город Ростов-на-Дону |
|
02 сентября 2019 г. |
дело N А53-6574/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2019 по делу N А53-6574/2019, принятое судьей Ерёминым Ф.Ф., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шахтостроительный альянс" к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красный Сулин Ростовской области (межрайонное) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Шахтостроительный альянс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красный Сулин Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным решения N 071S19190001026 от 18.01.2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2019 заявленные требования удовлетворены, решение управления N 071S19190001026 от 18.01.2019 признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции не принял во внимание представленные на бумажном носителе Сведения о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ "исходная", в данных сведениях видно, что в форме СЗВ-СТАЖ "исходная" в графе 13 содержится значение "0"; в обжалуемом судебном акте не указано оснований, в соответствии с которыми решение признано не соответствующим закону либо иному нормативному акту.
Общество с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка в отношении общества на предмет правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
По итогам проверки управлением выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в части предоставления сведений персонифицированного учета с нарушением установленных сроков, а именно пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ от 01.04.1996.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для принятия управлением решения N 071S19190001026 от 18.01.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись с решением N 071S19190001026 от 18.01.2019, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемым решением управления прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В Постановлении Конституционного суда РФ от 19.01.2016 N 2-П указано, что в целях обеспечения исполнения плательщиками страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов, которая вытекает в т.ч. из статьи 57 Конституции РФ, распространяющей свое действие на обязательные платежи публично-правового характера, а также возмещении ущерба, причиненного её неисполнением, федеральный законодатель установил систему страховых сборов и предусмотрел меры государственного принуждения, которые могут быть, как правовосстановительными, обеспечивающие плательщиками страховых вносов его обязанностей по уплате страховых взносов, так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве еры ответственности дополнительные выплаты.
При этом, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование оснований, условий и сроков привлечения к юридической ответственности в данной сфере, должен исходить из того, что юридическая ответственность может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями: наличие состава правонарушения является необходимым для всех видов ответственности, а его признаки, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического правового государства, включая требования справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическим лицами, как субъектами ответственности. Общепризнанным принципом привлечения к ответственности во всех отраслях права является наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, а всякое исключение из него должно будет выражено прямо и недвусмысленно, т.е. предусмотрено непосредственно в Законе РФ.
В силу положений Конституции РФ основанное на принципе справедливости требование соразмерности правовой ответственности совершенному правонарушению предполагает в качестве общего правила дифференциацию такой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении наказания.
Закон N 27-ФЗ закрепляя ответственность страхователей за правонарушения, предусмотренные его статьей 17, предусматривает абсолютно определённые санкции и не предоставляет правоприменителю дискреционной возможности варьировать размер наказания за конкретные правонарушения.
Подобное правовое регулирование, обязывающее руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявлять обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, не позволяет учесть иные смягчающие отнесенность обстоятельства, а потому не позволяют не позволяет при определении меры ответственности избежать избыточного ограничения имущественных прав указанных лиц. Такой правовой механизм не способен в каждом конкретном случае привлечения лица к ответственности в полной мере обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное правонарушение, а, следовательно, не достигает цели обеспечения баланса конституционно значимых целей и ценностей.
Как следует из материалов дела, форма СЗВ-СТАЖ за 2017 год была предоставлена страхователем 21.02.2018. Срок предоставления отчётности до 01.03.2018. Срок сдачи отчетности не нарушен. Форма СЗВ-СТАЖ за 2017 год была предоставлена с достоверными сведениями, что подтверждается распечаткой с программного комплекса "Контур-Экстерн" отправленной формы.
22.02.2018 получено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователями сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ (приложение N 1 к данному возражению).
В данном уведомлении указано, что выявлены предупреждения и ошибки: "Блок проверок Проверки блока Условия досрочного назначения пенсии Код проверки ВСЗЛ.ВЛ.1.14 Код результата 30 Описание проверки При значениях элемента 'Льготный Стаж. ВЛ. Основание' 27-11ГР, 27-11ВП, 27-12, 28-СП, 27-СП, ТВОРЧ15, ТВОРЧ20, ТВОРЧ25, ТВОРЧ30, НОРМАПР, 27-14, СПАСАВ, УЧЛЕТ, ВЫСШПИЛ, ЛЕТРАБ должны отсутствовать блоки 'Льготный Стаж. ВЛ. ВыработкаВчасах', 'Льготный Стаж. ВЛ. Выработка Календарная' и элемент 'Льготный Стаж. ВЛ. Доля ставки'. Место ошибки СНИЛС, ФИО=199-849-821 75, Анохин Александр Александрович. Ожидаемое значение *".
Согласно решению управления состав правонарушения включает в себя недостоверное предоставление сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 ФЗ от 01.01.1996 N 27-ФЗ., т.е. сведений исходя из решения за N 071S19190001026 от 18.01.2019 в блоке дополнительные сведения, который содержит значение "0". Но указанные в Решении обстоятельства недостоверны, т.к. в отправленной страхователем форме этого значения нет.
Более того, согласно правилам заполнения Формы "СВЕДЕНИЯ О страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" (Приложение 5 к постановлению Правления ПФР от 6 декабря 2018 г. N 507п.) в графе 12 необходимо указывать код основания условия досрочного назначения страховой пенсии, что и было сделано страхователем. В графе 13 нужно указать дополнительные сведения по условиям досрочного назначения страховой пенсии.
Порядок заполнения данной графы при коде 27-11ВП, 27-11ГР Приложением N 5 не установлен.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ошибки, указанные в решении, можно отнести к техническим недочетам. Они не приводят к занижению базы для начисления взносов либо к иным негативным последствиям.
К тому же остальные данные, указанные в форме, позволяют идентифицировать застрахованное лицо.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение пенсионного фонда N 071S19190001026 от 18.01.2019 нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2019 по делу N А53-6574/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6574/2019
Истец: ООО "ШАХТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ АЛЬЯНС"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. КРАСНЫЙ СУЛИН И КРАСНОСУЛИНСКОМ РАЙОНЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. НОВОШАХТИНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ