г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А56-33865/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. О. Третьяковой, Е. И. Трощенко
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. И. Царевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19003/2019) ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА "КЮТ"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2019 по делу N А56-33865/2019(судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА "КЮТ"
к 1) ГУ - УПФ РФ в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное)
2) ГУ-ОПФ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Кривченкова Н. В. (директор, паспорт)
от ответчика: 1) Рихтер А. И. (доверенность от 10.01.2019); 2) Григорьева Ю. А. (доверенность от 25.12.2018)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная фирма "КЮТ" (ОГРН 1044701480790, место нахождения: 187110, Ленинградская область, Киришский район, г.Кириши, ул. Ленинградская, д.16; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской федерации в Киришском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее - фонд) от 29.12.2018 N 257V12180000519 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОПФ).
Решением суда от 27.05.2019 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению общества, судом не учтен факт занятости работников во вредных условиях труда менее 80 % рабочего времени; судом не принято во внимание, что по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда для маляров установлен 2 (допустимый) класс условий труда, который исключает необходимость начисления страховых взносов.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представители фонда и ОПФ против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзывах.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, фондом проведена плановая выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки фондом составлен акт выездной проверки от 10.12.2018 N 202V10180001032.
В ходе проверки фондом установлено, что обществом не включены в базу для начисления страховых взносов выплаты физическим лицам, занятым на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
Решением от 29.12.2018 N 257V12180000519 общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 8 534 руб. 92 коп., заявителю доначислены страховые взносы в сумме 42 674 руб. 63 коп. и пени в сумме 2 217 руб. 19 коп.
Решение фонда от 29.12.2018 N 257V12180000519 обжаловано обществом в ОПФ.
Решением ОПФ от 18.02.2019 N 5 жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с законностью вступившего в силу решения фонда от 29.12.2018 N 257V12180000519, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для данных плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ установлены дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закона N173-ФЗ) (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N400-ФЗ)), применяются с 1 января 2013 года следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частью 2.1 настоящей статьи, в 2013 году в размере 2%, в 2014 году в размере 4%, в 2015 году и последующие годы в размере 6%.
Основным критерием уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат в пользу работника является занятость такого работника на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ.
При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
Закон N 212-ФЗ не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), менее 80% рабочего времени.
Кроме того, страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности обязательного социального страхования, в том числе пенсионного страхования. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных лиц, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
При наличии результатов специальной оценки условий труда применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленные пунктом 2.1 статьи 58.5 Закона N 212-ФЗ.
Данная норма содержится и в статье 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ). При этом начисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у занятых на работах с особыми условиями труда работников права на досрочную пенсию.
При определении видов работ, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, применяется Список N 2 "Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях", утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2).
В позиции 23200000-13450 раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 поименована специальность - маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
В ходе проверки фондом установлено, что в 2016 году в обществе работали работники, которые занимали должности с вредными и тяжелыми условиями труда, включенными в Список N 2, а именно маляры строительных работ (10 специалистов).
На основании представленных обществом документов (акты о приемке выполненных работ, сертификаты соответствия) на краски, эмали, водно-дисперсионные растворы, фондом установлено, что при осуществлении вышеуказанными сотрудниками (малярами) работ используются краски, в состав которых входят вредные вещества 3 класса опасности.
По результатам аттестации рабочих мест от 25.04.2012 для рабочего места маляра установлен допустимый класс условий труда (подкласс 2).
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", а также разъяснениям Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113 для плательщиков, рабочие места которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны допустимыми, страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников начисляются согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
Обществом специальная оценка условий труда в отношении рабочего места в отношении должности "маляр" в соответствии с Законом N 426-ФЗ не проводилась.
Пунктом 4 статьи 27 переходных положений Закона N 426-ФЗ установлено, что в случае, если со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
В силу пункта 5 статьи 15 Федерального Закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты проведенной до 2014 года аттестации рабочих мест, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными.
В отношении "оптимального" и "допустимого" классов условий труда по степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса рабочих мест аналогичных положений законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Таким образом, поскольку обществом в отношении рабочего места "маляр" не произведена специальная оценка условий труда в соответствии с Законом N 426-ФЗ, общество не вправе с 01.01.2014 применять к рабочим местам, по отношению к которым, согласно проведенной аттестации (05.04.2012), установлен "допустимый" класс условий труда, а именно - маляры, дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ по ставке 0%.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2018 N 308-КГ18-15847, от 08.07.2019 N310-ЭС19-3100.
При этом согласно положениям статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима этой занятости (полной или частичной).
Таким образом, фонд пришел к правильному выводу о том, что общество в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (действовавшего до 01.01.2017) должно было осуществлять уплату страховых взносов по дополнительному тарифу с выплат работникам, занятым на должностях "маляр" (10 специалистов) в 2016 году по тарифу 6%.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2019 по делу N А56-33865/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-33865/2019
Истец: ООО СТРОИТЕЛЬНАЯ ФИРМА "КЮТ"
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КИРИШСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области