г. Красноярск |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А33-10095/2019 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Петровская О.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Мирный" (ИНН 2461120335, ОГРН 1062461010941)
на решение (в виде резолютивной части) Арбитражного суда Красноярского края
от "26" июня 2019 года по делу N А33-10095/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Слесаренко И.В.,
установил:
акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК- 13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020, далее- АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Товариществу собственников жилья "Мирный" (ИНН 2461120335, ОГРН 1062461010941, далее - ТСЖ "Мирный", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период октябрь 2018 года, за период с 21.12.2018 по 01.01.2019 в размере 215 770 рублей 57 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "26" июня 2019 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-в отзыве от 24.05.2019 ответчик заявил встречный иск о взыскании 227 055 рублей 66 копеек. Судом встречные требования оставлены без рассмотрения, не вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.
-ответчик не согласен с требованиями истца за период 21.12.2018 по 01.01.2019 на сумму 118 367 рублей 40 копеек в связи с отсутствием согласованными сторонами показаний общедомового прибора учета за данный период и не подтвержденным расчетом требований за указанный период.
-ответчик возражает по требованиям за октябрь 2018 года в размере 154 848 рублей 60 копеек (из общей суммы иска 273 216- 118 367,40) в связи с неприменением норматива на подогрев в горячем водоснабжении, принятым Постановлением Правительства Красноярского края N 273-п от 17.05.2017 с 01.06.2017 на сумму 35 580,47 рублей.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2019 года апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, от 25 июля 2019 года, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/).
В соответствии с пунктом 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
На основании приведенной нормы права, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, доводы жалобы не обоснованы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "Красноярскэнерго" и ТСЖ "МИРНЫЙ" заключен договор N 1422 от 21.11.2001 на теплоснабжение жилых домов, перечень которых согласован в Приложении N 3 к договору.
В соответствии с разделительным балансом ОАО "Красноярскэнерго", утвержденным внеочередным собранием акционеров 30.04.2005, при реорганизации ОАО "Красноярскэнерго" в форме выделения, к ОАО "Красноярская генерация" перешли права и обязанности по указанному договору. В связи с произошедшей реорганизацией ОАО "Красноярская генерация" прекратило свою деятельность, универсальным правопреемником данного общества является ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", в том числе и по указанному договору.
Соглашением от 29.11.2012, заключенным между ТСЖ "Енисей", ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и ОАО "Красноярская теплотранснортная компания", права и обязанности энергоснабжающей организации ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" с 01.01.2013 в полном объеме переданы ОАО "Красноярская теплотранспортная компания".
Соглашением о замене стороны по договору N 1422 от 21.11.2001 АО "Красноярская теплотранспортная компания" передала АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" приняла на себя с 01.01.2016 в полном объеме права и обязанности энергоснабжающей организации перед абонентом по договору.
Согласно данному договору взыскатель принял на себя обязательства по отпуску должнику тепловой энергии, а последний, в свою очередь, обязался принять и оплатить энергию по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией Красноярского края на соответствующий период.
Во исполнение обязательств по договору АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" в период октября 2018 года, в период с 21.12.2018-01.01.2019 осуществляло круглосуточную подачу тепловой энергии на объекты абонента в соответствии с договором на сумму 215 770 рублей 57 копеек.
С 01.01.2017 расчеты за потребленную тепловую энергию в части коммунальной услуги по отоплению производятся равномерно в течение календарного года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края N 373-п от 26.07.2016, а также с пунктом 42 (1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, по формулам 2(1) (для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета), либо 3(1) (для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета), с последующей корректировкой по формуле 3(2), в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Расчеты в части коммунальной услуги по горячему водоснабжению производятся на основании представленных ответчиком показаний общедомовых приборов учета. В случае непредоставления показаний общедомовых приборов учета ответчиком, либо при отсутствии установленных общедомовых приборов учета расчет потребления производится исходя из количества жителей многоквартирных домов, по нормативу потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 N . 370-п, с учетом представленных абонентом показаний индивидуальных приборов учета, по формуле 4 Приложения 2 к Правилам N 354.
Расчет объемов потребления тепловой энергии в указанный период на объектах ответчика произведен исходя из среднемесячного объема потребления за предыдущий период на основании данных показаний приборов учета. Подробный расчет потребленной тепловой энергии и теплоносителя прилагается.
При расчете задолженности применены тарифы, установленные Региональной энергетической комиссией Красноярского края: Приказ N 402-п от 16.12.2015; Приказ N422-п от 16.12.2015.
Ответчиком обязательства по договору по оплате в полном объеме не выполнены. Задолженность составляет 215 770 рублей 57 копеек.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между истцом (энергоснабжающая организация) и ответчиком (абонент) подписан договор на теплоснабжение от 21.11.2001 N 1422, согласно пункту 1.1 которого предметом договора является подача энергоснабжающей организацией абоненту тепловой энергии, а также оплата абонентом принятой энергии, режим ее потребления, на условиях, определяемых договором, а также обеспечение абонентом условий безопасной эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей, исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением теплоэнергии.
В силу пункта 5.1 договора учет количества отпущенной теплоэнергии абоненту производится по коммерческим приборам учета.
Согласно пункту 7.1 договора расчетным периодом по договору является календарный месяц. Окончательный платеж производится до 5 числа месяца, следующего за расчетным, за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии, согласно счет-фактуре и платежному требованию энергоснабжающей организации.
В приложении N 3 к договору сторонами согласован перечень объектов, находящихся в управлении ответчика, в которые поставляется тепловая энергия.
Следовательно, отношения сторон регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно пункту 32 (1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 N 306, уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов:
а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
б) изолированные стояки и полотенцесушители;
в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
С 01.01.2017 расчеты за потребленную тепловую энергию в части коммунальной услуги по отоплению производятся равномерно в течение календарного года исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий календарный год в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края N 373-п от 26.07.2016 г., а также с пунктом 42 (1) и 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, по формулам 2(1) (для домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета), либо 3(1) (для домов, оборудованных общедомовыми приборами учета), с последующей корректировкой по формуле 3(2), в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Объём потреблённых коммунальных ресурсов определялся на основании представленных ответчиком показаний приборов учёта. В случае непредставления показаний общедомовых приборов учета, либо при отсутствии установленных приборов учета, объем потребления на коммунальную услугу по отоплению определялся исходя из количества жителей многоквартирных домов, по нормативу потребления, утвержденному Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 N 370-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях и на общедомовые нужды при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края", с учетом представленных абонентом показаний индивидуальных приборов учета.
Стоимость потреблённых коммунальных ресурсов определена истцом по тарифам, утверждённым приказами Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 16.12.2015 N 402-п, от 16.12.2015 N 422-п.
Во исполнение обязательств по договору АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" в период октября 2018 года, в период с 21.12.2018-01.01.2019 осуществляло круглосуточную подачу тепловой энергии на объекты абонента в соответствии с договором на сумму 273 216 рублей.
Ответчиком обязательства по договору по оплате в полном объеме не выполнены. Задолженность составляет 273 216 рублей.
В соответствии с пунктом 25 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, плата за коммунальные ресурсы вносится ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок оплаты коммунальных услуг по горячему водоснабжению установлен в пунктах 42, 44 и 48 Правил N 354 в соответствии с которыми при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы определяется по формулам 23 и 25 Приложения N 2 к Правилам N 354.
В указанных формулах применяется показатель объема тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исходя из объема потребленной воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Данное правило определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению применяется вне зависимости от способа управления многоквартирным домом всеми исполнителями коммунальных услуг, оно принято Правительством Российской Федерации в целях обеспечения защиты прав потребителей от завышения платы граждан за горячую воду, в том числе в целях обеспечения соблюдения предельных индексов роста платы за коммунальные услуги, установленные Правительством Российской Федерации по субъектам Российской Федерации во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Поскольку правило определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению обязаны применять все исполнители коммунальных услуг, в том числе и ресурсоснабжающие организации, осуществляющие горячее водоснабжение с использованием открытых, закрытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также при нецентрализованной системе горячего водоснабжения, то, соответственно, порядок определения ресурсоснабжающими организациями стоимости горячей воды при централизованной системе её подачи в многоквартирные дома с непосредственным способом управления многоквартирным домом собственниками помещений не может отличаться от порядка определения стоимости горячей воды в тех же условиях при способе управления многоквартирным домом управляющими организациями, товариществами кооперативами, кроме случая ограничения объемов горячей воды, потребляемой на общедомовые нужды, установленного пунктом 44 Правил N 354.
Порядок расчетов за горячую воду, поставляемую в многоквартирные дома, в отношениях между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями, товариществами, кооперативами, являющимися исполнителями коммунальных услуг по горячему водоснабжению (далее - исполнители), установлен в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил N 124 к существенным условиям договора ресурсоснабжения относится предмет договора, в котором указывается вид поставляемого в многоквартирный дом коммунального ресурса. В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил N 124 под коммунальным ресурсом при заключении договора ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, понимается горячая вода. Такой предмет договора ресурсоснабжения, как поставка горячей воды, полностью соответствует видам соответствующих договоров, регулируемых законодательством в сфере теплоснабжения, водоснабжения.
Поскольку под коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирных домов понимается горячая вода, то в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 стороны договора теплоснабжения и горячего водоснабжения или теплоснабжения и поставки горячей воды должны определять объемы отпущенной в многоквартирные дома горячей воды. Соответственно положения подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 об использовании показаний приборов учета, а также подпункта "в" пункта 21 Правил N 124 об использовании расчетной формулы при определении объемов коммунальных ресурсов относятся к определению объемов горячей воды, которые измеряются в кубических метрах.
Таким образом, поскольку под объемом отпущенной в многоквартирный дом горячей воды не понимается объем тепловой энергии, то у организации, осуществляющей горячее водоснабжение в соответствии с Законом N 416-ФЗ, а также у организации, осуществляющей поставку горячей воды в соответствии с Законом N 190-ФЗ (далее - теплоснабжающая организация), отсутствуют правовые основания для использования пункта 21 Правил N 124 в целях определения объемов тепловой энергии, использованной на нужды горячего водоснабжения.
Объем тепловой энергии, использованной на нужды горячего водоснабжения многоквартирных домов, подлежит учету только в целях определения стоимости горячей воды по компоненту "тепловая энергия". Для целей определения стоимости горячей воды в отношениях по ее поставке в многоквартирные дома подлежит использованию положение пункта 13 Правил N 354, в соответствии с которым условия договоров ресурсоснабжения о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Положений Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Соответственно, расход тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определяется в целях определения такой стоимости, установленной в Правилах N 354, а именно - в соответствии с формулами 23 и 24 Правил N 354 - исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в силу Правила N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев воды, для целей горячего водоснабжения установлен постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 276-п, у истца отсутствовали основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
При таких обстоятельствах, определение размера платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, необходимо производить на основании пункта 42 Правил N 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В мае 2019 года выполнен перерасчет за период 19.12.18-20.12.18 на основании предоставленных показаний прибора учета.
Начисления за потребленную тепловую энергию, горячее водоснабжение за период с 21.12.2018 по 31.12.2018 произведены по предоставленным показаниям общедомового прибора учета в соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
Начисление объемов отопления собственникам жилых помещений в МКД, по которым составлен протокол внеочередного собрания о принятии решения заключения прямых договоров собственников жилых помещений с РСО производится с 1-го числа месяца.
Объем ресурса для предоставления коммунальной услуги на отопление до даты перехода, указанной в уведомительных письмах, отражен в счетах-фактурах, выставленных в адрес ТСЖ "Мирный".
В первый месяц по МКД, находящимся в управлении ТСЖ "Мирный", при переходе на прямые договоры объем горячего водоснабжения, затраченный в целях содержания общего имущества, определенный по общедомовому прибору учета с 1 числа месяца по дату предоставления показаний, уменьшен объем потребления собственникам жилых и нежилых помещений за полный период, отрицательные величины ресурса на содержание общедомового имущества будут учтены при расчетах в последующие периоды.
Таким образом, начисления объемов тепловой энергии, горячего водоснабжения за период с 21.12.201 I -31.12.2018 выполнено корректно, оснований для перерасчетов нет.
Ссылка на то, что истец произвел расчет без применения норматива на подогрев противоречит фактическим обстоятельствам дела, норматив на подогрев применен в расчете задолженности, судом первой инстанции принято уточнение требований с учетом корректировки по нормативу на подогрев.
Доводы жалобы о том, что в отзыве от 24.05.2019 ответчик заявил встречный иск о взыскании 227 055 рублей 66 копеек, тогда как судом встречные требования оставлены без рассмотрения, не вынесено определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 2 и 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии искового заявления, заявления к производству суд выносит определение, в котором указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства и устанавливает для представления доказательств и отзыва на исковое заявление, отзыва на заявление ответчиком или другим заинтересованным лицом в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса срок, который не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения определения о принятии искового заявления, заявления к производству.
Стороны вправе представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок, который установлен арбитражным судом в определении о принятии искового заявления, заявления или в определении о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства и не может составлять менее чем пятнадцать дней со дня вынесения соответствующего определения.
Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства (п. 2 ч. 5 ст. 227 АПК РФ).
В ч. 5 ст. 227 АПК РФ установлен перечень случаев перехода к рассмотрению дела по общим правилам производства, в котором отсутствует возражения Ответчика о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Суд должен прийти к выводу о необходимости выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности заявленных требований, о наличии в материалах дела документов, подтверждающих факт оказания услуг в рамках спорного договора. Ответчиком не представлено доказательств оплаты за спорный период.
Из материалов дела следует, что 24.05.2019 ответчик предоставил в суд отзыв на иск (л.д.14-15), согласно пункту 4 просительной части просил принять встречный иск за предъявление истцом излишнего объема на компонент тепловая энергия в горячем водоснабжении за период март, апрель, октябрь и ноябрь 2018 года в размере 144,723 Гкал в сумме 227 055 рублей 66 копеек.
В соответствии со статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, вправе предъявить истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском.
Предъявление встречного иска осуществляется по общим правилам предъявления исков (ч. 2 ст. 132 АПК РФ).
Вместе с тем, вопреки доводам ответчика, встречное исковое заявление к отзыву не приложено, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для рассмотрения вопроса о принятии встречного иска к производству. Указание в отзыве на необходимость принятия встречного иска таким заявлением не является, поскольку само по себе встречное заявление, предъявленное истцу (согласно статье 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) отсутствует.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение (в виде резолютивной части) Арбитражного суда Красноярского края от "26" июня 2019 года по делу N А33-10095/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-10095/2019
Истец: АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"
Ответчик: ТСЖ "Мирный"
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4861/19