г. Воронеж |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А48-2490/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 августа 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой О.В.,
при участии:
от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла: Грядунова О.Н., представитель по доверенности N 7/127 от 26.02.2019;
от Межрайонной ИФНС N 9 по Орловской области: Семечева Е.В., представитель по доверенности от 13.05.2019, выдана сроком на 1 год, удостоверение N 739272,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 06.06.2019 по делу N А48-2490/2019 (судья Жернов А.А.) по заявлению Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (ОГРН1025700826502, ИНН 5701000921) к Межрайонной ИФНС N9 по Орловской области (ОГРН 1135740006027, ИНН 5754777775) о признании незаконными действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении ООО "Строительные решения" из ЕГРЮЛ записи за номером 2185749222460 от 22.10.2018,
УСТАНОВИЛ :
Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС N 9 по Орловской области (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконными действиями Инспекции по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также ЕГРЮЛ) сведений об исключении общества с ограниченной ответственностью "Строительные решения" из ЕГРЮЛ, аннулировать в ЕГРЮЛ запись за номером 2185749222460 от 22.10.2018.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 06.06.2019 по делу N А48-2490/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то, что формальное соблюдение налоговым органом процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, не может быть безусловным основанием для признания таких действий государственно органа правомерными.
Считает, что внеся запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, налоговый орган лишил Управление права требовать принудительного исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
В судебном заседании представитель Управления просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Представитель Инспекции в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание проходило посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Орловского областного суда.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение участников судебного процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Орловской области от 12.02.2018 по делу N А48-7352/2017 с ООО "Строительные решения" в пользу Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.06.2016 по 03.03.2017 в размере 115 108 руб. 31 коп., а также пени в размере 4 922 руб. 70 коп., а всего 120 031 руб. 01 коп.
На основании данного решения Арбитражным судом Орловской области 23.03.2018 был выдан исполнительный лист серии ФС N 019475 625 о взыскании с ООО "Строительные решения" указанной задолженности.
Исполнительный лист был передан в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
22.10.2018 Инспекцией на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ была внесена запись об исключении ООО "Строительные решения" из ЕГРЮЛ.
Управление, полагая, что внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Строительные решения" нарушает его право, как кредитора, на удовлетворение своих требований к обществу, обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.
Согласно статье 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пунктами 2 и 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
В соответствии с пунктом 5 статьи 21.1 указанного закона, предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случае наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи (п.п.б).
Обстоятельства дела свидетельствуют, что 19.10.2017 налоговым органом на основании подпункта "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ был произведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Орел, Московское шассе, д.137.
В результате осмотра налоговым органом установлено, что ООО "Строительные решения" по адресу: г. Орел, ул. Московское шоссе, д.137, заявленному в регистрационных документах, не располагается.
25.10.2017 Инспекция направила в адрес указанного юридического лица и его участников уведомления о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе юридического лица в течение 30 дней с момента направления уведомлений.
Поскольку в указанный срок сведения, подтверждающие достоверность сведений об адресе местонахождения юридического лица в Инспекцию не поступили, 27.11.2017 ответчиком в ЕГРЮЛ была внесена запись о недостоверности сведений об адресе за ГРН 2175749250862.
Поскольку ООО "Строительные решения" не устранило имеющиеся в ЕГЮЛ сведения, в отношении которых внесена запись о их недостоверности в течение 6 месяцев с момента вынесения в ЕГЮЛ такой записи, Инспекцией 02.07.2018 в отношении указанного юридического лица принято решение N 711 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ на основании пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ.
22.10.2018 внесена запись о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Признавая действия налогового органа соответствующими требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции правомерно принял во внимание следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах (Постановление от 06.12.2011 N 26-П, Определение от 17.01.2012 N 143-О-О, Определение от 17.06.2013 N 994-О от 2.09.2013 N 1346-О, Определение от 26.05.2016 N 1033-О) неоднократно указыввал,что правовое регулирование, установленное статьей 21.1 Закона о регистрации, направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в государственном реестре (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. Данное законоположение применяется с учетом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из государственного реестра; к таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.
Так, согласно приказу Федеральной налоговой службы от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикаций и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" сведения о принятых решениях, о предстоящем исключении недействующих юридических лиц подлежат опубликованию в журнале "Вестник государственной регистрации". В состав публикуемых сведений входят и сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом форма размещения в журнале "Вестник государственной регистрации" этих сведений определяется редакцией журнала.
Из материалов дела усматривается, что решение о предстоящем исключении юридического лица опубликовано в номере журнала "Вестник государственной регистрации" N 26(691) от 04.07.2018).
Порядок и сроки направления возражений установлены Федеральным законом N 129-ФЗ и одинаковы для всех. Указанные сведения публикуются в начале соответствующего раздела и предваряют список юридических лиц, в отношении которых регистрирующим органом приняты решения о предстоящем исключении их из ЕГРЮЛ как недействующих.
Лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, имеет право направить возражения относительно исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ.
В случае направления такого заявления решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
При этом, как установлено судом и не опровергнуто заявителем по делу, на момент внесения записи об исключении ООО "Строительные решения" из ЕГРЮЛ ни от Управления, ни от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, заявлений с возражениями об исключении указанного юридического лица в Инспекцию не поступило.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым соглашается апелляционная коллегия, что процедура исключения Общества из ЕГРЮЛ Инспекцией была соблюдена, т.е. законодательно установленные требования к процедуре были соблюдены.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и вышеприведенных норм, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области в том, что исключение Инспекцией как регистрирующим органом из реестра юридических лиц недействующего общества соответствует требованиям закона, в связи с чем, совокупность условий, установленная статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания незаконным действий регистрирующего органа, отсутствует, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о наличии у общества непогашенной задолженности перед заявителем отклоняется, поскольку само по себе наличие такой задолженности при изложенных обстоятельствах не свидетельствует о незаконности действий регистрирующего органа.
Кредитор указанной организации, добросовестно осуществляющий права, предоставленные ему Федеральным законом N 129-ФЗ, не лишен возможности контроля за решениями, принимаемыми регистрирующим органом в отношении должника как недействующего юридического лица, а также возможности своевременно направить в регистрирующий орган заявление о том, что его права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением из ЕГРЮЛ юридического лица. Данным правом, с учетом опубликования сведений налоговым органом о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ юридического лица, заявитель не воспользовался.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами налогового органа, что при наличии прекращенных исполнительных производств на момент внесения оспариваемой записи в ЕГРЮЛ, Управлением не подтверждено наличие нарушенного права.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Доводы жалобы изучены апелляционным судом, однако они подлежат отклонению, как несостоятельные, опровергаемые материалами дела и установленными судом обстоятельствами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 06.06.2019 по делу N А48-2490/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2490/2019
Истец: Управление муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Орловской области