город Омск |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А70-7821/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9736/2019) Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.06.2019 по делу N А70-7821/2019 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Еремина Максима Юрьевича (ОГРНИП 311723234300087, ИНН 720406424683) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 (ОГРН 1047200670802; ИНН 7202104206) о признании недействительным решения N 15-24/013746@ от 07.03.2019 об отказе в перерасчете налоговой базы и возврате взносов за 2017 год в размере 28 501,66 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 - Шардаков В.А. по доверенности от 28.12.2018 N 8; Сибирцева И.Ю. по доверенности от 05.03.2019 N 22;
в отсутствие индивидуального предпринимателя Еремина Максима Юрьевича, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
индивидуальный предприниматель Еремин Максим Юрьевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Еремин М.Ю.) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 1 (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ИФНС России по г. Тюмени N 1) о признании недействительным решения от 07.03.2019 N 15-24/013746@ об отказе в перерасчете налоговой базы и возврате взносов за 2017 год в размере 28 501 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.06.2019 по делу N А70-7821/2019 заявление удовлетворено. Признано недействительным решение ИФНС России по г. Тюмени N 1 от 07.03.2019 N 15-24/013746@ об отказе ИП Еремину М.Ю. в перерасчете налоговой базы и возврате взносов за 2017 год в размере 28 501 руб. 66 коп. На инспекцию возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2017 год в размере 28 501 руб. 66 коп. С заинтересованного лица в пользу заявителя взысканы судебные расходы в размере 300 руб.
Возражая против принятого по делу решения, ИФНС России по г. Тюмени N 1 в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях применения положений пункта 1 статьи 430 НК РФ для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за соответствующий расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются.
В письменном отзыве на жалобу предприниматель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителями инспекции поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 25.04.2018 ИП Еремин М.Ю. представил в инспекцию декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения "доходы - расходы" за 2017 год, согласно которой общая сумма дохода составила 3 388 530 рублей, расходы 2 850 096 рублей.
Заинтересованным лицом предпринимателю начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за периоды за 2017 год в размере 30 885 руб. 30 коп. (3 388 530 - 300 000)*1%). Расчет страховых взносов произведен без учета расходов заявителя.
29.03.2018 платежным поручением N 10 ИП Еремин М.Ю. произвел оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату страховой пенсии за периоды с 01.01.2017 в размере 30 886 руб.
Предпринимателем направлялись обращения в инспекцию с требованиями о возврате суммы излишне уплаченных взносов за 2017 год.
Решением от 07.03.2019 N 15-24/013746@ в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отказано.
Считая решение не основанным на законе, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Заявление удовлетворено судом первой инстанции, что явилось основанием обращения заинтересованного лица в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 N 13 "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования" приняты Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" и Федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ.
Согласно статье 430 НК РФ в редакции, действующей в 2017 году, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Как следует из материалов дела, ИП Еремин М.Ю. применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Как указано в пункте 2 статьи 432 НК РФ, суммы страховых взносов за расчетный период (2017 год) уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса в срок до 31.12.2017, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при расчете размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лица, применяющего УСН (с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов), ИФНС России по г. Тюмени N 1 исходила из доходов ИП Еремина М.Ю. без учета расходов в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса "Порядок определения доходов".
Статья 346.15 НК РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Следовательно, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
На основании изложенного страховые взносы за 2017 год, подлежащие внесению предпринимателем, подлежат исчислению исходя из сумм дохода заявителя за вычетом расходов.
Из представленной заявителем налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год, следует, что общая сумма дохода составила 3 388 530 руб., сумма расходов - 2 850 096 руб.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм налогового законодательства, а также правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявителем обоснованно произведен расчет подлежащих уплате страховых взносов за 2017 год исходя из суммы доходов за вычетом документально подтвержденных расходов: 3 388 530 руб. - 300 000 руб. - 2 850 096 руб. = = 238 434 руб.*1% = 2 384 руб. 34 коп. Следовательно, сумма переплаты составила 28 501 руб. 66 коп.
Следовательно, ИП Ереминым М.Ю. излишне уплачены страховые взносы на сумму 28 501 руб. 66 коп.
Доводы апелляционной жалобы о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в N остановлении от 30.11.2016 N 27-П, к рассматриваем правоотношениям не применяется, отклоняется апелляционным судом, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Выводы Конституционного Суда Российской Федерации сформулированы не применительно к конкретной системе налогообложения, а к принципам определения базы для начисления страховых взносов в общем, что согласуется с позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017.
Изменения правового регулирования порядка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (признание Федерального закона N 212-ФЗ утратившим силу и введение в действие главы 34 НК РФ) произведено до вынесения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П. Соответственно, не усматриваются основания для вывода о том, что законодатель был осведомлен о выявленном конституционно-правовом смысле норм Федерального закона N 212-ФЗ, регулирующих порядок определения базы для начисления предпринимателями страховых взносов, и сознательно и целенаправленно, вопреки позиции Конституционного суда Российской Федерации, установил в главе 34 НК РФ различный порядок определения данной базы для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Утверждение инспекции о том, что по настоящему делу следует применить правовую позицию, изложенную в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, в силу которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и поддержанную Верховным Судом Российской Федерации в решении от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, по иску предпринимателя о признании вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации недействующим, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 указано на то, что оспариваемое письмо Минфина России имеет информационно-разъяснительный характер и в силу статьи 1 НК РФ, статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов. Верховный Суд Российской Федерации указал, что изложенные в письмах разъяснения Минфином России официально не опубликованы, не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах, в связи с чем не имеют значения нормативного правового акта, обязательного к постоянному применению неперсонифицированным кругом лиц.
Апелляционный суд считает необходимым обратить внимание на то, что решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.
С учетом приведенных норм, позиций и разъяснений страховые взносы за 2017 год правомерно исчислены предпринимателем исходя из сумм дохода за вычетом расходов.
В силу положений статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В рассматриваемом случае заявителем доказаны основания возникновения переплаты по страховым взносам, и, соответственно, возврата излишне уплаченных сумм, подлежащих возврату ИП Ереминым М.Ю.
Удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе, поскольку инспекция при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу освобождения от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени N 1 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.06.2019 по делу N А70-7821/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7821/2019
Истец: ИП Еремин Максим Юрьевич
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТЮМЕНИ N 1
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6097/19
03.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9736/19
28.08.2019 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7821/19
13.06.2019 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7821/19