г. Киров |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А28-4662/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.,
судей Горева Л.Н., Малых Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя ответчика - Дорониной Л.Н., по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кировского областного государственного унитарного предприятия "Агентство энергосбережения" на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.06.2019 по делу N А28-4662/2018, принятое судом в составе судьи Татаренковой Е.А.,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Мордовпроект" (ИНН: 1326191433, ОГРН: 1041316010108)
к Кировскому областному государственному унитарному предприятию "Агентство энергосбережения" (ИНН: 4345046211, ОГРН: 1024301314608)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Кировское областное государственное казенное учреждение "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" (ИНН: 4345086310, ОГРН: 1044316548528), муниципальное образование Омутинский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (ИНН: 4322001623, ОГРН: 1024300964588),
о взыскании 10 549 002 рублей,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Проектный институт "Мордовпроект" (далее - истец, Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Кировской области к Кировскому областному государственному унитарному предприятию "Агентство энергосбережения" (далее - ответчик, заявитель, Агентство), Кировскому областному государственному казенному учреждению "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" (далее - Управление) о взыскании 10 549 002 рублей долга по договору от 04.08.2014 N 520(14) ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Омутинский муниципальный район Кировской области в лице администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее - Администрация).
Неоднократно в процессе производства по делу по ходатайству истца процессуальный статус Агентства и Управления менялся, окончательно протокольным определением от 28.05.2019 Арбитражный суд Кировской области по ходатайству истца определил считать ответчиком по делу Агентство, Управление привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 07.06.2019 исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 541 529 рублей долга, в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Агентство с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку Агентство энергосбережения было исключено из числа исполнителей программы по газификации Кировской области. Все акты и счета, направленные до момента исключения были оплачены ответчиком, иных актов и счетов Агентство не получало, уведомлений о необходимости оплаты в адрес ответчика не направлялось, работы Управлением в соответствии с пунктом 1.1 договора не принимались. На сегодняшний день все затраты по выполнению проектных и изыскательских работ должна нести Администрация в отсутствие инвестирования строительства в соответствии с пунктом 2.2.11 договора инвестирования, заключенного между Агентством и Управлением. Администрации были доведены денежные средства в спорном объеме для оплаты проектных работ, что подтверждено самой Администрацией письмом от 02.08.2016 N 2277-01-09. Судом данные обстоятельства не исследовались.
Истец, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.07.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.07.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей истца, третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Кировской области от 17.12.2012 N 186/788 утверждена Государственная программа Кировской области "Энергоэффективность и развитие энергетики" на 2013-2020 годы" (далее - Государственная программа). Реализация Государственной программы осуществляется путем выполнения ведомственных целевых программ и отдельных мероприятий, в частности, в выполнении отдельного мероприятия "Газификация Кировской области" участвуют Управление по газификации (выполняет функции заказчика по проектированию и строительству объектов газификации), Агентство энергосбережения (привлекает кредитные средства для финансирования проектирования и строительства объектов газификации).
С целью реализации отдельного мероприятия "Газификация Кировской области" Государственной программы, 07.07.2014 между муниципальным образованием Омутинский муниципальный район Кировской области в лице Администрации (принципал) и Агентством (агент) заключен агентский договор N 8, по условиям которого принципал поручает, а агент принимает на себя обязательство совершить от своего имени, но в интересах и за счет принципала юридические и фактические действия, направленные на финансирование строительства, проектирование объектов газификации, поставку оборудования и выполнение сезонных работ на объектах газификации на территории принципала, а принципал принять выполненное поручение и выплатить агенту вознаграждение, а также возместить расходы, связанные с выполнением поручения (пункт 1.2 агентского договора); под юридическими действиями агента стороны понимают, в том числе, заключение агентом договоров инвестирования строительства, проектирования, поставки и выполнения сезонных работ следующих объектов газификации на территории принципала - распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района (1,2,3,4 очереди строительства), с Управлением (пункт 1.3 агентского договора); под возмещением расходов (затрат) агента, связанных с исполнением поручения принципала, стороны понимают расходы (затраты) на финансирование строительства, поставку оборудования и проектирование объектов газификации, а также выполнение сезонных работ на данных объектах (пункт 1.5 агентского договора); ориентировочная стоимость расходов агента, указанных в пункте 1.5 договора, составляет 21 566 212 рублей 25 копеек (пункт 3.1 агентского договора в редакции дополнительного соглашения от 12.01.2015 N2); окончательный расчет по возмещению расходов агенту осуществляется в течение 10 календарных дней с момента предоставления агентом окончательного отчета (пункт 3.2 агентского договора).
В связи с отсутствием финансирования по причине исключения Агентства из исполнителей отельного мероприятия "Газификация Кировской области" на основании Постановления Правительства Кировской области от 13.04.2016 N 94/251, 14.11.2018 между муниципальным образованием Омутинский муниципальный район Кировской области (принципал) и Агентством (агент) заключено дополнительное соглашение о расторжении с 14.11.2018 агентского договора от 07.07.2014 N 8.
07.07.2014 между Агентством (инвестор) и Управлением (заказчик) заключен договор инвестирования N И-388(14), который определяет взаимодействие сторон при осуществлении совместных действий по проектированию объекта "Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1,2,3,4 очереди строительства), по условиям которого инвестор финансирует проектирование за счет кредитных и иных средств, а заказчик принимает на себя осуществление функций заказчика по проектированию объекта за счет кредитных и иных средств, привлеченных инвестором (пункт 1.1 договора); общая сумма финансирования проектирования объекта инвестором ориентировочно составляет 11 192 445 рублей 79 копеек (пункт 1.2 договора в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2015); размер доли инвестора в праве собственности на объект будет определен по окончании строительства объекта пропорционально размеру вложенных инвестиций (пункт 1.3 договора); финансирование осуществляется инвестором в следующем порядке: оплата стоимости выполненных работ производится инвестором напрямую подрядчику путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в соответствии с договором подряда на проектно-изыскательские работы объекта на основании счетов, выставляемых подрядчиком, и актов выполненных работ, подписанных заказчиком (пункт 2.1.1 договора); оплата услуг заказчика производится инвестором на основании счетов путем перечисления денежных средств на лицевой счет заказчика (пункт 2.1.1 договора); инвестор заключает трехсторонний договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ (пункт 2.1.6 договора); Управление принимает на себя обязанности заказчика по проектированию объекта в соответствии с положением о заказчике-застройщике, в том числе заключает трехсторонний договор подряда на выполнение проектно-изыскательских работ (пункты 2.2, 2.2.3 договора); по окончании выполнения проектно-изыскательских работ в случае отсутствия инвестирования строительства объекта Управление передает проектно-сметную документацию и затраты по объекту муниципальному образованию "Омутнинский район" в соответствии с агентским договором от 07.07.2014 N 8 (пункт 2.2.11 договора).
В связи с отсутствием финансирования по причине исключения Агентства из исполнителей отельного мероприятия "Газификация Кировской области" на основании Постановления Правительства Кировской области от 13.04.2016 N 94/251, 12.11.2018 между Агентством (инвестор) и Управлением (заказчик) заключено дополнительное соглашение о расторжении с 13.11.2018 договора инвестирования от 07.07.2014 N И-388(14).
В письме от 13.11.2018 N 08-01-1902 (получено и.о. главы Омутнинского района Малковым А.А. 13.11.2018) Управление сообщило главе Омутнинского района Кировской области о том, что в связи с расторжением договора от 04.08.2014 N 520(14) ПИР будет доставлен результат частично выполненных и принятых проектно-изыскательских работ, с просьбой обеспечить принятие документации специалистами Администрации.
В соответствии с агентским договором от 07.07.2014 N 8 и договором инвестирования от 07.07.2014 N И-388(14), письмом от 22.11.2018 N 06-01-2324 (получено и.о. главы Омутнинского района Малковым А.А. 22.11.2018) Управление направило Администрации проектную документацию по объекту газификации "Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1,2,3,4 очереди строительства)" согласно прилагаемой накладной.
По накладной от 22.11.2018 Управление передало Администрации проектно-сметную документацию (1,2,3,4 очереди строительства), в том числе по четвертой очереди строительства - положительное заключение Госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (от 25.10.2016 N 43-1-1-2-1450-16), положительное заключение Госэкспертизы проверки достоверности сметной стоимости строительства (от 19.01.2017 N 43-1-1-6-1450-17).
В письме от 02.08.2016 N 2277-01-09 Администрация сообщила Управлению о том, что в бюджете Омутнинского района, с учетом дотации, полученной из бюджета Кировской области, предусмотрены средства на строительство и ремонт газопровода на территории Омутинского района в 2016 году в сумме 10 559 500 рублей, данные средства планировались на оплату проектных работ по строительству распределительного газопровода центральной части г. Омутнинска и д. Осокино (1,2,3,4 очереди).
В письме от 23.12.2016 N 4381-53-10-11 Министерство финансов Кировской области сообщило главе Омутнинского района, что дотация, предоставленная Омутнинскому району в 2015 году на оплату работ по проведению экспертизы проекта газификации, носит целевой характер и должна быть направлена на указанные цели. Если в 2017 году дотация не будет направлена на данные расходы, ее необходимо вернуть в областной бюджет.
В ответах от 19.02.2019, от 13.03.2019 на запросы суда (определения от 01.02.2019, от 25.02.2019) Министерство финансов сообщило о том, что в декабре 2015 года Омутнинскому району перечислена дотация с целью сбалансированности бюджета муниципального образования, в том числе для обеспечения источником финансирования обязательств по оплате в 2016 году проектных работ по объекту газификации, размере 10,559 миллионов рублей; поскольку дотации не носят целевого характера, соглашение о предоставлении дотации с муниципальным образованием не заключалось; по информации муниципального образования счета на оплату проектных работ не были предъявлены, то есть средства были не востребованы; учитывая, что дотация по Бюджетному кодексу Российской Федерации не имеет целевого назначения, средства были направлены муниципальным образованием в соответствии с решением о бюджете, принятым представительным органом, на выплату заработной платы с начислениями; на сегодняшний день по информации района счета на оплату проектных работ по объекту газификации не предъявлены.
04.08.2014 между Управлением (заказчик), Обществом (исполнитель) и Агентством (инвестор) заключен договор N 520(14) ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ (далее - договор), по условиям которого заказчик поручает за счет средств инвестора, а исполнитель принимает на себя обязательство по выполнению проектно-изыскательских работ по объекту "Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1, 2, 3, 4 очереди строительства)" в соответствии с заданием на конкурс (пункт 1.1 договора).
Результатом работ является:
- откорректированная схема газоснабжения г. Омутнинска на бумажном носителе в цветном изображении на электронном носителе на CD, DVD и на флешнакопителе с USB-разъемом (гидравлические схемы в формате xcg или agaz) с учетом существующих и перспективных потребителей газа, согласованная с ОАО "Газпром газораспределение Киров", администрациями Омутнинского городского поселения и Омутнинского района;
- документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории, утвержденные в администрации Омутнинского района в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ от 20.03.2011 и статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации); чертеж градостроительного плана;
- отчет об инженерных изысканиях в цветном исполнении (в том числе графическая часть инженерно-геодезических изысканий в электронном виде в программе AutoCad с типом файлов dwg и с типом файлов pdf);
- проектная документация в цветном исполнении на бумажном носителе и на электронном носителе на CD, DVD и на флешнакопителе с USB-разъемом (в программе AutoCad с типом файлов dwg и с типом файлов pdf), сметная документация в программе "А0" в ТЕР в соответствии с постановлением Правительства Кировской области N 60/350 от 26.07.2010 (прайс-листы должны быть подобраны на основании коньюктурного анализа цен с выбором наиболее экономичного решения (п.4.25.4.28 МДС 81-35.-2004) с предоставлением сравнительной таблицы стоимостных показателей материалов и оборудования и согласованы Заказчиком).
Заказчик обязуется принять выполненные работы, инвестор обязуется оплатить выполненные работы (пункт 1.1 договора).
Продолжительность выполнения работ - 7 месяцев с момента заключения договора согласно календарному плану производства работ (Приложение N 5) (пункт 2.1 договора). Предельная продолжительность исправления выполненных результатов работ, указанных в пункте 1.1 договора, по замечаниям заказчика и органов экспертизы составляет 10 рабочих дней со дня их получения исполнителем (пункт 2.2 договора).
Стоимость выполняемых работ составляет 19 900 000 рублей 00 копеек, НДС не облагается, в том числе по этапам: стоимость корректировки схемы газоснабжения (далее - схема газоснабжения) 186 800 рублей 00 копеек, стоимость проекта планировки территории (далее - ППТ) 533 196 рублей 00 копеек, стоимость изыскательских работ 8 631 002 рубля 00 копеек, стоимость проектных работ 10 549 002 рубля 00 копеек (пункт 3.1 договора).
Оплата по договору производится путем перечисления денежных средств инвестором на расчетный счет исполнителя на основании подписанных заказчиком актов приемки выполненных работ, а также выставленных для оплаты счетов в течение 180 дней после приемки проекта, подписания заказчиком акта сдачи-приемки проекта, получившего положительное заключение государственной экспертизы (пункт 3.2 договора).
Порядок сдачи и приемки работ предусматривает (раздел 4 договора): при завершении работы исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки документации, 4 экземпляра схемы газоснабжения в цветном исполнении на бумажном носителе, 2 экземпляра инженерных изысканий в цветном исполнении на бумажном носителе, 8 экземпляров проекта в цветном исполнении на бумажном носителе, на электронном носителе на CD,DVD и на флешнакопителе с USB-разъемом, 4 экземпляра сметной документации на бумажном носителе, а также в программе "А0" в ТЕР в соответствии с постановлением Правительства Кировской области N 60/350 от 26.07.2010; Заказчик в течение 10 рабочих дней обязан направить исполнителю подписанный акт или мотивированный отказ (пункты 4.1. 4.2 договора).
Исполнитель обязуется сопровождать согласование проектно-сметной документации с заинтересованными службами, выдавшими технические условия, в которых закреплена обязанность последующего согласования проекта; сопровождать прохождение государственной экспертизы проектно-сметной документации, обеспечив получение положительного заключения (пункты 1.7, 1.8 договора).
При обнаружении недостатков в результатах работ, указанных в пункте 1.1 договора, а также в случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы исполнитель обязан безвозмездно устранить недостатки в срок не более 10 рабочих дней с момента получения замечаний; оплату повторного рассмотрения органами государственной экспертизы проектно-сметной документации осуществляет исполнитель (пункт 1.9 договора). При обнаружении недостатков результатов работ (пункт 1.1 договора) исполнитель обязан по требованию заказчика безвозмездно в срок не более 10 рабочих дней переделать указанную документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы (пункт 1.10 договора).
При возникновении необходимости корректировки результатов работ, указанных в пункте 1.1 договора, стороны устанавливают причину ее появления. Если необходимость корректировки возникла по вине исполнителя, то корректировка выполняется безвозмездно. Если такая необходимость возникла по вине заказчика или строительного подрядчика, то исполнитель выполняет корректировку за дополнительную плату (пункт 6.2 договора).
Договором предусмотрено право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть договор, в том числе в случае задержки исполнителем начала или окончания сроков выполнения работ более чем на 10 календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика (пункт 6.3 договора). В случае одностороннего расторжения договора заказчик направляет исполнителю соответствующее уведомление; договор считается расторгнутым с момента получения исполнителем указанного уведомления; после расторжения договора заказчик оценивает стоимость работ, произведенных исполнителем к моменту расторжения, и стоимость убытков, которые понес и (или) понесет заказчик в результате невыполнения исполнителем своих обязательств и расторжения договора (пункт 6.4 договора).
Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств (пункт 6.9 договора).
Уведомлением от 15.01.2018 N 08-01-0028 (полученным Обществом 22.01.2018, Агентством 17.01.2018, Администрацией 18.01.2018), Управление в одностороннем порядке расторгло договор в связи с невыполнением исполнителем проектно-изыскательских работ, не устранением недостатков в результатах работ по 1,2,3 очереди строительства.
В соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N 3 к договору) основанием для проектирования является Государственная программа Кировской области "Энергоэффективность и развитие энергетики на 2013-2020 годы".
Согласно сводной смете на инженерные изыскания и проектные работы (приложение N 4 к договору) стоимость разработки проектной и рабочей документации составляет 10 549 002 рубля 00 копеек, в том числе 1 очередь строительства - 3 130 043 рубля 00 копеек, 2 очередь строительства - 3 411 639 рублей 00 копеек, 3 очередь строительства - 3 465 791 рубль 00 копеек, 4 очередь строительства - 541 529 рублей 00 копеек.
Календарный план производства работ (приложение N 5 к договору) устанавливает срок выполнения разработки проектной и рабочей документации 1 очереди строительства - до 28.02.2015, 2 и 3 очереди строительства - до 04.03.2015, 4 очереди строительства - до 30.01.2015.
Выполнение и приемка работ по инженерно-геодезическим изысканиям на общую сумму 6 271 295 рублей 00 копеек подтверждается актами от 15.09.2014 N 1 (1 очередь строительства) на сумму 1 847 229 рублей 00 копеек, от 15.09.2014 N 2 (2 очередь строительства) на сумму 2 064 164 рубля 00 копеек, от 15.09.2014 N 3 (3 очередь строительства) на сумму 2 072 651 рубль 00 копеек, от 26.09.2014 N 4 (4 очередь строительства) на сумму 287 251 рубль 00 копеек.
Выполнение и приемка работ по разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории подтверждается актом от 30.10.2014 N 4 (1, 2, 3, 4 очереди строительства) на сумму 533 196 рублей 00 копеек.
Выполнение и приемка работ по инженерно-геологическим изысканиям на общую сумму 2 359 707 рублей 00 копеек подтверждается актами от 15.12.2014 N 5 (3 очередь строительства) на сумму 762 997 рублей 00 копеек, от 18.09.2015 N 11 (1 очередь строительства) на сумму 713 715 рублей 00 копеек, от 18.09.2015 N 12 (2 очередь строительства) на сумму 727 176 рублей 00 копеек, от 18.09.2015 N 13 (4 очередь строительства) на сумму 155 819 рублей 00 копеек.
Выполнение и приемка работ по корректировке схемы газоснабжения подтверждается актом от 25.11.2015 N 7 (1, 2, 3, 4 очереди строительства) на сумму 186 800 рублей 00 копеек.
Принятые заказчиком работы на общую сумму 9 350 998 рублей 00 копеек (6 271 295,00 + 533 196,00 + 2 359 707,00 + 186 800,00) оплачены в полном объеме.
В обоснование заявленных требований о взыскании стоимости проектных работ по 1,2,3,4 очередям строительства в размере 10 549 002 рублей истец ссылается на накладные от 06.07.2015 N 66, от 28.07.2015 N 28, от 05.08.2015 N 89, от 05.08.2015 N 90, по которым заказчику передан результат работ (проектная документация), а также подписанные исполнителем в одностороннем порядке акты выполненных работ N 8 на сумму 3 130 043 рубля 00 копеек (1 очередь строительства), N 9 на сумму 3 411 639 рублей 00 копеек (2 очередь строительства), N 10 на сумму 3 465 791 рубль 00 копеек (3 очередь строительства), N 6 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (4 очередь строительства), выставленные исполнителем счета на оплату проектной документации N 21 на сумму 3 130 043 рубля 00 копеек (1 очередь строительства), N 24 на сумму 3 411 639 рублей 00 копеек (2 очередь строительства), N 26 на сумму 3 465 791 рубль 00 копеек (3 очередь строительства), N 23 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (4 очередь строительства).
При рассмотрении дела N А28-1725/2016 суды установили, что проектная документация была передана исполнителем заказчику по накладным на отпуск проектно-сметной документации: 06.07.2015 на 1 очередь строительства, 28.07.2015 на 2 очередь строительства, 05.08.2015 на 3 и 4 очередь строительства; работы в части разработки проекта планировки и проекта межевания территории были выполнены исполнителем до согласования откорректированной схемы газоснабжения с АО "Газпром газоснабжение Киров"; суды признали обоснованными требования заказчика о корректировке проекта планировки и проекта межевания территории, выполненных исполнителем ранее указанного согласования схемы газоснабжения. После предоставления согласованной схемы газоснабжения последовали корректировки исполнителем проектной документации, после чего она вновь была передана заказчику на рассмотрение:
- 1 очередь строительства - 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 N 148 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 N 649), 28.12.2015 по накладной от 24.12.2015 N156 (сопроводительное письмо от 24.12.2015 N 668);
- 2 очередь строительства - 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 N 147 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 N 650), 28.12.2015 по накладной от 24.12.2015 N 157 (сопроводительное письмо от 24.12.2015 N 669);
- 3 очередь строительства - 26.11.2015 сопроводительным письмом от 24.11.2015 N 628, 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 N 149 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 N 653), 28.12.2015 по накладной от 24.12.2015 N 158 (сопроводительное письмо от 24.12.2015 N 670);
- 4 очередь строительства - 07.08.2015 по накладной от 05.08.2015 N 90 (сопроводительное письмо от 05.08.2015 N 456), 07.12.2015 по накладной от 04.12.2015 N 150 (сопроводительное письмо от 04.12.2015 N 652).
При рассмотрении дела N А28-1725/2016 суды установили, что заказчиком направлялись исполнителю замечания на полученную проектную документацию, что также подтверждается представленными в настоящее дело письмами заказчика.
Письмами от 03.12.2015 N 648, от 25.12.2015 N 676 (получены Управлением 07.12.2015, 28.12.2015) исполнитель направил заказчику для подписания акты приемки выполненных работ по разработке проектной документации и счета на оплату на общую сумму 10 549 002 рубля, в том числе:
- акт N 8 на сумму 3 130 043 рубля 00 копеек (1 очередь строительства), счет N 21 на сумму 3 130 043 рубля 00 копеек (1 очередь строительства),
- акт N 9 на сумму 3 411 639 рублей 00 копеек (2 очередь строительства), счет N 24 на сумму 3 411 639 рублей 00 копеек (2 очередь строительства),
- акт N 10 на сумму 3 465 791 рубль 00 копеек (3 очередь строительства), счет N 26 на сумму 3 465 791 рубль 00 копеек (3 очередь строительства),
- акт N 6 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (4 очередь строительства), счет N 23 на сумму 541 529 рублей 00 копеек (4 очередь строительства).
При рассмотрении дела N А28-1725/2016 суды установили, что заказчик мотивированно отказался от приемки результата работ по договору, указав в письмах (переписке сторон) на допущенные недостатки в проектной документации; доказательства устранения выявленных заказчиком недостатков суду представлены не были; в ходе проведения государственной экспертизы по 4 очереди строительства сторонами получены письмом от 22.08.2016 замечания по проектной и сметной документации.
Из материалов настоящего дела следует, что откорректированная проектная документация по 4 очереди строительства передана исполнителем заказчику по накладной на отпуск проектной документации N 102 на сумму 541 529 рублей (получена Управлением 12.01.2017); проектно-сметная документация по 4 очереди строительства передана исполнителем заказчику по накладной на отпуск проектной документации N 103 (получена Управлением 24.01.2017).
Управление получило положительные заключения экспертизы на проектную документацию 4 очереди строительства (положительное заключение экспертизы N 43-1-1-2-1450-16 утверждено 25.10.2016 КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве"), по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства 4 очереди строительства (положительное заключение экспертизы N 43-1-1-6-1450-17 утверждено 19.01.2017 КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве").
28.03.2017 Общество обратилось в Арбитражный суд Кировской области с исковым заявлением к Управлению о понуждении передать выполненную истцом проектную документацию по 1, 2, 3 очередям строительства по объекту "Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1, 2, 3, 4 очереди строительства)" в КО ГАУ "Управление государственной экспертизы" Кировской области для проведения государственной экспертизы проектной документации; делу присвоен номер N А28-3100/2017. Управление исковые требования не признало, однако 12.09.2017 обратилось в КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве" с заявлениями государственной экспертизе проектной документации по 1, 2, 3 очереди строительства, в связи с чем истец отказался от иска. Определением Арбитражного суда Кировской области от 20.10.2017 производство по делу N А28-3100/2017 прекращено в связи с отказом Общества от иска.
В материалы настоящего дела представлены письма Управления от 12.09.2017 об обращении в КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве" с заявлениями о государственной экспертизе проектной документации "Распределительный газопровод в г. Омутнинске и д. Осокино Омутнинского района Кировской области (1,2,3,4 очереди строительства)" по 1, 2, 3 очереди строительства, выполненной Обществом.
Письмами от 29.09.2017 КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве" сообщило Управлению, что проектная документация не может быть принята на экспертизу по причинам, перечень которых приводится в названных письмах.
В претензии от 16.01.2018 N 1 (направлена 16.01.2018 по почте заказными письмами в адрес Агентства, Управления) истец просил заказчика, инвестора оплатить спорную задолженность по договору в размере 10 549 002 рублей, предупредил об обращении в суд.
Требования, изложенные в претензии, оставлены без удовлетворения, сумма долга за проектные работы не оплачена, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
На основании пункта 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан: выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором; согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления; передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ (статья 762 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обязательства заказчика по оплате работ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ возникают после завершения работ, если иное не предусмотрено условиями договора.
Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными (пункт 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, и опровергает доводы заявителя, результат проектных работ по 4 очереди строительства и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации по 4 очереди строительства получены заказчиком в течение срока действия договора от 04.08.2014 N 520(14) ПИР на выполнение проектно-изыскательских работ (до расторжения договора в одностороннем порядке согласно уведомлению Управления от 15.01.2018), а также в течение срока действия агентского договора от 07.07.2014 N 8 (расторгнут с 14.11.2018) и договора инвестирования от 07.07.2014 N И-388(14) (расторгнут с 13.11.2018).
Акт приемки выполненных работ и счет на оплату направлялись исполнителем заказчику письмами от 03.12.2015 N 648, от 25.12.2015 N 676, а также приложены к исковому заявлению.
Откорректированная на основании замечаний заказчика проектная документация по 4 очереди строительства передана исполнителем заказчику по накладной на отпуск проектной документации N 102 на сумму 541 529 рублей (получена Управлением 12.01.2017); проектно-сметная документация по 4 очереди строительства передана исполнителем заказчику по накладной на отпуск проектной документации N 103 (получена Управлением 24.01.2017).
Управление получило положительные заключения экспертизы на проектную документацию 4 очереди строительства в 2016, 2017 годах.
Письмом от 13.11.2018 N 08-01-1902 Управление сообщило Администрации о намерении передать результат частично выполненных и принятых проектно-изыскательских работ по договору. По накладной от 22.11.2018 проектно-сметная документация (1,2,3,4 очереди строительства), в том числе положительное заключение государственной экспертизы проектной документации по 4 очереди строительства, передано заказчиком Администрации.
При изложенных обстоятельствах доводы заявителя о непредставлении истцом актов и результатов работ до расторжения трехстороннего договора, а также отсутствие доказательств приемки Управлением результата работ, опровергаются материалами дела и установленными фактами, в связи с чем подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
Вопреки возражениям ответчика о том, что в связи с доведением целевого финансирования на оплату проектных работ до Администрации, а также в связи с расторжением агентского договора между Администрацией и Агентством требования предъявлены к Агентству необоснованно, суд апелляционной инстанции установил, что условия договора на производство проектных и изыскательских работ не предусматривают возложение на Администрацию как лица, не являющегося стороной договора N 520(14) ПИР, обязанности по оплате работ непосредственно подрядчику. По общему правилу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Иное условиями договора, заключенного между Обществом, Управлением и Агентством, не предусмотрено.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования истца в части оплаты работ, выполненных в установленные договором сроки и сданных заказчику, подлежат оплате Агентством как инвестором на условиях, установленных таким договором.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции и не влекут отмену решения. Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В силу вышеизложенного, суд апелляционной инстанции оставляет апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 07.06.2019 по делу N А28-4662/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кировского областного государственного унитарного предприятия "Агентство энергосбережения" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4662/2018
Истец: ООО "Проектный институт "Мордовпроект"
Ответчик: КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре", КОГУП "Агентство энергосбережения"
Третье лицо: МО Омутнинский муниципальный район Кировской области в лице администрации МО Омутнинский муниципальный район Кировской области, Ленинский районный суд г.Саранска, Министерство финансов Кировской области, ООО Пономарева Оксана Евгеньевна представитель "Проектный институт "Мордовпроект"