город Томск |
|
3 сентября 2019 г. |
Дело N А03-8908/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Павловой Ю.И., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гареевой В.Ф., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (N 07АП-2772/2019(2)) на решение от 25.04.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8908/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью "Эко-Комплекс" (ОГРН 1162225087353, ИНН 2234015091), с. Первомайское Бийского района Алтайского края, к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (ОГРН 1082234000012, ИНН 2234019297), с. Первомайское Бийского района Алтайского края, к муниципальному образованию Первомайский сельсовет Бийского района Алтайского края в лице Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края (ОГРН 1022201945700, ИНН 2234003709), с. Первомайское Бийского района Алтайского края, о признании договоров недействительными и применении последствий недействительности сделки, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Бийского района Алтайского края, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Грибанов В.А., по доверенности от 06.05.2019 (сроком на 3 года), паспорт,
от ООО "Коммунальщик": Барнашова О.В., по доверенности от 01.01.2019 (сроком по 31.12.2019), паспорт
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-Комплекс" (далее - ООО "Эко-Комплекс", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением
к обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" (далее - ООО "Коммунальщик"), муниципальному образованию Первомайский сельсовет Бийского района Алтайского края в лице Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края (далее - Администрация) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:390001:1787 от 26.12.2016 N 1 между Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края и ООО "Коммунальщик" и применении последствия его недействительности в виде присуждения ООО "Коммунальщик" возвратить во владение Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером 22:04:390001:1787; о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:390001:1788 от 26.12.2016 N 2 между Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края и ООО "Коммунальщик" и применении последствия его недействительности в виде присуждения ООО "Коммунальщик" возвратить во владение Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером 22:04:390001:1788 (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.04.2019 (резолютивная часть объявлена 18.04.2019) признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:390001:1787 от 26.12.2016 N 1, заключенный между Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края и ООО "Коммунальщик", в части применения последствий его недействительности в виде присуждения ООО "Коммунальщик" возвратить во владение Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером 22:04:390001:1787 отказано; признан недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:390001:1788 от 26.12.2016 N2, заключенный между Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края и ООО "Коммунальщик", в части применения последствий его недействительности в виде присуждения ООО "Коммунальщик" возвратить во владение Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером 22:04:390001:1788 отказано; с Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края в пользу истца взыскано государственная пошлина в размере 3 000 руб., с ООО "Коммунальщик" в пользу истца взыскано государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ООО "Коммунальщик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части признания недействительными (ничтожными) договора аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:390001:1787 от 26.12.2016 N 1, заключенный между Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края и ООО "Коммунальщик"; в части применения последствий его недействительности в виде присуждения ООО "Коммунальщик" возвратить во владение Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером 22:04:390001:1787 - оставить без изменения, отменить решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.04.2019 г. в части признания недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:390001:1788 от 26.12.2016 N 2, заключенный между Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края и ООО "Коммунальщик"; в части применения последствий его недействительности в виде присуждения ООО "Коммунальщик" возвратить во владение Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края земельный участок с кадастровым номером 22:04:390001:1788 - оставить без изменения, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Истцу в обжалуемой части.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается, в том числе на то, что вывод суда о том, что материалы дела не содержат доказательства предоставления ООО "Коммунальщик" в администрацию Первомайского сельсовета документов, предусмотренных п. 8 Программы, ошибочен, не обоснован, поскольку, из решения не представляется возможным установить на какой пункт, из какой Программы, ссылается суд первой инстанции; суд не дал оценку Протоколу от 22.12.2016 г. N 2 комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Первомайский сельсовет Бийского района Алтайского края; судом не дана оценка Решению от 23.12.2016 г. N 31 Первомайского сельского Совета народных депутатов Бийского района Алтайского края "О принятии решения по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Первомайский сельсовет Бийского района Алтайского края", которым законодательный орган местного самоуправления решил предоставить имущественную поддержку субъекту малого и среднего предпринимательства, предоставить ООО "Коммунальщик" в аренду сроком на 20 лет два земельных участка с кадастровыми номерамии:22:04:390001:1787 и 22:04:390001:1788, Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края заключить договора аренды на указанные земельные участки; суд сделал ошибочный вывод о том, что не установлена совокупность условий, содержащихся в п. 4 ст.39.6 Земельного кодекса РФ для передачи земельных участков без торгов, соответственно, суд сделал ошибочный вывод о том, что оспариваемые сделки совершены с нарушением требований закона о порядке предоставления земельного участка для целей размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронении отходов на территории МО Первомайский сельсовет Бийского района; суд не привел достаточных оснований для вывода о нарушении оспариваемыми сделками прав неопределенного круга лиц, имеющих право претендовать на получение земельного участка в случае соблюдения установленных законом процедур, признает оспариваемые сделки ничтожными; суд в нарушение ст. 82 АПК РФ без оснований отклонил ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы по делу.
От ООО "Эко-Комплекс" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считая, что апелляционная жалоба ответчика на решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.04.2019 г. по настоящему делу не подлежит удовлетворению, отмечая, что сведения об ООО "Коммунальщик" (ответчике) как о юридическом лице- субъекте малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование которого предусмотрено ст. 4.1. Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в соответствующей редакции) (далее - ФЗ N209-ФЗ, ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"), отсутствуют и никогда в этот единый реестр не вносились. Это обстоятельство подтверждено приобщенными к материалам настоящего дела доказательствами, не оспаривается (признается) ответчиками (ст.70 п.3.1. АПК РФ), установлено арбитражным судом первой инстанции. Императивные нормы земельного права, предусмотренные ЗК РФ, устанавливают, что спорные договоры аренды земельных участков между ответчиками, могли быть заключены только на торгах, проводимых в форме открытого аукциона. Правовая позиция истца, в соответствии с которой нарушение требований закона о порядке предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, посягает и на публичные интересы, соответствует правовым позициям ВС РФ. Какие-либо доказательства, предусмотренные нормами ст. 18 п.4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", публикации указанного перечня имущества Первомайского сельсовета в средствах массовой информации официально для всеобщего сведения ответчиками в судебном разбирательстве в арбитражном суде первой инстанции не представлены (ст.65 п.1 АПК РФ), к материалам настоящего дела такие доказательства не приобщены.
Администрация и третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
В силу части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Учитывая, что решение суда в части отказа в удовлетворении требования о применении последствия недействительности договоров, подателем жалобы не обжалуется, до начала судебного заседания от лиц, участвующих в деле, соответствующих возражений не поступило, апелляционным судом проверяется законность и обоснованность обжалуемого решения только в части признания спорных договоров недействительными.
В судебном заседании представитель ООО "Коммунальщик" поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.12.2016 г. между Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края (Арендодатель) и ООО "Коммунальщик" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:390001:1787 N 1, согласно которому ООО "Коммунальщик" передан в пользование на условиях аренды, сроком на 20 лет земельный участок с кадастровым номером: 22:04:390001:1787, площадью 180738 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Алтайский край, Бийский район, с. Первомайское, в 190 м юго - западнее земельного участка с кадастровым номером 22:04:200001:546 (п.1 Договора).
Согласно п. 1.2 Договора участок предоставляется в соответствии с утвержденным генпланом муниципального образования Первомайский сельсовет Бийского района Алтайского края для размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронении отходов на территории МО Первомайский сельсовет Бийского района, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечении космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Пунктами 1.3, 2.1 Договора предусмотрено, что договор одновременно имеет силу акта приема-передачи, земельный участок считается переданным с 01.01.2017 г.
26.12.2016 г. между Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края (Арендодатель) и ООО "Коммунальщик" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 22:04:390001:1788 N 2, согласно которому ООО "Коммунальщик" передан в пользование на условиях аренды, сроком на 20 лет земельный участок с кадастровым номером: 22:04:390001:1788, площадью 76 288 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Алтайский край, Бийский район, с. Первомайское, в 43 м юго - западнее земельного участка с кадастровым номером 22:04:200001:546 (п.1 Договора).
Согласно п. 1.2 Договора участок предоставляется в соответствии с утвержденным генпланом муниципального образования Первомайский сельсовет Бийского района Алтайского края для размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронении отходов на территории МО Первомайский сельсовет Бийского района, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечении космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Пунктами 1.3, 2.1 Договора предусмотрено, что договор одновременно имеет силу акта приема-передачи, земельный участок считается переданным с 01.01.2017 г.
Истец обратился в Администрацию Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края с заявлениями N 1 без даты и N 2 от 20.01.2017 о предоставлении спорных земельных участков в аренду сроком на 5 лет.
Администрация Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края письмом N 20 от 06.02.2017 г. сообщила о невозможности их предоставления в связи с предоставлением их ООО "Коммунальщик" на условиях аренды, сроком на 20 лет.
Указанные обстоятельства явились причиной обращения в суд истца с настоящим иском.
В части отказа в удовлетворении иска в части требования о применении последствия его недействительности, решение суда не обжалуется.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Передача во временное владение и (или) пользование государственного или муниципального имущества в силу ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) возможна исключительно по результатам торгов, за исключением случаев, установленных Законом о защите конкуренции.
Одним из исключений из общего правила предоставления имущества по результатам торгов является предоставление имущества в порядке оказания государственной помощи (преференции).
Порядок предоставления государственных преференций установлен главой 5 Закона о защите конкуренции и предусматривает получение предварительного согласия антимонопольного органа, необходимость использования предоставленного во временное владение и пользование имущества исключительно в целях, установленных п. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.
Одной из таких целей предоставления является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18).
Вышеуказанные органы вправе утверждать соответствующие перечни государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 4 ст. 18). Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами органов РФ, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления (ч. 4.1 ст. 18).
Как усматривается из материалов дела, 19.12.2016 г. постановлением Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края N 209 утверждена Муниципальная программа "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Первомайский сельсовет Бийского района Алтайского края" на 2016-2022 годы", предметом которой является система мер, направленных на достижение целей государственной политики в области развития предпринимательства в Первомайском сельсовете Бийского района, в том числе начинающих и действующих малых инновационных компаний.
Согласно п. 2.1.1.2. раздела 2 Программы сбор, транспортировка, переработка, утилизация и захоронение отходов определены в качестве приоритетов политики в сфере реализации программы.
Исполнители программы в рамках своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края, регламентирующие сроки и порядок рассмотрения заявок СМСП, претендующих на государственную поддержку, обеспечивают выполнение намеченных мероприятий, осуществляют размещение заказов на выполнение работ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подготовку предложений по корректировке программы. Сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства составляют не более 30 календарных дней.
Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия (раздел 6 Программы).
Протоколом N 1 от 19.12.2016 г. по результатам проведения общественных обсуждений, утвержден проект постановления Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края об утверждении муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Первомайский сельсовет Бийского района Алтайского края на 2016-2022 годы".
Протокол и заключение об общественных обсуждениях по проекту опубликовано на официальном сайте Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края http://pervomaiskoe.biysk22.ru.
Постановлением N 216 от 26.12.2016 г. Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" утвержден порядок формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и утвержден порядок и условия предоставления в аренду имущества, включенного в перечень муниципального имущества Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Имущественная поддержка субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 12 закона Алтайского края от 17.11.2008 N 110-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется в виде передачи в аренду на долгосрочной основе без проведения торгов муниципального имущества Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края, включенного в перечень муниципального имущества Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - "Перечень муниципального имущества Первомайского сельсовета"), в соответствии с муниципальной программой "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Первомайский сельсовет Бийского района Алтайского края на 2016-2022 годы", утвержденной постановлением администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края от19.12.2016 N 209.
Распоряжением N 15-сх 19.12.2016 г. Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края спорные земельные участки внесены в перечень муниципального имущества Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
ООО "Коммунальщик" обратился в Администрацию Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края с заявлением от 21.12.2016 г. о предоставлении спорных земельных участков в аренду сроков на 49 лет.
26.12.2016 земельный участок с кадастровым номером 22:04:390001:1787N 1 Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края предоставлен в аренду ООО "Коммунальщик" по договору аренды земельного участка N 1, земельный участок с кадастровым номером 22:04:390001:1788 по договору аренды земельного участка N 2.
9.10.2018 г. указанные договоры расторгнуты, из указанных земельных участков образованы новые земельные участки с кадастровыми номерами 22:04:390001:1808 и с кадастровым номером 22:04:390001:1809, в отношении которых 05.12.2018 г. заключены договоры аренды между Администрацией Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края и ООО "Коммунальщик" N 6, N 7 сроком на 20 лет.
Между тем, в соответствии с содержанием норм ст.ст. 4 п.1; 4.1. п.п.1, 2 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в соответствующей редакции), ст.10 п.п.1-4;10;11-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 29.12.2015 N 408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) после 1.08.2016 г. правом на предусмотренную ФЗ N 209-ФЗ (в соответствующей редакции) поддержку (в соответствии с муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства) обладают только те юридические лица, которые отвечают условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 ФЗ N20-ФЗ и сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование которого предусмотрено ст.4.1.указанного закона.
В соответствии с правилами ст.4 п.5 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" от 24.07.2007 N 209-ФЗ в редакции ст.6 п.1) е) ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 29.12.2015 N 408-ФЗ (ред. от 03.07.2016) заявить о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ФЗ N 20-ФЗ, имеет право только такое вновь созданное юридическое лицо, сведения о котором внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ".
Таким образом, исходя из норм вышеуказанных законов, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся лица (при наличии прочих, предусмотренных федеральных законодательством юридических фактов, характеризующих этих лиц), сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Судом установлено, что ООО "Коммунальщик" создано 18.01.2008, то есть не относится к вновь созданным, сведения об ООО "Коммунальщик" (ответчике) как о юридическом лице - субъекте малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование которого предусмотрено ст.4.1. ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в соответствующей редакции), отсутствуют и никогда в этот единый реестр не вносились. Это обстоятельство подтверждено приобщенными к материалам настоящего дела доказательствами, в том числе сведениями из реестров и не оспаривается ответчиками ( ст.70 п.3.1. АПК РФ), установлено арбитражным судом первой инстанции.
Доказательства иного в материалы дела ответчиками не представлены.
При этом как обоснованно отмечено истцом в отзыве на жалобу, в письме ФНС России "О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства" от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@, отмечено о недопустимости подтверждения территориальными налоговыми органами ФНС России принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства при отсутствии сведений о соответствующем юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подтверждение принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства осуществляется заинтересованным лицом при обращении к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.
В письме Минэкономразвития РФ "О реализации мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" от 09.09.2016 N Д05и-1025 также изложена позиция о том, что "_право на получение поддержки, оказываемой начиная с 1 августа 2016 года, у хозяйствующих субъектов, не включенных в реестр субъектов МСП, отсутствует".
Таким образом, вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что ответчиками не представлены и в материалах настоящего дела отсутствуют относимые и допустимые доказательства существования права ООО "Коммунальщик" в соответствии с ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, на получение имущественной поддержки Администрации Первомайского сельсовета, предназначенной для субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствует требованиям федерального законодательства, имеющимся в деле доказательствам, а соответствующие доводы апелляционной жалобы ООО "Коммунальщик" подлежат отклонению.
В этой связи ссылки апеллянта на указание судом на п. 8 Программы, а не порядка не имеют существенного значения и не привели к неверным выводам в указанной части (с л.д. 136 т.1).
Согласно положениям статьи 39.6. пункта 1 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 39.6. ЗК РФ.
При этом в соответствии со ст. 14 п.1 пп.3-5 ФЗ N 209-ФЗ, предусмотрено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются в том числе - равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; открытость процедур оказания поддержки".
Более того, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 18 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" от 24.07.2007 N 209-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.
Как следует из материалов дела и иного не представлено, что доказательства опубликования в средствах массовой информации перечня имущества в материалах отсутствуют.
При этом, как обоснованно отметил истец в своем отзыве, размещение указанного перечня имущества Первомайского сельсовета на его официальном сайте в сети "Интернет" не является его опубликованием в средствах массовой информации и, следовательно, не прекращает обязанность Администрации Первомайского сельсовета опубликовать это перечень в средствах массовой информации официально для всеобщего сведения.
Учитывая все вышеизложенное, принимая во внимание наличие доказательств обращения и истца в Администрацию с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков, суд обоснованно указал, что судом не установлено совокупности условий, предусмотренных вышеуказанной статьей для передачи земельных участков без торгов, в силу чего, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 422, пунктов 1, 3 статьи 166, пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", разъяснениями, данными в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений разд. I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые сделки совершены с нарушением требований закона о порядке предоставления земельного участка для целей размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронении отходов на территории МО Первомайский сельсовет Бийского района, влекут нарушение прав неопределенного круга лиц, имеющих право претендовать на получение земельного участка в случае соблюдения установленных законом процедур, в связи с чем являются ничтожными.
В ходе рассмотрения дела, представитель ответчика настаивал на фальсификации заявления ООО "Эко-Комплекс" с входящим номером N 275 в части даты 20.12.2016 г, и просил назначить почерковедческую экспертизу о том кем, Ткачевым или иным лицом на штемпеле выполнена запись "20_12 _2016 г.".
Проверка заявления о фальсификации была произведена судом путем допроса главы Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края Ткачева А.Н., директора ООО "Эко-Комплекс" Речкова Е.С., истребования из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю копию регистрационного (-ых) дела (-л) на земельные участки с кадастровыми номерами 22:04:390001:1788 и N 22:04:390001:1787, а также на земельные участки с кадастровыми номерами N 22:04:390001:1808 и N 22:04:390001:1809, из Администрации Первомайского сельсовета Правила землепользования, схемы расположения земельного участка, информации о том, на каком основании данные земельные участки включены в перечень муниципального имущества, сведения о публикации порядка и муниципальной программы на сайте Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края, заявление ООО "Коммунальщик", из Администрации Бийского района Алтайского края информацию о том кто обладает правом на распоряжение спорными земельными участками с кадастровыми номерами 22:04:390001:1788, 22:04:390001:1787, на каком основании данные земельные участки включены в перечень муниципального имущества.
Отклоняя данное заявление, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что документы аналогичны, кроме даты на экземпляре истца: на штемпеле выполнена запись "20_12 _2016 г.".
Между тем сторонами не оспаривается сам факт подачи заявления истцом и это обстоятельство установлено судом из объяснений главы Администрации Первомайского сельсовета Бийского района Алтайского края Ткачева А.Н. и директора ООО "Эко-Комплекс" Речкова Е.С.
Апелляционный суд исходя из всех обстоятельств установленных по делу, считает обоснованным вывод суда первой инстанции, что в данном случае дата подачи заявления не имеет правового значения, т.к. Администрация признала ООО "Коммунальщик" обладателем права на заключение спорных договоров аренды ранее даты обращения с указанным заявлением истца, а 26.12.2016 г. с ООО "Коммунальщик" уже заключены договоры аренды.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что суд в нарушение ст. 82 АПК РФ без оснований отклонил ходатайство о назначении почерковедческой экспертизы по делу, подлежит отклонению как несостоятельный.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых основания для удовлетворения иска в обжалуемой части.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.04.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8908/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальщик" 3000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по чеку-ордеру от 28.06.2019 операция N 36.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Ю.И. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8908/2018
Истец: ООО "Эко-Комплекс"
Ответчик: ООО "Коммунальщик", Первомайский сельсовет в лице администрации сельсовета
Третье лицо: Администрация Бийского района АК, Управление Росреестра по Алтайскому краю