017 году составляет 663 руб. 20 коп. за тонну. Однако при расчете платы за вид отхода "отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждениям" Общество применило ставку платы для отходов V класса опасности (добывающей промышленности) - 1 руб. 1 коп. за тонну.
Согласно строке 16 раздела 3 декларации следует, что за 2017 год у Общества образовалось отходов IV класса опасности "Отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждением" 77 463 тонны.
Учитывая ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов IV класса опасности в размере 663 руб. 2 коп. за тонну и стимулирующий коэффициент Кпо - 0,3, плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов IV класса опасности "Отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным осаждением" будет составлять: 77463 тн х 663,2 руб. /тн х 0,3 = 15 412 038,48 руб.
Согласно справке о начислениях по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год и поступлении в бюджеты Обществом было оплачено 83 751 руб. 05 коп., следовательно, сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду составляет 15 328 287 руб. 43 коп.
При таких обстоятельствах, судом правомерно сделан вывод о том, что оспариваемое требование в этой части соответствует действующему законодательству.
Обоснованно отклонена ссылка Общества о том, что для отходов, образованных при добыче полезных ископаемых, в том числе при дроблении, измельчении, просушке, сортировке, очистке и обогащения руд (для урановой и ториевой руд - при первичном обогащении таких руд), включая выщелачивание металлических руд, очистку и обогащение руд и песков драгоценных металлов, очистке и обогащения угля, агломерации железных руд и твердого топлива, применяется при исчислении платы за размещение отходов производства и потребления V класса опасности.
Так, положения пункта 16 Правил N 255 применяются исключительно для отходов V класса опасности добывающей промышленности. Для отходов IV класса опасности независимо от того, в каком производстве они образованны, применяется единая ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается разъяснениями Росприроднадзора в письме от 29.05.2017 N ОД-06-02-31/11232.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы в данной части, в апелляционной жалобе не приведено.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ и пунктом 33 Правил N 255 несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи, пунктами 32 и 34 настоящих Правил N 255.
Из оспариваемого требования от 21.02.2019 N 7 следует, что Департаментом Росприроднадзора на задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду Обществу начислены пени за период с 02.03.2018 по 18.02.2019 в размере 2 570 553 руб. 80 коп.
Вместе с тем, арбитражным судом установлено, что Департаментом Росприроднадзора за период с 02.03.2018 по 31.03.2018 применена ставка в размере 1/300, а за период с 01.04.2018 по 18.02.2019 ставка - 1/150. Однако примененный к расчету размер ставки 1/150 для исчисления пени не соответствует пункту 4 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ и пунктом 33 Правил N 255 и является необоснованным. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представители уполномоченного органа признали факт ошибочности применения ставки в размере 1/150, сославшись на программный расчет, и не отрицали правильность расчета пени заявителем по представленному им контррасчету.
При таких обстоятельствах требование Департамента Росприроднадзора от 21.02.2019 N 7 в части доначисления пени в размере, превышающем сумму 1 342 374 руб. 77 коп. признано арбитражным судом незаконным.
В данной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято исходя из фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 10.06.2019 по делу N А73-6762/2019 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6762/2019
Истец: ООО "Правоурмийское"
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2020 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5436/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5436/19
03.09.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4513/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-6762/19