город Омск |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А70-283/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10130/2019) Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.06.2019 по делу N А70-283/2019 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артарина" к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области о признании незаконным приказа от 14.12.2018 N 267,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области - Рагулина Елена Александровна по доверенности от 10.01.2019 N 1/19;
от общества с ограниченной ответственностью "Артарина" - директор Гимранов Марсель Зуфарович согласно выписке из ЕГРЮЛ; Пичугина Светлана Александровна по доверенности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Артарина" (далее - заявитель, Общество, ООО "Артарина") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании незаконным приказа от 14.12.2018 N 267 "О результатах рассмотрения заявочных документов" (т.1 л.д. 57-59).
Заявленное требование мотивировано незаконностью принятого Департаментом решения от 07.12.2018 об отказе в предоставлении государственной поддержки в виде возмещения части затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования субъекту малого и среднего предпринимательства ООО "Артарина".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.06.2019 по делу N А70-283/2019 заявленные Обществом требования удовлетворены, признан недействительным приказ Департамента от 14.12.2018 N 267; на Департамент возложена обязанность после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Артарина". Этим же решением с Департамента в пользу ООО "Артарина" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что при рассмотрении документов ООО "Артарина" для получения субсидии Департаментом на основании предоставленной Обществом справки N 523878 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 02.11.2018 (далее - Справка о состоянии расчётов) установлено наличие у заявителя задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что является достаточным основанием для отказа в предоставлении субсидии.
По мнению подателя жалобы, принятие от заявителя справки о состоянии расчётов от 04.12.2018, предоставленной спустя две недели после завершения приёма документов, является недопустимым коррупциогенным фактором и ставит остальных субъектов предпринимательства в неравные условия при получении субсидии с Обществом.
Кроме того, податель жалобы считает, что обжалуемое решение суда первой инстанции принято о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участив деле, поскольку признанный судом недействительным приказ от 14.12.2018 N 267 "О результатах рассмотрения заявочных документов" содержит информацию о результатах рассмотрения документов всех субъектов предпринимательства, заявившихся на получение субсидии в период с 01.11.2018 по 15.11.2018, которые не привлекались судом первой инстанции к участию в деле и не оспаривали решение Департамента, при этом на основании указанного приказа с субъектами предпринимательства, в отношении которых принято решение о предоставлении субсидии, заключены договоры о предоставлении субсидии.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Общества, возразив на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ООО "Артарина" является субъектом малого и среднего предпринимательства и в целях реализации государственной программы Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы" до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2017 N 689-п, имеет право на государственную поддержку.
15.11.2018 Общество обратилось в Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области с заявкой и пакетом документов для предоставления государственной поддержки в виде возмещения затрат субъектам предпринимательства по уплате первого взноса по договорам лизинга оборудования.
07.12.2018 в соответствии с протоколом N 3, по результатам рассмотрения документов, направленных Обществом на получение государственной поддержки 15.11.2018, на основании пункта 2.3.10 Порядка N 99-п, Комиссией принято рекомендательное решение об отказе в предоставлении государственной поддержи заявителю.
На основании данного решения 14.12.2018 Департаментом издан приказ N 267 об отказе в предоставлении субсидии заявителю.
18.12.2018 в адрес Общества направлено уведомление (исх. N 3924/18) об отказе в предоставлении государственной поддержки с указанием оснований, послуживших основанием для отказа.
Полагая, что приказ Департамента от 14.12.2018 N 267 в предоставлении государственной поддержки нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим уточненным заявлением.
При рассмотрении спора суд первой инстанции исходил из того, что согласно пункту 2.3.10. Порядка основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки может являться наличие у ООО "Артарина" задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации. Установив, что момент рассмотрения заявки Общества комиссия Департамента обладала сведениями о том, что у ООО "Артарина" отсутствует какая-либо задолженность перед бюджетом, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, поскольку наличие либо отсутствие справки о задолженности не является основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В силу статьей 6 БК РФ субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств регламентирован статьей 78 БК РФ.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц -производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Для создания благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства Постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2017 N 689-п. утверждена государственная программа Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы" до 2020 года (далее - Программа).
В целях реализации указанной Программы постановлением Правительства Тюменской области от 01.04.2008 N 99-п утвержден Порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в форме субсидии (далее - Порядок).
Уполномоченным органом по реализации Порядка, главным распорядителем как получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, является Департамент.
Подпункт 2 пункта 1.3 Порядка к одному из видов государственной поддержки для субъектов предпринимательства относит субсидирование субъектов предпринимательства на развитие лизинга оборудования.
В соответствии с пунктом пункта 1.3 Порядка государственная поддержка предоставляется субъектам предпринимательства, сведения о которых внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа, отвечающего за ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Условия и порядок предоставления субсидий определены в разделе II Порядка.
Отбор субъектов предпринимательства для предоставления государственной поддержки производится Департаментом с учетом рекомендаций Комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки (далее - Комиссия).
Пунктом 2.1.1 Порядка N 99-п определён общий перечень документов, предоставляемых субъектом предпринимательства для получения субсидии.
Согласно подпункту 3 пункта 2.1.1 Порядка для получения государственной поддержки субъект предпринимательства представляет в уполномоченный орган, в том числе, справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
В соответствии с пунктом 2.1.11 Порядка, документы, указанные в подпунктах 3, 5, 8 пункта 2.1.1 настоящего Порядка, могут направляться по желанию субъекта предпринимательства.
Согласно пункту 2.2.2 Порядка субъекты предпринимательства составляют полный комплект документов, руководствуясь перечнем, установленным Порядком и направляют его в уполномоченный орган или в МФЦ в сроки с 01 апреля по 15 апреля, 01 июля по 15 июля, с 01 ноября по 15 ноября текущего финансового года.
Пунктом 2.2.6 Порядка отбора N 99-п установлены сроки рассмотрения документов на получение субсидии на заседании Комиссии.
Так, документы, поступившие в срок с 01 апреля по 15 апреля текущего финансового года, рассматриваются Комиссией не позднее 10 мая текущего финансового года; документы, поступившие в срок с 01 июля по 15 июля текущего финансового года, рассматриваются Комиссией не позднее 10 августа текущего финансового года; документы, поступившие в срок с 01 ноября по 15 ноября текущего финансового года, рассматриваются Комиссией не позднее 10 декабря текущего финансового года.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.11.2018 от Общества поступила заявка на предоставление государственной поддержки в форме субсидии в виде возмещения затрат субъектам предпринимательства по уплате первого взноса по договорам лизинга оборудования с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.1.1 Порядка, в том числе, заявителем представлена справка N 523878 о состоянии расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 02.11.2018, предоставление которой предусмотрено подпунктом 3 пункта 2.1.1. Порядка.
Указанная справка содержала информацию о наличии у заявителя задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС.
Вместе с тем, 04.12.2018 Общество представило в Департамент справку N 533878 от 15.11.2018 о том, что по состоянию на 15.11.2018 (то есть на день подачи заявки о предоставлении государственной поддержки) какая-либо задолженность перед бюджетом у ООО "Артарина" отсутствует.
Таким образом, 07.12.2018 на момент заседания комиссии по отбору субъектов предпринимательства для предоставления субсидии и принятии рекомендательного решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной поддержки Департамент располагал информацией об отсутствии у Общества задолженности перед бюджетом по состоянию на 15.11.2019 - момент подачи заявки, в связи с чем отказ Департамента в предоставлении государственной поддержки Обществу является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы апелляционной жалобы о том, что принятие от заявителя справки о состоянии расчётов от 04.12.2018, предоставленной спустя две недели после завершения приёма документов, является недопустимым коррупциогенным фактором и ставит остальных субъектов предпринимательства в неравные условия при получении субсидии с Обществом, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2.3.10 Порядка основанием для отказа в предоставлении субсидии является наличие у субъекта предпринимательства задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации.
При этом несоблюдение субъектом предпринимательства установленных пунктом 2.2.2 Порядка сроков предоставления документов для получения субсидии само по себе не является основанием для отказа в принятии таких документов, равно как и основанием для отказа в предоставлении государственной поддержки в силу пункта 2.3.10. Порядка
Учитывая, что на момент подачи заявления о получении государственной поддержки, и на момент его рассмотрения комиссией Департамента у Общества фактически не имелось задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации, и данной информацией при принятии рекомендательного решения Департамент располагал, отказ в получении субсидий в связи с наличием у заявителя задолженности перед бюджетом, является незаконным.
Указанные обстоятельства в силу пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" являются основанием для признания недействительным оспариваемого приказа в части отказа в предоставлении государственной поддержки ООО "Артарина".
Как усматривается из материалов дела, в том числе протокола заседания комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки от 07.12.2018 N 3 оспариваемый приказ Департамента от 14.12.2018 N 267 "О результатах рассмотрения заявочных документов" принят не только в отношении ООО "Артарина", а содержит информацию о результатах рассмотрения документов всех субъектов предпринимательства, заявившихся на получение субсидии в период с 01.11.2018 по 15.11.2018.
Поскольку с заявлением об оспаривании указанного ненормативного правового акта обратилось ООО "Артарина" и заявленные требования мотивированы незаконностью принятого Департаментом решения от 07.12.2018 об отказе в предоставлении государственной поддержки в виде возмещения части затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга оборудования ООО "Артарина", постольку правовых оснований для признания недействительным оспариваемого приказа Департамента от 14.12.2018 N 267 в полном объеме у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное и принимая во внимание то, что в рассматриваемом случае поименованные в протоколе заседания комиссии по отбору субъектов малого (среднего) предпринимательства для получения государственной поддержки от 07.12.2018 N 3 субъекты малого (среднего) предпринимательства не являются лицами, в обязательном порядке подлежащими привлечению к участию в данном деле, решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.06.2019 по делу N А70-283/2019 подлежит изменению с изложением его резолютивной части в новой редакции, как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ).
Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, судебные издержки по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Департамент.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Департамент на основании пункта 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.06.2019 по делу N А70-283/2019 изменить в части, изложить резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным приказ от 14.12.2018 N 267, вынесенный Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области в части отказа в предоставлении государственной поддержки обществу с ограниченной ответственностью "Артарина".
Обязать Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области после вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Артарина".
Взыскать с Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области в пользу ООО "Артарина" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-283/2019
Истец: ООО "Артарина"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ