город Томск |
|
3 сентября 2019 г. |
Дело N А03-3432/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Хайкиной С.Н., |
судей |
|
Кривошеиной С.В. |
|
|
Логачева К.Д. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (N 07АП-7954/2019) на решение от 25.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3432/2019 (судья Мищенко А.А.), по заявлению федерального казенного предприятия "Бийский олеумный завод" (659315, Алтайский край, г. Бийск, ИНН 204001528, ОГРН 1022200562570) к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (656031, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, д. 97 Д, ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623) о признании недействительными решений от 11.12.2018 N 83 и от 19.04.2019 N 22 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 27854,26 рублей,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещено
установил:
федеральное казенное предприятие "Бийский олеумный завод" (далее - заявитель, ФКП "БОЗ", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (далее - заинтересованное лицо, ГУ-АРОФСС РФ, Фонд социального страхования) о признании недействительными решений от 11.12.2018 N 83 и от 19.04.2019 N 22 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 27854, 26 рублей; об обязании филиала N 6 государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принять к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 27 854,26 рублей.
Решением суда от 25.06.2019 заявленные Предприятием требования удовлетворены частично: признано недействительным решение N 83 от 11.12.2018 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 27 854, 26 рублей, на Фонд социального страхования возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Предприятия путем принятия к зачету расходов, понесенных заявителем на оплату листков нетрудоспособности застрахованным лицам, в сумме 27 854,26 рублей; с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления; в удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение (толкованием) судом материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что расходы на страховое обеспечение, произведенные заявителем по листкам нетрудоспособности, оформленным с нарушением Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок N 624н), обоснованно не приняты Фондом социального страхования к зачету, поскольку допущенные при оформлении листков нетрудоспособности нарушения носят неустранимый характер, так как заседание врачебной комиссии при продлении (выдаче) им листков не проводилось, а проведение комиссии в настоящее время не представляется возможным, при этом, заявитель мог самостоятельно выявить допущенные при выдаче спорных листков нетрудоспособности нарушения Порядка N 624н, имел возможность обратиться с претензией в лечебно-профилактические учреждения, работники которых выдали спорные листки нетрудоспособности, однако указанных действий заявитель не предпринял и произвел выплату пособий по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности, оформленных с нарушением законодательства, что влечет безусловный отказ в возмещении спорных расходов на страховое обеспечение.
Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; отзыв приобщен к материалам дела на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) АПК Р.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, на основании решения от 01.10.2018 N 219-р филиалом N 6 Отделения Фонда социального страхования проведена выездная проверка страхователя ФКП "БОЗ" за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 по вопросам правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт от 09.11.2018 N 219-р с указанием на выявленные нарушения, а именно страхователем допущено нарушение положений части 2 статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), пунктов 12, 13, 14, 56, 61 Порядка N 624н, статей 6, 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки филиал N 6 Отделения Фонда социального страхования принято решение от 11.12.2018 N 83 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 85927,55 рублей; Предприятию предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в размере 85 927,55 рублей в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2018 по 31.12.2018, а также доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 85 927,55 рублей.
Не согласившись с решением филиала N 6 Отделения Фонда социального страхования заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что нарушение медицинским учреждением положений Порядка N 624н при оформлении спорных листков нетрудоспособности не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности в сумме 27 854,26 рублей, при условии, что Фондом социального страхования не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе в случае болезни. Социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Содержащаяся в Федеральном законе N 165-ФЗ норма предоставляющая страховщикам право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением закона, корреспондирует с пунктом 18 Раздела IV Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, в соответствии с которым расходы по государственном социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе, не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
К видам страхового обеспечения отнесено пособие по временной нетрудоспособности. В пункте 1 статьи 22 названного Закона установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (подпункт 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ).
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает со стороны работодателя возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом а от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) случаях, путем предоставления пострадавшему работнику в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, следовательно, основным видом обеспечения по данному виду страхования является выплата пособия по временной нетрудоспособности.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Исходя из положений статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ, статьи 15 Федерального закона N 125-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
С учетом изложенных норм права и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Из материалов дела следует, основанием для принятия решения от 11.12.2018 N 83 в оспариваемой части послужил вывод Фонда социального страхования о неправомерности расходов, произведенных страхователем с нарушением требований Порядка N 624н, а именно:
листок нетрудоспособности N 210733818473 выдан Понякшиной М.Г. фельдшером на 11 календарных дней, в нарушение пункта 12 Порядка N 624н;
- листок нетрудоспособности N 166312694878 выдан Быкасовой Н.М., на срок свыше 15 календарных дней без решения и подписи врачебной комиссии, в нарушение пункта 13 Порядка N 624н;
- листок нетрудоспособности N 230761916326 выдан Констанц Л.B. за прошедшие дни без решения и подписи врачебной комиссии, в нарушение пункта 14 Порядка N 624н;
- листок нетрудоспособности N 178367655467 выдан Голдобиной И.Ф. с нарушением пункта 61 Порядка N 624н - при установлении инвалидности следует заполнить строку "Иное" с кодом 32, заполнена строка "Приступить к работе".
В силу пункта 1 Порядка N 624н листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, указанным в статье 2 Федерального закона N 255-ФЗ.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Сроки продления листка нетрудоспособности определены частью 3 статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ.
Частями 2, 3 статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
Согласно пункту 12 Порядка N 624н фельдшер или зубной врач выдает и продлевает листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.
Пунктом 13 Порядка N 624н установлено, что при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией. Врачи, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, при сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, направляют гражданина на врачебную комиссию в медицинскую организацию по месту его прикрепления или регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) для продления листка нетрудоспособности. По решению врачебной комиссии при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе листок нетрудоспособности может быть выдан в установленном порядке до дня восстановления трудоспособности, но на срок не более 10 месяцев, а в отдельных случаях (травмы, состояния после реконструктивных операций, туберкулез) - на срок не более 12 месяцев, с периодичностью продления по решению врачебной комиссии не реже чем через 15 календарных дней.
Согласно пункту 14 Порядка N 624н при заболеваниях, профессиональных заболеваниях (травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве), когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни.
Не допускается выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником. Выдача и продление листка нетрудоспособности за прошедшее время может осуществляться в исключительных случаях по решению врачебной комиссии при обращении гражданина в медицинскую организацию или посещении его медицинским работником на дому.
Согласно пункту 11 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.
В пункте 12 указанных Правил предусмотрено, что инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной медико-социальной экспертизы гражданина (переосвидетельствования).
Согласно пункту 61 Порядка N 624н, строка "Иное" с кодом 32 заполняется при установлении инвалидности, дата, следующая за этим кодом, является датой установления инвалидности.
В соответствии с пунктом 56 Порядка N 624н при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.
Согласно пункту 68 Порядка N 624н, за нарушение установленного порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности медицинские организации, а также медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исследовав представленные сторонами доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае у Фонда социального страхования отсутствовали основания для вынесения решения в оспариваемой части (в части произведенных расходов на социальное страхование в сумме 27 854, 26 рублей по листкам нетрудоспособности: N 166312694878 на имя Быкасовой Н.М., N 178367655467 на имя Голдобина И.Ф., N 230761916326 на имя Констанц Л.В., N 210733818473 на имя Понякшиной М.Г.), поскольку нарушение медицинским учреждением положений Порядка N 624н само по себе не является основанием для непринятия к зачету расходов страхователя на пособия по временной нетрудоспособности при условии, что Фондом не опровергнуты факты наступления страховых случаев и обязанность страхователя назначить и произвести выплаты пособий застрахованным лицам.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Предприятие не оспаривало факт принятия к оплате листков нетрудоспособности, выданных медицинскими учреждениями с нарушением действующего законодательства, в оспариваемых листках нетрудоспособности допущены нарушения, которые нельзя признать техническими недочетами, заявитель имел возможность их обнаружить при предъявлении застрахованными лицами листков к оплате, поскольку они визуально определяемы, в связи с чем заявитель, выявив допущенные при выдаче спорных листков нетрудоспособности нарушения Порядка N 624н, имел возможность обратиться с претензией в лечебно-профилактические учреждения, работники которых выдали данные листки, указанных действий заявитель не предпринял и произвел выплату пособий по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности, оформленных с нарушением законодательства, отклоняются судебной коллегией апелляционного суда, поскольку Фондом социального страхования не доказано, что вышеперечисленные недостатки в оформлении спорных листков нетредоспособности влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
При этом, ни факт выдачи спорных листков нетрудоспособности, ни выплата работникам пособия по социальному страхованию не поставлены заинтересованным лицом под сомнение, уплата страхователем соответствующих страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности Фондом социального страхования также не оспаривается.
Создание Предприятием "искусственной" ситуации для получения средств Фонда социального страхования в ходе проведения проверки не установлено и из материалов дела не усматривается.
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13, сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности медицинским учреждением, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов; определяющее значение имеет факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности; с учетом пункта 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями нормативных требований возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения Порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
В данном случае неправильное оформление листков нетрудоспособности не было вызвано действиями страхователя, а выявленные недостатки в оформлении спорных листков нетрудоспособности не являются его ошибкой и не влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию. Указанные нарушения являются ошибками медицинских учреждений и за их совершение не может быть возложена ответственность на Предприятие.
Таким образом, сам по себе факт оформления листков нетрудоспособности с нарушением Порядка N 624н, при наличии условий для получения застрахованными лицами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведённых страхователем расходов.
С учетом изложенного, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, судебная коллегия апелляционного суда считает, что Фондом социального страхования не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность действий Предприятия, наличие у него цели в виде неправомерного возмещения средств из Фонда социального страхования, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для непринятия к зачету расходов Предприятия на выплату пособия работникам заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального права и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в оспариваемой сумме (27 854, 26 рублей), материалами дела не подтверждено, в связи чем судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о недействительности решения N 83 от 11.12.2018 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 27 854, 26 рублей и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным решения Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 19.04.2019 N 22 со ссылкой на то, что указанное решение Отделения Фонда социального страхования не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на заявителя каких-либо дополнительных обязанностей.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 25.06.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3432/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3432/2019
Истец: ФКП "Бийский олеумный завод".
Ответчик: ГУ АРО Фонда социального страхования РФ Бийский Филиал N 6, ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5897/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5897/19
03.09.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7954/19
25.06.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-3432/19