город Ростов-на-Дону |
|
02 сентября 2019 г. |
дело N А32-12666/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Овечко В.В. по доверенности от 11.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2019 по делу N А32-12666/2019, принятое судьей А.Л. Назыковым, по заявлению индивидуального предпринимателя Панченко Игоря Анатольевича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьего лица: Министерства природных ресурсов Краснодарского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка; об обязании в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить утвержденную схему земельного участка и проект договора аренды на земельный участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Панченко Игорь Анатольевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
- признать незаконными отказы от 24.12.2018 N 52-57502/18-33-24 и от 14.02.2019 N 52-5197/19-33-12 в утверждении схемы земельного участка и предварительном согласовании предоставления в аренду индивидуальному предпринимателю Панченко И.А. земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216;
- обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить и направить ИП Панченко И.А. утвержденную схему земельного участка и проект договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0901000:216.
Определением от 08.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2019 решение департамента от 14.02.2019 N 52-5197/19-33-12 признано незаконным; в удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, департамент обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что заявителем не доказано нарушение обжалуемым отказом прав и законных интересов предпринимателя, с учетом вынесения департаментом приказа от 05.04.2019 N 669 об утверждении схемы земельного участка и предварительном согласовании предоставления индивидуальному предпринимателю Панченко Игорю Анатольевичу земельного участка площадью 180819 кв. м для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Также департамент ссылается на законность обжалуемого отказа от 14.02.2019 N 52-5197/19-33-12; подмену судом первой инстанции функции органа исполнительной власти.
Третье лицо направило отзыв на апелляционную жалобу с пояснениями по существу спора.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, заинтересованное и третье лицо явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва министерства, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31.07.2012 предпринимателем оформлено право собственности на Старотитаровский кирпичный завод. С момента оформления права собственности до ноября 2015 г. заявитель проводил восстановительные работы завода, т.к. с 2010 г. данное предприятие не функционировало.
С 19.11.2014 предприниматель является обладателем права пользования участком недр на основании выданной Министерством природных ресурсов Краснодарского края лицензии серии КРД N 80324 ТР (до 19 ноября 2034 г.) на геологическое изучение, разведку и добычу суглинков на Северо-Восточном фланге Старотитаровского месторождения на восточной окраине ст. Старотитаровская муниципального образования Темрюкского района Краснодарского края, площадью 396 253 кв.м., с кадастровым номером 23:30:0901000:216.
Предоставленный заявителю горный отвод расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216, категория "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства".
Право собственности на указанный земельный участок принадлежит Краснодарскому краю (номер государственной регистрации прав 23-23-44/005/2006-272 от 28.02.2006). Таким образом, распоряжение данным земельным участком осуществляется субъектом Российской Федерации в лице департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Заявитель указывал, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0901000:216 и горный отвод, предоставленный по лицензии, не совпадают по площади и границам. Следовательно, требуется выделение из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216 земельного участка, необходимого для осуществления работ, связанных с пользованием недрами (в границах горного отвода).
Индивидуальным предпринимателем Панченко И.А. было обеспечено выполнение работ по подготовке схемы расположения земельного участка, в соответствии с которой предполагалось образование земельного участка с условным номером 23:30:0901000:216:ЗУ1 площадью 180819 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216 площадью 396 253 кв.м.
21.11.2018 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка без проведения торгов, к которому приложил схему расположения земельного участка.
24.12.2018 департаментом письмом N 52-57502/18-33-24 отказано в предварительном согласовании предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов.
Данный отказ мотивирован тем, что представленная схема расположения земельного участка не соответствует вышеуказанным требованиям, а именно:
- схему расположения земельного участка необходимо подготовить на основе актуальных сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории: в представленной графической части схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствуют надписи, отсутствует отображение зон с особыми условиями использования территории, отсутствует отображение границы Старотитаровского сельского поселения Темрюкского района;
- в графической части заявленной схемы отсутствует обозначение системы координат и масштаба;
- условные обозначения, применяемые при подготовке изображения заявленной схемы, не соответствуют графической информации;
- в текстовой части заявленной схемы указаны условные номера земельных участков :ЗУ1, :ЗУ2, в графической части указаны условные номера земельных участков :216:ЗУ1,:216:ЗУ2, тогда как условный номер образуемого земельного участка включает в себя кадастровый номер земельного участка, из которого предусматривается образование земельных участков, обозначение образуемого земельного участка в виде заглавных букв "ЗУ" и порядкового номера образуемого земельного участка в пределах определенной схемы расположения земельного участка, записанного арабскими цифрами, который указывается в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков.
14.02.2019 департаментом письмом N 52-5197/19-33-12 вновь было отказано в предварительном согласовании предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов.
Данный отказ мотивирован тем, что по информации, представленной министерством природных ресурсов Краснодарского края, земельный участок, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216, частично расположен в границах лицензионного контура в рамках лицензии на право пользования недрами КРД 80324 ТР от 19.11.2014, а также частично в границах уточненного горного отвода для разработки Северо-Восточного фланга Старотитаровского месторождения суглинков.
Полагая, что отказ департамента противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
Из материалов дела видно, что 27.09.2016 министерством заявителю согласована проектная документация "Технический проект разработки Северо-Восточного фланга Старотитароского месторождения суглинков".
14.10.2016 Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявителю выдан горноотводный акт N 2134.
Согласно представленным в материалы дела документам департамент имущественных отношений Краснодарского края письмом от 06.02.2019 N 52-4100/19-33-13 запросил информацию об образуемом земельном участке с кадастровым номером 23:30:0901000:216, расположенном в муниципальном образовании Темрюкский район, для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Министерство письмом от 12.02.2019 N 202-03.5-08-3667/19 информировало о том, что обозначенный в запросе земельный участок частично расположен в пределах лицензионного контура лицензии, а также частично в границах уточненного горного отвода для разработки Северо-Восточного фланга Старотитароского месторождения суглинков.
Департамент письмом от 14.03.2019 N 52-9871/19-33-13 повторно запросил информацию об образуемом земельном участке с кадастровым номером 23:30:0901000:216, расположенном в муниципальном образовании Темрюкский район, для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Из письма министерства от 21.03.2019 N 202-03.5-08-8215/19 следует, что обозначенный в запросе земельный участок расположен как в пределах лицензионного контура лицензии, так и в пределах границ уточненного горного отвода для разработки Северо-Восточного фланга Старотитароского месторождения суглинков.
Согласно копии приказа от 05.04.2019 N 669, предоставленному в материалы дела, департаментом имущественных отношений Краснодарского края, схема земельного участка утверждена и предварительно согласовано предоставление индивидуальному предпринимателю Панченко Игорю Анатольевичу земельного участка площадью 180819 кв. м для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии с положениями статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно подпункту 20 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Предоставленная индивидуальному предпринимателю Панченко И.А. лицензия КРД N 80324 ТР на геологическое изучение, разведку и добычу суглинков содержит обязательные для исполнения условия пользования недрами, включая необходимость оформления прав на земельный участок, необходимый для осуществления работ, связанных с пользованием недрами, необходимость соблюдения сроков выхода на проектною мощность горнодобывающего предприятия, соблюдения согласованных объемов добычи полезных ископаемых.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.01.2019 N 669 предпринимателю утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 180819 кв. м, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216, для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, департаментом в ходе рассмотрения настоящего дела добровольно удовлетворены требования предпринимателя об утверждении схемы земельного участка, а также предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 180819 кв.м, образование которого предусмотрено в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216.
Вместе с тем, в судебном заседании суда первой инстанции представитель предпринимателя настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований об обязании подготовить и направить утвержденную схему земельного участка, поскольку таковая схема утверждена пунктом 2 приказа департамента от 05.04.2019 N 669, и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с координатами, площадью участка 180819 кв. м и графическим изображением содержатся в приложении к приказу.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости отказать в удовлетворении требований об обязании департамента подготовить и направить предпринимателю проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216, поскольку предпринимателю согласно пункту 3 приказа департамента от 05.04.2019 N 669 необходимо обеспечить в установленном порядке проведение работ по образованию земельного участка, указанного в пункте 1 приказа, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и обеспечить изменение вида разрешенного использования земельного участка. В соответствии с пунктом 4 приказа департамента от 05.04.2019 N 669 предпринимателю необходимо обеспечить выполнение кадастровых работ для образования земельного участка.
Таким образом, для предоставления в аренду предпринимателю земельный участок должен быть сформирован и поставлен на кадастровый учет в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Только после выполнения предпринимателем пунктов 3 - 4 приказа департамента от 05.04.2019 N 669 вновь сформированный земельный участок возможно будет предоставить предпринимателю в аренду. Следовательно, в требовании о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216 надлежит отказать.
В требовании о признании незаконным отказа департамента от 24.12.2018 N 52-57502/18-33-24 суд также отказал, поскольку предприниматель не доказал незаконности требований департамента к форме представленной предпринимателем на утверждение схемы расположения земельного участка. Несоответствие изложенных в данном отказе требований департамента к оформлению схемы расположения земельного участка нормативным документам предприниматель не доказал, изложенные в отказе от 24.12.2018 требования департамента к схеме расположения земельного участка обоснованы ссылкой на приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Однако отказ департамента от 14.02.2019 N 52-5197/19-33-12 в предварительном согласовании предоставления земельного участка не основан на каких-либо нормативных положениях земельного законодательства.
Ссылка департамента на информацию министерства природных ресурсов Краснодарского края, согласно которой земельный участок, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земельного участка с кадастровым номером 23:30:0901000:216, частично расположен в границах лицензионного контура и частично в границах уточненного горного отвода, не может быть признана достаточным нормативным обоснованием отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка предпринимателю, который является обладателем лицензии на пользование недрами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.02.2019 N 52-5197/19-33-12.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2019 по делу N А32-12666/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12666/2019
Истец: Панченко И А
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Министерство природных ресурсов КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10697/20
04.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10691/19
02.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12806/19
21.06.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-12666/19