г. Хабаровск |
|
04 сентября 2019 г. |
А16-672/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы": представитель не явился;
от Администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы"
на решение от 17.05.2019
по делу N А16-672/2019
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Серовой О.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" (ОГРН 1087907000246, ИНН 7903527016)
о признании незаконными действий главы администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области ( ОГРН 1057900134489, ИНН 7903526132),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" (далее - общество, ООО "ЕКС", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением, с учетом уточнений, о признании незаконными действий главы администрации Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области Новиковой Светланы Степановны (далее - Глава Администрации) по изданию распоряжений от 20.12.2019 N 139, от 11.01.2019 N 1, от 15.01.2019 N 2, от 07.02.2019 N 16, от 11.02.2019 N 18 о проведении проверок и проведении проверок на основании указанных распоряжений.
Решением суда от 17.05.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд установил, что главой Администрации оспариваемые действия производились на основании положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон 294-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон 131-ФЗ), и с учетом поступивших обращений граждан и письма Прокуратуры (протекание труб, недостатки в отоплении домов).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель жалобы утверждает следующее: решение суда незаконно, необоснованно и принято с нарушением норм материального права и с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; судом не учтено, что ООО "ЕКС" является управляющей организацией и не оказывает услуг по теплоснабжению, а наоборот приобретает тепловую энергию у ресурсоснабжающей организации, таким образом, для проверки организации теплоснабжения ответчик должен был провести проверку не ООО "ЕКС", а ресурсоснабжающей организации; глава администрации Смидовичского городского поселения осуществляя мероприятия по внеплановым проверкам в целях осуществления муниципального жилищного контроля, превысила свои полномочия, предоставленные ей Жилищным кодексом Российской Федерации, в связи с чем, существенно нарушила права и законные интересы ООО "ЕКС", необоснованно вмешавшись в деятельность по управлению, отвлекая специалистов на проведение незаконных проверок.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Согласно пункту 4 статьи 3 Устава муниципального образования "Смидовичское городское поселение" Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, принятого решением Собрания депутатов Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области от 23.08.2005 N 12 (далее - Устав), к вопросам местного значения городского поселения в том числе относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В статье 27 Устава перечислены полномочия администрации городского поселения, в том числе: подпункт 3 пункта 1 - организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, подпункт 5 пункта 1- осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, подпункт 13 пункта 2 - организация и осуществление муниципального контроля на территории городского поселения, в том числе организация осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка и принятие административных регламентов осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Еврейской автономной области, организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Еврейской автономной области полномочий; подпункт 15 пункта 2 - полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 1 статьи 28 Устава Глава администрации городского поселения обеспечивает осуществление администрацией городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области.
Общество использует здания, коммунальные сети, оборудование, расположенное по адресу ЕАО, Смидовичский район, п. Смидович и с. Песчаное, для оказания населению жилищно-коммунальных услуг.
27.09.2018 в прокуратуру Еврейской автономной области поступила жалоба от жильца на то, что по адресу ЕАО, с. Песчаное, пер. Новый, 2-14, имеются протекания труб.
Письмом от 07.10.2018 N 66314-2018 заместитель прокурора Смидовичского района ЕАО (далее - Прокурор) потребовал от Главы принять меры.
Распоряжением Главы от 11.10.2018 N 117 назначена внеплановая проверка, в ходе которой подтвержден факт протекания трубы отопления и кровли.
Предписанием от 23.10.2018 N 4 обществу указано на необходимость устранения недостатков, и для проверки его выполнения вынесено распоряжение от 28.11.2018 N 129.
18.12.2018 Прокурор направил Главе письмо от N 8374-2018 о принятии мер по жалобе жильца (п. Смидович, ул. Советская, 72а-13) на низкую температуру.
Распоряжением от 20.12.2018 N 139 Глава назначила проверку, которой подтвержден факт некомфортной температуры, вынесено предписание от 26.12.2018 N 5.
Распоряжением от 11.01.2019 N 1 назначена проверка выполнения предписания.
Письмом от 26.12.2018 N 3647 Глава отчиталась перед Прокурором.
29.11.2018 Главе Смидовичского района поступила жалоба от жителей домов N 72, 72а, 75 по ул. Советская и домов N 21а, 23а, 30, 32, 33а по ул. Комсомольская п. Смидович на недостатки в отоплении домов.
Глава района направил письмо Главе поселения, на что она вынесла распоряжение от 15.01.2019 N 2 о проверке, по результатам которой подтверждена некомфортная температура, вынесено предписание от 24.01.2019 N 1.
Для проверки его выполнения вынесено распоряжение от 07.02.2019 N 16.
Распоряжением от 11.02.2019 N 18 вынесено распоряжение о проведении проверки в отношении жалобы жильца дома N 76 по ул. Советская п. Смидович.
Не согласившись с данными действиями Главы Администрации по вынесению распоряжений о проведении проверок, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Частью 1.1. статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) установлено, что под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами; органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Пункт 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относит в том числе организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 17.1 Закона N 131-ФЗ устанавливает, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пункт 4 статьи 2 Закона N 294-ФЗ дает определение муниципального контроля - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями; порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
В соответствии с подпунктом а пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В силу статьи 2 Закона Еврейской автономной области от 27.09.2012 N 138-ОЗ "О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органа государственного жилищного надзора Еврейской автономной области с органами муниципального жилищного контроля" под муниципальным жилищным контролем в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации понимается деятельность органов муниципального жилищного контроля соответствующего муниципального образования Еврейской автономной области (далее - область) по организации и проведению на территории данного муниципального образования области проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда соответствующего муниципального образования области; органы местного самоуправления муниципальных образований области организуют муниципальный жилищный контроль на территории области соответствующего муниципального образования области и определяют орган, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган муниципального жилищного контроля), в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.
На основании выше приведенных норм права действующего законодательства, учитывая наличие утвержденного Постановлением Администрации от 16.11.2017 N 551 регламента исполнения муниципальной функции осуществления муниципального жилищного контроля, поступивших заявлений жильцов, писем Прокурора, суд пришел к верному выводу о том, что
общество не подтвердило факт препятствия его деятельности рассматриваемыми действиями Главы и ее подчиненных, а целью Главы в рассматриваемом случае, была не проверка состояния муниципального жилищного фонда, а организация надлежащего теплоснабжения на территории поселения.
В силу анализа положений Закона N 131- ФЗ, Глава принимает участие в решении всех проблем населения на территории своего поселения.
В абзаце третьем пункта 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П указано, что теплоснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения - а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, - к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Поскольку препятствий для деятельности общества при проверке его Главой поселения, не установлено, то судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы заявителя жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Излишне уплаченная 08.07.2019 обществом государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьями 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 17 мая 2019 года по делу N А16-672/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Единые коммунальные системы" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 1027 от 08.07.2019. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-672/2019
Истец: ООО "Единые Коммунальные Системы"
Ответчик: Администрация Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области
Третье лицо: Администрация Смидовичского городского поселения Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области, ООО "Единые Коммунальные Системы"