город Ростов-на-Дону |
|
20 марта 2024 г. |
дело N А32-10982/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от Краснодарской таможни посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" в режиме веб-конференции: представитель Проценко Т.Е. по доверенности от 15.11.2023, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.12.2023 по делу N А32-10982/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТАР"
(ОГРН 1162375058526, ИНН 2310196847)
к Краснодарской таможне (ОГРН 1022301441238, ИНН 2309031505)
о взыскании процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей и пеней,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СТАР" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании с Краснодарской таможни (далее - таможенный орган, таможня) процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей и пеней по ДТN N 10309180/230119/0000216, 10309180/020219/0000422, 10309180/050319/0001117, 10309180/050319/0001106 10309180/070319/0001189, 10309180/070319/0001190, 10309180/130319/0001307, 10309180/150319/0001352, 10309180/150319/0001366, 10309180/150319/0001365, 10309180/070419/0001831, 10309180/200819/0004790 в размере 343 331, 52 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (л.д. 131-132)).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023 ходатайство об уточнении исковых требований удовлетворено. Суд взыскал с Краснодарской таможни в пользу ООО "Стар" проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей ДТN N 10309180/230119/0000216, 10309180/020219/0000422, 10309180/050319/0001117, 10309180/050319/0001106, 10309180/070319/0001189, 10309180/070319/0001190, 10309180/130319/0001307, 10309180/150319/0001352, 10309180/150319/0001366, 10309180/150319/0001365, 10309180/070419/0001831, 10309180/200819/0004790 в размере в размере 343 331 рубль 52 копейки.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что таможенные платежи, уплаченные обществом по вышеуказанным ДТ не имеют статус излишне взысканных таможенных платежей, ввиду того, что обществом самостоятельно были поданы корректировки декларации на товары на оплату дополнительно начисленных таможенных платежей. Таможня полагает, что отсутствуют основания для применения положений части 11 статьи 67 Федерального закона N 289, касающихся начисления и выплаты процентов на суммы излишне взысканных/уплаченных таможенных платежей, в связи с тем, что у общества не возникло право на начисление таможенным органом процентов за несвоевременный возврат излишней уплаченных таможенных платежей, проценты выплате не подлежат.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Стар" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Краснодарской таможни поступило ходатайство об участии представителя в судебном заседании в режиме веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство об участии представителя Краснодарской таможни в судебном заседании в режиме веб-конференции.
В судебном заседании представитель Краснодарской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 06.03.2024 объявлялся перерыв до 13.03.2024 до 12 час. 20 мин.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
После объявленного перерыва от Краснодарской таможни поступило ходатайство о приобщении к материалам дела контррасчета и выписки из АПС Лицевые счета.
Суд удовлетворил заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела контррасчета и выписки из АПС Лицевые счета.
Представитель Краснодарской таможни доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
ООО "СТАР", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.22 по делу N А32-5246/2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.23, суд обязал Краснодарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Стар" путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 1 271 482,9 рублей.
Во исполнение указанного судебного акта таможенный орган осуществил возврат 28.03.23 излишне взысканных таможенных платежей по спорным таможенным декларациям, что подтверждается выпиской по счету общества.
Поскольку денежные средства возвращены таможенным органом без процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Федерального закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340 "О применении с 1 января 2016 года ключевой ставки Банка России" устанавливается, что к отношениям, регулируемым актами Правительства Российской Федерации, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 1 января 2016 года вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ (в редакции от 02.07.2021) в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Факт самостоятельного исполнения декларантом решения о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара не является основанием для оценки таможенных платежей как излишне уплаченных.
Общество, самостоятельно перечисляя денежные средства в счет уплаты таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, будучи несогласным с этим решением и обжалуя его в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате таможенных платежей.
Указанный подход отражен в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 03.12.2012 по делу N А53-8736/2012 (Определением ВАС РФ от 27.12.2012 N ВАС-17340/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления).
Учитывая, что указанным ранее судебным актом, вступившим в законную силу, подтвержден факт незаконного излишнего взыскания таможенных платежей, суд пришел к выводу о том, что проценты при осуществлении их возврата в соответствии со статьей 67 Федерального закона N 289-ФЗ подлежат начислению на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
В данном случае, право юридического лица на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных неисполнением таможенным органом своей обязанности по возврату излишне взысканных таможенных платежей.
Судом первой инстанции проверен представленный обществом расчет процентов.
Ответчиком расчет процентов не оспорен.
В отношении выводов таможни о том, что таможенные платежи в принудительном порядке не взыскивались, судом первой инстанции верно учтено следующее.
В силу части 4 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Согласно части 11 статьи 67 Федерального закона N 289-ФЗ в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, подлежат выплате проценты на сумму таких излишне взысканных платежей. Проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания платежей, указанных в части 12 настоящей статьи, по день фактического возврата (зачета) в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Для исчисления процентов применяется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в период, за который начисляются проценты.
Согласно пункту 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Закона о таможенном регулировании, а до начала ее применения - статья 117 Закона N 311 ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Письмом ФТС РФ от 30.03.2012 N 01-11/15247 разъяснено, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году -365 или 366.
Статья 67 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289 ФЗ) применяется со дня вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения N 5 и 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе. До указанного момента действует ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.
Положения статей 67 - 70 настоящего Федерального закона применяются с 1 августа 2021 года.
Таможенные платежи в размере 1 962 856,24 рублей руб. таможенный орган начислил обществу по результатам таможенного контроля до выпуска товара, обязав общество уплатить их на основании требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.22 по делу N А32-5246/2022, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02..23, суд обязал Краснодарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Стар" путем возврата излишне взысканных таможенных платежей в размере 1 271 482,9 рублей.
С учетом приведенных норм права, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, в данном случае не имеет правового значения факт уплаты обществом таможенных платежей, как указывает таможенный орган, в добровольном порядке, а также отсутствия нарушения таможенным органом месячного срока возврата излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей.
В данном случае общество было вынуждено внести таможенные платежи с целью выпуска товара на основании принятых таможней решений (запрос, требование).
В отношении довода заявителя жалобы об отсутствии у общества права на начисление процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
По смыслу части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Оценка сумм таможенных платежей как излишне уплаченных или излишне взысканных должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение обязанности, признанной в последующем отсутствующей производилась ли уплата на основании декларации, в которой спорная сумма таможенных платежей была исчислена декларантом самостоятельно, либо на основании решения, принятого таможенным органом по результатам проверки достоверности заявленных сведений о товаре. При этом способ исполнения указанной обязанности (самостоятельно декларантом, либо путем осуществления таможенным органом мер по принудительному взысканию) правового значения не имеет. Сам факт самостоятельного исполнения декларантом решения о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара не является основанием для оценки таможенных платежей как излишне уплаченных.
Материалами дела подтверждается, что общество, самостоятельно перечисляло денежные средства в счет уплаты таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом решений о корректировке таможенной стоимости товара, будучи несогласным с этим решением и обжалуя его в арбитражный суд. В данном случае, названные действия общества по уплате таможенных платежей не может рассматриваться, как добровольное исполнение обязанности по уплате таможенных платежей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что расчету, представленному обществом, сумма процентов составляет 343 331,52 рублей. В контррасчете, который представила таможня, сумма процентов составляет 351049,89 рублей.
Из представленных выписок АПС Лицевые счета следует, что даты уплаты таможенных платежей по спорным декларациям совпадают с датами, указанным в расчетах сторон. Даты возврат денежных средств, указанных в расчетах, соответствуют датам согласно отчетам о расходовании денежных средств, представленных в материалы дела.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования общества в размере заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции. При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.12.2023 по делу N А32-10982/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-10982/2022
Истец: ООО "СТАР"
Ответчик: Краснодарская таможня