город Воронеж |
|
26 августа 2019 г. |
Дело N А64-10437/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Капишниковой Т.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Франжева Анатолия Константиновича: Клименко С.А. - представитель по доверенности б/н от 18.10.2018;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области: Григорьева Г.П. - представитель по доверенности N 23 от 28.06.2019, Воропаева А.М. - представитель по довернности N 21 от 20.05.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Франжева Анатолия Константиновича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.05.2019 по делу N А64-10437/2018 (судья Павлов В.Л.) по заявлению индивидуального предпринимателя Франжева Анатолия Константиновича (ОГРНИП 314501222600024, ИНН 670101202413) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (ОГРН 1056882299704, ИНН 6829012104) о признании незаконным и отмене постановления N 716 от 04.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Франжев Анатолий Константинович (далее - индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2018 N 716.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.05.2019 в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Франжевым Анатолием Константиновичем требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, индивидуальный предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что реализация меховых и кожаных изделий без указания полных величин размерных признаков является нарушением статьи 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011. Так, указанная норма ТР ТС 017/2011 не требует обязательного указания на маркировке изделия полных величин размерных признаков. По мнению индивидуального предпринимателя, размеры нанесены на маркировку реализуемых изделий в соответствии с требованиями закона.
При этом ГОСТ 8765-93 также не требует от продавца в обязательном порядке указывать на маркировке размерные признаки типовых фигур, а приложение к указанному ГОСТу на рекомендательной основе определяет зависимость размера изделий от размерных признаков типовых фигур.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.08.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 15.08.2019.
После перерыва лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя и отмены решения суда первой инстанции в полном объеме.
Как следует из материалов дела, 25.10.2018 на основании распоряжения N 1430 от 16.10.2018 заместителя руководителя Управления в отношении индивидуального предпринимателя проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки административным органом было установлено, что 25.10.2018 в 13 часов 20 минут в торговом зале магазина "Lale Antilop", расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Красная, д. 3, в реализации находились меховые изделия с неполной маркировкой (размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер), а именно:
- полупальто с верхом из натурального меха жен Lale Antilop В 2867 (3 652), производитель ИП Степанян М.Б., 357500, Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск., пгт. Свободы, ул. Профессиональная, д. 20, по цене 106 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 1;
- полупальто с верхом из натурального меха Жен Lale Antilop 14-8172 (3 073), производитель ИП Степанян М.Б., 357500, Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, пгт. Свободы, ул. Профессиональная, д. 20, без указания даты изготовления, по цене 91 500 руб., размер изделия - без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 2;
- пальто меховое женское из натурального меха норки с отделкой из натуральной кожи/замши М-183 воротник (110 см), производитель ИП Свистунова В.Г., Россия, Ставропольский край, г. Минеральные воды, ул. Советская, д. 16, по цене 197 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков Срост, размер) - фото N 3, 4;
- куртка с верхом из натурального меха жен Fran Furs 18-741 (17 801), производитель ИП Сакара Т.К., Россия, Московская область, г, Реутов, пр. Мира, 67, по цене 75 300 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 5;
- куртка с верхом из натурального меха жен Lale Antilop A02 (15 081), Страна производитель Китай, ZAOQIANG COUNTY CHANGJIE FUR CO LTD, импортерпоставщик ООО "Меховой мир". Ярославская область, г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 28, помещение 28, по цене 132 300 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 6:
- полупальто нагольное жен Late Antilop 3710-90T (12 306), производитель "ADAMO DERI SAN.VE TIC.LTD.STI" Турция, Gokalp Mah.73.Sok.N 5 34020 Ze, импортер-поставщик OAО "Компания АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1. корп. 3, размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 7;
- полупальто нагольное жен Lale Antilop 3582KPS (11 686), производитель ИП Мокан Ю.Д., Россия, Московская область, г. Реутов, пр. Мира. 67, размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 8;
- куртка нагольная жен Lale Antilop 4Q96-73T (12 189), производитель "ADAMO DERI SAN.VE TIC.LTD.STI", Турция, Gokalp Mah.73.Sok.N 5 34020 Ze, импортерпоставщик OAО "Компания АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 9;
- полупальто нагольное жен Lale Antilop 3717-90T (12 201), производитель "ADAMO DERI SAN.VE TIC.LTD.STI", Турция, Gokalp Mah.73.Sok.N 5 34020 Ze, импортер-поставщик ОАО "Компания АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 10;
- полупальто нагольное жен Lale Antilop 1126 (9 546), производитель "ADAMO DERI SAN.VE TIC.LTD.STI". Турция. Gokalp Mah.73.Sok.N 5 34020 Ze, импортерпоставщик ОАО "Компания АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, по цене 12 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 11;
- полупальто нагольное жен Lale Antilop 9136-110 (1), производитель "ADAMO DERI SAN.VE TIC.LTD.STI", Турция, Gokalp Mah.73.Sok.N 5 34020 Ze, импортерпоставщик OAО "Компания АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1. корп. 3, по цене 12 000 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 12;
- полупальто нагольное жен Lale Antilop A-184 (12 603), производитель "Lale Antilop DERI TEKSTIL SAN TIC LTD STI", Турция, импортер-поставщик OOО "ВИАК" Россия, 141407, Московская область, г. Химки, ул. Панфилова, д. 1. пом. XVII, по цене 24 000 руб., изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 13;
- полупальто нагольное жен DONNA BACCONI 5627-Н (12 873), производитель DONNA BACCONI DERI TEKSTIL SAN TIC LTD STI", Турция, импортер-поставщик OOО "ВИАК", Россия, 141407, Московская область, г. Химки, ул. Панфилова, д. 1, пом. XVII, по цене 28 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 14, 15;
- полупальто нагольное жен LINDI WEST 3502 (9 583), производитель "ЛИНДИ ВЕСТ ДЕРИ ТЕКСТИЛЬ САН ТИК ЛТД СТИ", Турция, импортер-поставщик ОАО "Компания АВИА Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, по цене 23 000 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 16;
- полупальто нагольное жен Lale Antilop A133 (8 309), производитель "ADAMO DERI SAN.VE TIC. LTD. STI", Турция, импортер-поставщик ОАО "Компания АВИА Инвест" 119027, Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, по цене 22 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 17;
- полупальто нагольное жен Lale Antilop A133 (8 303), производитель ADAMO DERI SAN.VE TIC.LTD.STI", Турция, импортер-поставщик ОАО "Компания АВИА Инвест", 119027, Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, по цене 22 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 18;
- полупальто нагольное жен Lale Antilop A-133 (12 508), производитель "LALE ANTILOP DERI TEKSTIL SAN TIC LTP STI", Турция, импортер-поставщик OOО "ВИАК" Россия, 141407, Московская область, г. Химки, ул. Панфилова, д. 1, пом. XVII, по цене 20 500 руб., изделия без указания полных величин размерных признаков Срост, размер) - фото N 19;
- полупальто нагольное Жен Lale Antilop A361 (14 563), производитель "LALE ANTILOP DERI TEKSTIL SAN TIC LTD STI". Турция, импортер-поставщик OOО "Меховой мир", Ярославская область, г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 28, пом. 28, размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 20;
- полупальто с верхом из натурального меха жен Даниэль М-03 (15 119), производитель ИП Тележникова О.Г., 357207. Россия, Ставропольский край, г. Минеральные воды, ул. Советская, д. 18, по цене 195 700 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 21, 22;
- куртка с верхом из натурального меха Жен Lale Antilop 713 (15 144), производитель Китай, ZAOQIANG COUNTY CHANGJIE FUR CO LTD. импортерпоставщик OOP "Меховой мир", Ярославская область, г, Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 28, пом. 28, размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 23;
- куртка с верхом из нат. меха Жен Lale Antilop 342-C (14 958), производитель Китай, ZAOQIANG CPUNTY CHANGJIE FUR CP LTD. импортер-поставщик РРО "Меховой мир", Ярославская область, г. Ярославль, ул. Большая Рктябрьская, д. 28, пом. 28, размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 24;
- куртка с верхом из нат. меха Жен Lale Antilop 201 П6 939), производитель ИП Сакара Т.К., Россия, Московская область, г. Реутов, пр. Мира, 67, по цене 75 300 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 25;
- куртка с верхом из натурального меха Жен Lale Antilop 200 (14 551), производитель Китай, ZAOQIANG COUNTY CHANGJIE FUR CO LTD, импортерпоставщик ООО "Меховой мир", Ярославская область, г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 28, пом. 28, по цене 95 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 26;
- куртка с верхом из натурального меха Жен Елена М-23 (16 898), производитель ИП Бегларян Н.М, 357500, Россия. Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ессентуковская, д. 78, по цене 59 900 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 27;
- жилет с верхом из натурального меха Жен Елена ЖМ-45 (16 898), производитель ИП Бегларян Н.М., 357500, Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ессентуковская, д. 78, по цене 49 900 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 28;
- куртка с верхом из натурального меха Жен Елена М-32 (16 898). производитель ИП Бегларян Н.М., 357500, Россия, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Ессентуковская, д. 78, по цене 48 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 29;
- куртка с верхом из натуральной кожи, подкладка меховая. Муж. Lale Antilop 94 (1), производитель "ADAMO DERI SAN.VE TIC.LTD.STI", Турция, Gokalp Mah.73.Sok.N 5 34020 Ze, импортер-поставщик ОАО "Компания АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, по цене 32 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 30;
- куртка с верхом из натуральной кожи, подкладка меховая. Муж. Lale Antilop T1125-2 (5 604), производитель "ADAMO DERI SAN.VE TIC.LTD.STI", Турция, Gokalp, Mah.73.Sok.N 5 34020 Ze, импортер-поставщик ОАО "Компания АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1. корп. 3, по цене 34 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 31;
- куртка нагольная Муж DЕ NIRO D198 (7 925), производитель "ТАРА ДЕРИ КОНФЕКШИОН САН. ВИ ТИК. ЛТД. СТИ", Турция, импортер-поставщик ОАО "АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, по цене 28 500 руб., изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 32;
- куртка с верхом из натуральной кожи, подкладка меховая Муж Lale Antilop K161-1 (11 557), производитель "ADAMO DERI SAN.VE TIC.LTD.STI". Турция, импортерпоставщик ОАО "Компания АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, по цене 27 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 33;
- куртка с верхом из натуральной кожи, подкладка меховая Муж Lale Antilop 1099-1 (16.031 производитель XINJI ENZE LEATHER СО.ХТР.Китай, OOО "Меховой мир", Ярославская область, г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 28, пом. 28, по цене 36 900 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 34;
- куртка с верхом из натуральной кожи, подкладка меховая Муж. La3e Antilop W19-1 (12 916), XIN. ENZE LEATHER СО.ХТР.Китай, импортер-поставщик OOО "ВИАК" Россия, 14140, Московская область, г. Химки, ул. Панфилова, д. 1, пом. XVII, по цене 37 500 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 35;
- куртка нагольная Муж. DE NIRO D76 (7 925), производитель "ТАРА ДЕРИ КОНФЕКШИОН САН. ВИ ТИК.ЛТД.СТИ.", Турция, импортер-поставщик ОАО "Компания АВИА-Инвест", 119027, г. Москва, ул. Рейсовая, д. 1, корп. 3, по цене 33 900 руб., размер изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер) - фото N 36.
Реализация данного товара, по мнению административного органа, ИП Франжевым А.К. в магазине "Lale Antilop", расположенном по адресу: г. Тамбов, ул. Красная, д. 3, осуществлялась с нарушением требований части 5 статьи 1, статьи 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
08.11.2018 должностным лицом Управления в присутствии представителя индивидуального предпринимателя по доверенности составлен протокол об административном правонарушении N 666/18-зпп, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 04.12.2018 должностным лицом Управления было вынесено постановление N 716, в соответствии с которым ИП Франжев А.К. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением от 04.12.2018 N 716, полагая свои права и законные интересы нарушенными, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции при принятии обжалуемого судебного акта пришел к выводу о наличии в действиях ИП Франжева А.К. события и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя состава вменяемого правонарушения основаны на ошибочном толковании применимых норм права. При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями для целей применения настоящей статьи понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Статьей 6 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N 184-ФЗ на основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем в торговом зале магазина осуществлялась реализация меховых изделий.
При этом реализуемая продукция имела на маркировке указание размера изделия, что административным органом не оспаривается.
Вместе с тем, из содержания представленных в материалы дела протокола и постановления по делу об административном правонарушении следует, что административным органом установлен факт реализации меховых изделий с неполной маркировкой. Неполнота маркировки заключалась в отражении размера изделия без указания полных величин размерных признаков (рост, размер).
Данное обстоятельство, по мнению административного органа, нарушением требований части 5 статьи 1, статьи 9 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
При этом, административный орган исходит из того, что требования об указании на маркировке изделий легкой промышленности полных величин размерных признаков содержится в ГОСТ 8765-93 "Одежда меховая и комбинированная. Общие технические условия", который включен в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 017/2011). В свою очередь указанный перечень является неотъемлемой частью ТР ТС 017/2011.
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 876, разработан с целью установления единых, обязательных для применения и исполнения требований к продукции легкой промышленности.
Согласно части 5 статьи 1 ТР ТС 017/2011 настоящий технический регламент устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.
В силу пункта 1 статьи 3 ТР ТС 017/2011 продукция легкой промышленности выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия согласно статье 11 настоящего Технического регламента, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Статьей 9 ТР ТС 017/2011 установлены требования к маркировке продукции.
В пункте 1 статьи 9 ТР ТС 017/2011 предусмотрено, что маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).
Для одежды и изделий из меха дополнительная информация должна содержать: вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный); символы по уходу за изделием; инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).
Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
Указанная информация подлежит нанесению на упаковку товара и непосредственно на сам товар на стадии производства.
Таким образом, маркировка реализуемых меховых изделий должна содержать размер изделия. Требований о необходимости указания на маркировке товара полных величин размерных признаков ТР ТС 017/2011 не содержат.
Специальных требований к указанию размера ( каким образом, с использованием каких специальных величин либо показателей) на маркировке товара нормы законодательства о техническом регулировании, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям, не содержат.
Из материалов дела усматривается, что, по мнению административного органа, обязательные требования к указанию на маркировке реализуемых предпринимателем товаров, полных величин размерных признаков содержатся в ГОСТ ГОСТ 8765-93 "Одежда меховая и комбинированная. Общие технические условия", который включен в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 017/2011 и является неотъемлемой частью спорного ТР ТС.
Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 10 ТР ТС 017/2011 соответствие продукции легкой промышленности настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно, либо выполнением требований стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Технического регламента.
Выполнение на добровольной основе требований названных стандартов свидетельствует о презумпции соответствия требованиям безопасности настоящего Технического регламента.
В ТР ТС включен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 017/2011).
Пунктом 146 в спорный Технический регламент включен ГОСТ 8765-93 "Одежда меховая и комбинированная. Общие технические условия". Указанный стандарт распространяется на меховую и комбинированную женскую, мужскую и детскую одежду, изготовленную из меховых шкурок и их частей или в комбинации с другими материалами.
В соответствии с пунктом 2.1.1. ГОСТ 8765-93 одежда должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, техническим описанием, утвержденным в установленном порядке, и соответствовать образцам-эталонам по ГОСТ 15.007.
Приложение (рекомендуемое) ГОСТ 8765-93 содержит размеры меховой и комбинированной одежды в зависимости от значений размерных признаков типовых фигур женщин, мужчин, девочек и мальчиков: обхват груди, обхват бедер и рост.
Однако, указанное приложение ГОСТа 8765-93 носит рекомендательны характер, на что прямо указано в наименовании приложения.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что требования ГОСТа 8765-93 призваны унифицировать размеры изготавливаемой на типовые фигуры одежды, то есть, по сути, предусматривают рекомендуемые требования при изготовлении производителем одежды соответствующего размерного ряда.
Таким образом, требований об указании на маркировке меховых и кожаных изделий полных величин размерных признаков действующее законодательство не содержит.
При этом, как указано выше на маркировке реализуемых предпринимателем меховых и кожаных изделий имелось указание на размер изделия.
Нарушений, связанных с указанием вида меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный), символов по уходу за изделием административный орган в ходе проверки не выявил и предпринимателю не вменял.
Ссылки административного органа на нарушение предпринимателем п.41 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Действительно, в соответствии с п.41 постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера (для одежды, белья и других швейных изделий, обуви, головных уборов) и роста (для одежды и белья), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха).
Однако, в рассматриваемом случае предпринимателю не вменялось нарушение правил продажи отдельных видов товаров ( ст.14.15 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя состава вменяемого административного правонарушения и, как следствие, о незаконности постановления административного органа.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Административным органом не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих наличие состава административного правонарушения, в том числе вину индивидуального предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 14.43 КоАП РФ. Срок давности привлечения предпринимателя к ответственности на момент принятия спорного постановления истек.
При таких обстоятельствах требования индивидуального предпринимателя подлежали удовлетворению.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Франжева Анатолия Константиновича следует удовлетворить, отменив решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.05.2019 по делу N А64-10437/2018 об отказе в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем требований.
Следует признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области от 04.12.2018 N 716.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Франжева Анатолия Константиновича удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 13.05.2019 по делу N А64-10437/2018 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области о назначении административного наказания от 04.12.2018 N 716.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.