г. Москва |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А41-98083/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Фоминой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СкопаСервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2019 по делу N А41-98083/18, принятое судьей П.А. Голубковым по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СкопаСервис" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании предписания незаконным,
при участии в заседании:
от ООО "СкопаСервис" - Чернозипунникова О.В. по доверенности от 29.12.2018,
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Крюков Д.А по доверенности от 03.06.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СкопаСервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Госжилинспекция) об оспаривании предписания от 03.09.2018 N 08ОГ/27-2384-8-27-2018.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.05.2019 по делу N А41-98083/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель административного органа в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
03.09.2018 административным органом на основании распоряжения заместителя руководителя Госжилинспекции от 03.08.2018 N 08ОГ/27-2384-8-27-2018 в отношении ООО "СкопаСервис" проведена внеплановая документарная проверка по адресу: г.о. Балашиха, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Маяковского, д. 28.
В ходе проведения проверки установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу; Московская область, город Балашиха, микрорайон Железнодорожный, улица Маяковского, дом 28 оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП) (теплосчетчик ВИСТ.Т ТС 201.2-2-1-1 заводской Na 123024).
Индивидуальный тепловой пункт вышеуказанного дома обеспечивает тепловой энергией потребителей, предназначенной для приготовления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
В ходе проверки было установлено, что вышеуказанный дом оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим объем потребленной тепловой энергии, на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Начисление за коммунальную услугу по отоплению с 01.07.2016 в указанном многоквартирном доме производилось исходя из норматива среднемесячного фактического объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий (2015) год, что составляло 0, 012 Гкал за 1кв.м., начиная с января 2017 года начисления производились исходя из среднемесячного фактического объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий (2016) год, что составляло 0, 01792 Гкал за 1 кв. м.
В едином платежном документе за февраль 2017 года произведен перерасчет (доначисление) за отопление за 2016 год в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета (ОДПУ), из расчета 58, 32 рубля за 1 кв.м. отапливаемой площади на сумму 4 152, 38 руб.
В едином платежном документе за декабрь 2017 года произведен возврат за 2014 г. в размере 41, 42 руб., за 2015 г. в размере 51, 01 руб. за 1 кв.м. отапливаемой площади на общую сумму 6 581, 01 руб.
С января 2018 года начисление за отопление в указанном многоквартирном доме производится исходя из среднемесячного фактического объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий 2017 год, который составил - 0, 01468 Гкал на 1 кв.м. отапливаемой площади.
Таким образом, административным органом в ходе проверки было установлено, что ООО "СкопаСервис" не произведен возврат платы за отопление, исходя из показаний общедомового прибора учета тепла за 2017 год.
По результатам проверки составлен акт проверки N 08ОГ/27-2384-8-27-2018.
Одновременно по факту выявленных нарушений заявителю выдано предписание от 03.09.2018 N 08ОГ/27-2384-8-27-2018, которым обществу предписано в срок до 03.12.2018 произвести возврат по статье отопление всем собственникам и нанимателям согласно фактическому объему, потребленного многоквартирным домом в 2017 году.
Не согласившись с законностью данного предписания, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, вышеуказанный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, учитывающим объем потребленной тепловой энергии, на нужды отопления и горячего водоснабжения, при этом Общество производит начисления по отоплению равномерно в течение календарного года (по 1/12).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что третий абзац пункта 42 (1) Правил N 354, применяется только лишь для определения объема коммунального ресурса, использованного (потребленного) на нужды отопления МКД, при оплате в течение отопительного периода.
Вместе с тем данные доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и были им правомерно отклонены.
На территории Московской области с 2006 года по 01.07.2016 при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению действовали положения постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Плата за коммунальную услугу по отоплению в этом случае выставляется ежемесячно (по 1/12) равными долями в течение года. После чего исполнитель 1 раз в год обязан произвести корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам N 307.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" делегированы права органам государственной власти субъектов Российской Федерации в принятии решения о выборе порядка расчета платы за отопление на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно этим полномочиям Министерством строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области принято Распоряжение от 13.09.2012 года N 33 в целях недопущения необоснованного роста платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги предписано "управляющим и ресурсоснабжающим организациям применять порядок расчета размера платы коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы на коммунальные услуги, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
С июля 2016 года начисления платы за отопление производится в соответствии с Правилами N 354.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VI Правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, пункт 54 Правил N 354 не применим в данном случае по следующим основаниям.
В силу пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Абзац третий пункта 42(1) Правил детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, отсылая к формулам 3, 3(1), 3(2).
Согласно формулы 3 (1) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1).
При этом размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
Согласно правовой позиции Верховного Суда российской Федерации, изложенной в определении от 11.09.2012 N АПЛ12-522 по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется прежде всего исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. Только при отсутствии приборов учета допускается определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем, обществом, начисление за отопление в указанном многоквартирном доме производится исходя из среднемесячного фактического объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий 2017 год, который составил 0,01468 Гкал на 1 кв.м. отапливаемой площади, что не соответствует вышеприведенным нормам права.
Данная позиция нашла свое подтверждение в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11.04.2019 по делу N А41-61576/18.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что выданное от 03.09.2018 N 08ОГ/27-2384-8-27-2018 предписание не подлежит отмене, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.05.2019 по делу N А41-98083/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-98083/2018
Истец: ООО "СКОПАСЕРВИС"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" Россия, 143409, МОСКОВСКАЯ обл, КРАСНОГОРСКИЙ р-н, КРАСНОГОРСК г, БРАТЬЕВ ГОРОЖАНКИНЫХ ул, д.25
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"