город Ростов-на-Дону |
|
02 сентября 2019 г. |
дело N А53-27687/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гребенкиной И.П.
при участии:
от МП "Азовводоканал": представитель Пустовой С.С. по доверенности от 01.10.2018 (до перерыва);
от УМП ЖКХ Кулешовское сельское поселение: представители Тюпанский С.А. по доверенности от 08.04.2019, Погребняк Н.В. по доверенности от 18.04.2018, Острижный Д.С. по доверенности от 08.04.2019 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Азовводоканал" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2019 по делу N А53-27687/2018 по иску муниципального предприятия "Азовводоканал"
(ИНН 6140000097 ОГРН 1026101790846) к унитарному муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения (ИНН 6101037745 ОГРН 1066101025869) о взыскании по иску унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения к муниципальному предприятию "Азовводоканал" о взыскании, принятое судьей Овчаренко Н.Н.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Азовводоканал" (далее - предприятие "Азовводоканал") обратилось в суд с иском к унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения (далее - предприятие ЖКХ) о взыскании задолженности в размере 4 589 305,99 руб.
В рамках дела N А53-28644/2018 унитарное муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения обратилось в суд с исковым заявлением муниципальному предприятию "Азовводоканал" о взыскании задолженности в размере 5 889 996,12 руб., пени в размере 301 494,68 руб. (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
Определением суда от 04.12.2018 суд объединил дело N А53-28644/2018 с делом N А53-27687/2018 для совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу N А53-27687/2018.
Решением суда от 15.03.2019 в удовлетворении требований МП "Азовводоканал" отказано. Требования унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, МП "Азовводоканал" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела не исследовал вопрос о том, в каком объеме фактически оказана услуга по транспортировке холодной воды и имелись ли у МП "Азовводоканал" претензии к качеству оказываемой услуги, в то время как МП "Азовводоканал" неоднократно указывало, что в адрес УМП ЖКХ были направлены отказы от подписания акта с указанием недостатков, в том числе, недопоставки холодной воды до абонентов, возникшей в результате потерь воды при транспортировке.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2019 произведена замена судьи Фахретдинова Т.Р. (в связи с нахождением в отпуске) на судью Мисника Н.Н.
В судебном заседании представитель МП "Азовводоканал" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители УМП ЖКХ Кулешовское сельское поселение возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 19.08.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 26.08.2019 до 12 час. 40 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Азовского района от 10.11.2017 N 1015 "О наделении МП "Азовводоканал" г. Азова статусом гарантирующего поставщика в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Азовского района" с 01.01.2018 МП "Азовводоканал" наделено статусом гарантирующего поставщика, осуществляющего оказание услуг по водоснабжению холодной питьевой водой и отведению сточных вод населения, предприятий и учреждений расположенных на территории Азовского района Ростовской области в с. Кулешовка, х. Новоалександровка, и Новоалександровской промышленной зоне.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2017 N 80/8 МП "Азовводоканал" установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей Кулешовского, Новоалександровского сельских поселений Азовского района.
Между МП "Азовводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и УМП ЖКХ "Кулешовского сельского поселения" (транзитная организация) 28.11.2017 заключен типовой договор по транспортировке холодной воды.
Согласно пункту 1 договора транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой) воды.
Транзитная организация учитывает допустимые изменения качества холодной (питьевой) воды и холодной (технической) воды и потерь холодной воды при транспортировке от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-организационного хозяйства. Организация водопроводно-организационного хозяйства обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества.
Местом исполнения обязательств по договору является село Кулешовка, хутор Новоалександровка и Новоалександровской промышленной зоне (пункт 3 договора).
В соответствии с пунктом 8 договора оплата по настоящему договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства по тарифам на транспортировку воды, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Оплата по настоящему договору уменьшается на стоимость потерь воды при транспортировке, определенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пункте 13 договора указано, что оплата по настоящему договору осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счета, выставленного организацией, путем перечисления денежных средств на расчетный счет при наличии подписанного акта об оказании услуг по транспортировке холодной воды и счета-фактуры.
В соответствии с пунктом 16 договора транзитная организация обязана, в том числе:
а) качественно и бесперебойно оказывать услуги по транспортировке холодной воды по принадлежащим транзитной организации и (или) эксплуатируемым транзитной организацией водопроводным сетям в границах эксплуатационной ответственности, предусмотренных приложением N 2 к настоящему договору, с учетом допустимых изменений качества воды и потерь воды при транспортировке в соответствии с режимом подачи воды и в пределах мощности (нагрузки), определенной в нагрузки), определенной в настоящем договоре.
б) обеспечивать надлежащее техническое состояние и функционирование сетей холодного водоснабжения, расположенных в границах эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Сведения о составе и сроках проведения регламентных технических работ, обязательных для проведения транзитной организацией, приводятся по форме согласно приложению N 7.
Учет объема поданной (полученной) холодной воды осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. Для учета поданной (полученной) холодной воды транзитная организация устанавливает на границе эксплуатационной ответственности в точке приема и точке подачи приборы учета холодной воды, за исключением случаев, когда приборы учета холодной воды не устанавливаются в силу отсутствия технической возможности (пункт 18 договора).
Коммерческий учет полученной холодной воды в узлах учета не границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организации обеспечивает транзитная организация (пункт 20 договора).
В соответствии с пунктом 21 договора количество поданной (переданной) холодной воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет воды, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда осуществление коммерческого учета осуществляется расчетным способом в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Как видно из материалов дела, ежемесячно после получения счетов за транспортировку холодной воды и актов об оказании услуг по транспортировке, МП "Азовводоканал" направляло в адрес УМП ЖКХ "Кулешовского сельского поселения" мотивированные отказы от подписания акта с указанием недостатков и сроков их устранения. Основанием для отказа служило не выполнение условий договора, в части уменьшения на стоимость потерь воды при транспортировке.
По мнению МП "Азовводоканал", за период с января по июнь 2018 года при транспортировке холодной воды предприятие ЖКХ "потеряло" 128 740,23 куб.м (потери холодной воды при транспортировке), стоимость которых составляет 4 589 305,99 руб.
Неоплата стоимости потерь за спорный период послужила основанием для обращения МП "Азовводоканал" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
УМП ЖКХ "Кулешовского сельского поселения" в обоснование заявленных к МП "Азовводоканал" требований ссылается на неоплату оказанных услуг по транспортировке холодной воды за период с января по июнь 2018 года.
Предприятию "Азовводоканал" были направлены акты выполненных работ, счет -фактуры и счета: исх. N 66 от 30.01.2018 (вх. N 50/17-1/185 от 31.01.2018); исх. N 140 от 01.03.2018 (вх. N 1/381 от 02.03.2018); исх. N 217 от 02.04.2018 г (вх. 50/17-1/560); исх. N 313 от 25.04.2018 (вх. 1/657 от 26.04.2018); исх. N 388 от 30.05.2018 (вх. от 30.05.2018); исх. N 460 от 03.07.2018 (вх. 50/17-1/922 от 03.07.2018); исх. N 96 от 12.02.2018 (т. 2, л.д. 59-76).
По данным предприятия ЖКХ задолженность за оказанные услуги по транспортировки холодной воды составила 5 889 996, 12 руб.
03.08.2018 в адрес МП "Азовводоканал" направлена претензия с требованием об оплате спорной задолженности, поскольку претензия оставлена без финансового удовлетворения, предприятие ЖКХ обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отношения сторон регулируются нормами договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Пунктом 1 статьи 781 названного Кодекса установлена обязанность заказчика оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Федеральным Законом "О водоснабжении и водоотведении" определены следующие понятия: гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Данным Законом также введено понятие "транспортировка воды (сточных вод)", перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (статья 2).
Понятие "транзитная организация", изложенное в пункте 2 Правил N 644, то есть организация, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод, полностью корреспондируется с вышеуказанными терминами, изложенными в статье 2 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Частью 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации, Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно частям 1, 2 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении, в целях обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры, в том числе по транспортировке воды и иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Указанные в части 1 настоящей статьи договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 ст. 16 Закона N 416-ФЗ по договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона N 416-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие транспортировку воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях.
Судом первой инстанции установлено, что требование истца возникло из договора по транспортировке холодной воды, согласно которому МУП ЖКХ Кулешовского сельского поселения как транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязалось осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям и обеспечивать транспортировку холодной (питьевой) воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности, а организация водопроводного хозяйства обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды.
Предприятием "Азовводоканал" стоимость потерь воды при транспортировке за период с января 2018 года по июнь 2018 года определена как разница, между объемом воды, поставленной в сети транспортирующей организации, и объемом холодной воды, реализованной своим абонентам.
В соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании; а граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемую в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Согласно пункту 21 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776) в случае, если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
Как было указано, согласно п. 3 договора местом исполнения обязательств по договору является с. Кулешовка, х. Новоалександровка и промышленная зона "Новоалександровская".
Согласно приложению N 1 к договору границей эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организацией является водопроводные колодцы ВК-1, ВК-2, ВК-3, узлы врезок и запорная арматура, а также водопроводные сети от точек врезок, включая водопроводные колодцы, расположенные на данных водопроводных сетях, находятся в эксплуатационной ответственности и обслуживаются УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения.
В приложении N 6 к договору указаны количество, марка, заводской номер приборов учета и места их расположения: ВК-1, ВК-2 и ВК-3 иных мест учета Договором не предусмотрено.
Как видно из материалов дела, ежемесячно в присутствии представителя МП "Азовводоканал" составлялся акт снятия показаний водомера, а также вносились данные в журнал учета полученной воды и переданных стоков.
В пункте 3 статьи 16 Федерального Закона указано, что оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам на транспортировку воды.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом (пункт 75 Основ ценообразования).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные параметры регулирования тарифов не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.
Судом первой инстанции установлено, что в Постановлении N 80/4 от 20.12.2017 Региональной службы по тарифам Ростовской области установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения УМП ЖКХ Кулешовского сельского поселения, Азовский район, согласно приложению N 2 указанного постановления, п/п 4 уровень потерь воды на 2018 год составляет 12%. Указанные потери включены в тариф в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, который составляет 6,38 руб. и для населения с учетом НДС 7,53 руб.
В соответствии с пунктом 14 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом Минстроя России от 04.04.2014 N 162/пр, плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности определяются с учетом фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности за последний отчетный период, по которому имеются подтвержденные фактические данные.
В п/п 3 приложения N 2 Постановления N 80/8 от 20.12.2017 Региональной службы по тарифам Ростовской области "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МП "Азовводоканал" на 2018-2020 годы" указан уровень потерь воды 25,41%. Указанные потери включены в тариф в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей Кулешовского, Новоалександровского сельских поселений Азовского района.
Согласно Приказу Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э, пункта 7 - объем потерь воды при транспортировке и потребление воды регулируемой организацией на собственные нужды определяется органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 27 основ ценообразования.
В пункте 27 постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" указано, что при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь воды.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал МП "Азовводоканал" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы МП "Азовводоканал" со ссылкой на пункт 6 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ не принимаются.
Действительно, пунктом 6 статьи 12 указанного Закона установлено, что организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
При этом заявителем не учтено, что в стоимость питьевой воды, отпускаемой предприятию ЖКХ, уже включены потери воды.
Как указывалось выше, предприятием "Азовводоканал" предъявлено предприятию ЖКХ требование, основанное, по сути, расчетным способом по определению разницы объемов воды на потери, которые, как ошибочно полагает заявитель, не заложены в тарифе.
Предприятием "Азовводоканал" в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, при наличии утвержденных РЭК Ростовской области тарифов на питьевую воду, в состав которых входят и соответствующие потери воды, что данные потери образовались в результате порывов на водопроводных сетях, утечек воды, безучетном водоразборе из водопроводных колонок жителями населенных пунктов, где не организовано водоснабжение.
Относительно требований предприятия ЖКХ суд апелляционной инстанции полагает необходимым исходить из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения. По договору по транспортировке горячей или холодной воды организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку воды с учетом допустимых изменений качества воды от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности такой организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение) обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема воды установленного качества.
Местом исполнения обязательств организации, эксплуатирующей водопроводные сети, является точка на границе эксплуатационной ответственности этой организации, если иное не предусмотрено договором по транспортировке горячей или холодной воды (статья 16 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Пунктом 46 Правил N 644 предусмотрено, что заключение организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и транзитной организацией, осуществляющей транспортировку холодной воды или транспортировку сточных вод, соответственно договора по транспортировке холодной воды или договора по транспортировке сточных вод является обязательным.
Суд первой инстанции, признавая расчет предприятия ЖКХ верным, не сослался на доказательства, чем подтверждается заявленный предприятием ЖКХ объем транспортировки.
В соответствии с пунктом 16 договора транзитная организация обязана, в том числе:
а) качественно и бесперебойно оказывать услуги по транспортировке холодной воды по принадлежащим транзитной организации и (или) эксплуатируемым транзитной организацией водопроводным сетям в границах эксплуатационной ответственности, предусмотренных приложением N 2 к настоящему договору, с учетом допустимых изменений качества воды и потерь воды при транспортировке в соответствии с режимом подачи воды и в пределах мощности (нагрузки), определенной в нагрузки), определенной в настоящем договоре.
б) обеспечивать надлежащее техническое состояние и функционирование сетей холодного водоснабжения, расположенных в границах эксплуатационной ответственности, в соответствии с требованиями нормативно-технической документации. Сведения о составе и сроках проведения регламентных технических работ, обязательных для проведения транзитной организацией, приводятся по форме согласно приложению N 7.
Учет объема поданной (полученной) холодной воды осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. Для учета поданной (полученной) холодной воды транзитная организация устанавливает на границе эксплуатационной ответственности в точке приема и точке подачи приборы учета холодной воды, за исключением случаев, когда приборы учета холодной воды не устанавливаются в силу отсутствия технической возможности (пункт 18 договора).
Коммерческий учет полученной холодной воды в узлах учета не границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения организации водопроводно-канализационного хозяйства и транзитной организации обеспечивает транзитная организация (пункт 20 договора).
В соответствии с пунктом 21 договора количество поданной (переданной) холодной воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет воды, в соответствии с данными учета фактического потребления холодной воды по показаниям приборов учета, за исключением случаев, когда осуществление коммерческого учета осуществляется расчетным способом в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Между сторонами отсутствует спор об объеме воды, подданной в водопроводную сеть, в каждом месяце спорного периода. Из представленных в материалы дела документов видно, что по приборам абонентов, присоединенных к сетям, количество воды в каждом месяце спорного периода, доставлялось в меньшем объеме, нежели принято в сеть.
В соответствии с п. 6. ст. 12 Закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций.
Пунктом 8 типовой формы договора транспортировки холодной воды предусмотрено, что оплата по договору уменьшается на стоимость потерь воды при транспортировке, определенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку предприятием ЖКХ обеспечен учет подачи воды, при наличии не оспоренных сведений об объеме воды, полученной абонентами, расчет объема транспортируемой воды и задолженность за транспортировку воды составляет 656 466,64 куб., то есть 4 943 193,80 руб.
Таким образом, с МП "Азовводоканал" в пользу унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения подлежит взысканию 4 943 193,80 руб., в удовлетворении остальной части требований следует отказать.
Предприятием ЖКХ также заявлено требование о взыскании неустойки за период 16.02.2018 по 03.08.2018 в размере 301 494,68 руб.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, в силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пеню). При этом неустойка может быть предусмотрена законом или договором.
В силу ст. 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. То есть вид ответственности в форме законной неустойки должен быть установлен специальным законом.
В силу статьи 8 Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" действие положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения, договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения, договоров теплоснабжения, договоров теплоснабжения и поставки горячей воды, договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
Это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам (пункт 2 статьи 422 ГК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Пунктом 47 договора предусмотрено в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства обязательств по оплате, предусмотренных настоящим договором, транзитная организация вправе потребовать от организации водопроводно-канализационного хозяйства уплаты пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016) даны разъяснения по вопросу о том, на какой момент определяется размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации для расчета подлежащей взысканию на основании судебного решения законной неустойки за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов. В частности, указано следующее, что статьей 25 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", ст. 13 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена законная неустойка за просрочку исполнения обязательства по оплате потребления соответствующих энергетических ресурсов. Согласно указанным нормам размер неустойки определяется в зависимости от ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (далее - ставка), действующей на дату уплаты пеней на не выплаченную в срок сумму. Следовательно, при добровольной уплате названной неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа. При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке. Вместе с тем по смыслу данной нормы, закрепляющей механизм возмещения возникших у кредитора убытков в связи с просрочкой исполнения обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов, при взыскании суммы неустоек (пеней) в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка на день его вынесения. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
По расчету суда апелляционной инстанции размер неустойки за период с 16.02.2018 по 03.08.2018 составляет 255 494,78 руб.
Таким образом, с МП "Азовводоканал" в пользу унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения подлежит взысканию 255 494,78 руб., в удовлетворении остальной части требований следует отказать.
Таким образом, решение суда подлежит изменению.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2019 по делу N А53-27687/2018 изменить.
Абзац 3 и 4 резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального предприятия "Азовводоканал" (ИНН 6140000097 ОГРН 1026101790846) в пользу унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения (ИНН 6101037745 ОГРН 1066101025869) задолженность в размере 4 943 193,80 руб., неустойку в размере 255 494,78 руб. В удовлетворении остальной части требований унитарного муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения отказать.
Взыскать с муниципального предприятия "Азовводоканал" (ИНН 6140000097 ОГРН 1026101790846) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 45 307,69 руб.".
Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:
"Взыскать с муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения (ИНН 6101037745 ОГРН 1066101025869) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 8 649,31 руб.".
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2019 по делу N А53-27687/2018 оставить без изменения.
Взыскать с муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства Кулешовского сельского поселения (ИНН 6101037745 ОГРН 1066101025869) в пользу муниципального предприятия "Азовводоканал" (ИНН 6140000097 ОГРН 1026101790846) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 480,90 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27687/2018
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АЗОВВОДОКАНАЛ", УНИТАРНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КУЛЕШОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АЗОВВОДОКАНАЛ", УНИТАРНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КУЛЕШОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ.
Третье лицо: Региональная служба по тарифам Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9797/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9797/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27687/18
02.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6756/19
15.03.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27687/18