г. Челябинск |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А07-2209/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Лукьяновой М.В., Махровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захарцевым Д.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2019 по делу N А07-2209/2018 (судья Айбасов Р.М.).
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Мазжухина Ирина Юрьевна (доверенность от 25.02.2019);
общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" - Вершинин Евгений Александрович (доверенность от 01.01.2019 N 119-1).
Общество с ограниченной ответственностью "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" (далее - общество "ЭСКБ", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к открытому акционерному обществу Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - общество "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ", ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 6 800 497 руб. 90 коп. задолженности за поставленную электрическую энергию по договору электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома от 20.04.2016 N 50213650, 109 554 руб.
21 коп. неустойки за период с 16.11.2017 по 26.01.2018 (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; т.5, л.д. 32).
Арбитражным судом Республики Башкортостан на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - общество "Башкирэнерго", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2019 исковые требования общества "ЭСКБ" удовлетворены.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе общество "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
С позиции апеллянта, судом первой инстанции не дана правовая оценка представленным обществом "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" доказательствам частичного погашения задолженности.
Ссылаясь на положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), ответчик указывает, что в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Податель жалобы полагает, что фактическая задолженность ответчика за октябрь 2017 года составила 915 416 руб. 80 коп. (истцом выставлен счет-фактура на сумму 4 036 211 руб. 31 коп. минус плата 1 342 553 руб. 75 коп. по данным МУП ЕРКЦ города Уфы, минус 1 778 241 руб. 06 коп. разногласия), за ноябрь 2017 года - 607 910 руб. 63 коп. (истцом выставлен счет-фактура на превышения потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях над объемом электрической энергии сумму 2 764 286 руб. 59 коп. минус плата 1 336 385 руб. 83 коп. по данным МУП ЕРКЦ города Уфы, минус 819 990 руб. 13 коп. разногласия).
Кроме того, с позиции ответчика, истцом произведен расчет с применением повышающего коэффициента 1,5 за несвоевременную поверку приборов учета. Отмечает, что данный расчет противоречит действующему законодательству, а именно последнему абзацу пункта 2.6. Требований к организации учета электрической энергии (в соответствии с X разделом Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442).
От общества "ЭСКБ" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил оставить судебный акт в силе. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество "Башкирэнерго" направило в суд апелляционной инстанции письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просило отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными. Возражения на апелляционную жалобу приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе, письменных пояснениях.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание истец своего представителя не направил, в связи с чем заседание проведено в его отсутствие в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом "ЭСКБ" (гарантирующий поставщик) и обществом "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" (исполнитель коммунальных услуг на содержание ОДН) заключен договор электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома от 20.04.2016 N 502136520 (далее также - договор; т.1, л.д. 12-28), по условиям которого гарантирующий поставщик осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности исполнителю коммунальных услуг на содержание ОДН, приобретающему электрическую энергию (мощность), на содержание общего имущества многоквартирного дома (освещение и иное обслуживание с использованием электроэнергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); обеспечивает оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности до границы балансовой принадлежности сетевой организации и исполнителя коммунальных услуг на содержание ОДН. Исполнитель коммунальных услуг на содержание ОДН обязуется принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию, мощность и оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим договором и действующим законодательством Российской Федерации.
Точки поставки электрической энергии (мощности) исполнителя коммунальных услуг на содержание ОДН находятся на границе балансовой принадлежности, зафиксированной в "Акте разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности сторон" (приложение N 7) между исполнителем коммунальных услуг на содержание ОДН и сетевой организацией.
В соответствии с пунктом 2.3.2 договора исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать потребленную электрическую энергию (мощность) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощности), с соблюдением сроков, размера и порядка оплаты, установленных договором.
В обоснование заявленных требований обществом "ЭСКБ" указано, что в период октябрь-ноябрь 2017 года истец поставил электрическую энергию в многоквартирные дома (далее также - МКД), находящиеся в управлении ответчика.
В подтверждение исковых требований о поставке электрической энергии ответчику в период с октября по ноябрь 2017 в материалах дела представлены ведомости начисления по договору электроснабжения от 20.04.2016 N 50213650. Для оплаты поставленного ресурса за октябрь 2017 истцом ответчику выставлен счет-фактура от 31.10.2017 N0513635/583050213650 на сумму 4 036 211 руб. 31 коп., за ноябрь 2017 года - счет-фактура от 30.11.2017 N0586929/583050213650 на сумму 2 764 286 руб. 59 коп.
Обществом "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" поставленный ресурс в полном объеме не оплачен, сумма задолженности по расчету истца составила 6 800 497 руб. 90 коп.
В связи с нарушением сроков оплаты поставленного ресурса истцом ответчику начислено 109 554 руб. 21 коп. неустойки за период с 16.11.2017 по 26.01.2018.
Обществом "ЭСКБ" предприняты меры по досудебному урегулированию спора, что подтверждается претензией от 19.12.2017 N 132/10/3-5765 (т.2, л.д. 132-133), которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что факт поставки истцом ответчику коммунального ресурса подтвержден материалами дела, доказательств полной оплаты задолженности обществом "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" не представлено.
Нарушение ответчиком сроков оплаты явилось основанием для взыскания с него законной неустойки.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Отношения по энергоснабжению регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ по предоставлению, приостановке и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ст. 16, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В многоквартирном жилом доме может быть только один способ управления и одна управляющая компания, которая обязана оказывать весь комплекс коммунальных услуг (ст. 161, 162 ЖК РФ). Поэтому при наличии управляющей компании прямые расчеты граждан не меняют схему отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией как исполнителем коммунальных услуг и не освобождают последнюю от обязанности оплачивать поставленный в дом энергоресурс.
В пункте 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) определено, что ресурсоснабжающая организация может выступать исполнителем коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом, в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления, а также в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Следовательно, с момента принятия функций по управлению домом управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение (поставку) всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющей организации).
Как указывалось ранее, в подтверждение исковых требований о поставке электрической энергии ответчику в период с октября по ноябрь 2017 в материалах дела представлены ведомости начисления по договору электроснабжения от 20.04.2016 N 50213650. Для оплаты поставленного ресурса за октябрь 2017 истцом ответчику выставлен счет-фактура от 31.10.2017 N0513635/583050213650 на сумму 4 036 211 руб. 31 коп., за ноябрь 2017 года - счет-фактура от 30.11.2017 N0586929/583050213650 на сумму 2 764 286 руб. 59 коп.
Обществом "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" поставленный ресурс в полном объеме не оплачен, сумма задолженности по расчету истца составила 6 800 497 руб. 90 коп.
Ответчик в апелляционной жалобе, ссылаясь на положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124, указывает, что в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Указанные доводы отклоняются апелляционным судом.
В силу подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр,
где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Положения подпункта "а" пункта 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
В случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Таким образом, если по итогам расчетного периода объем ресурса на общедомовые нужды имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде ОДН признается равным 0, но в следующем периоде (периодах), если объем ресурса на ОДН имеет положительное значение (больше 0), оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса на ОДН применительно к каждому конкретному многоквартирному дому.
Изложенное согласуется с правовой позицией, высказанной Верховным Судом Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386.
Апелляционный суд отмечает, что доводы ответчика о превышении величина Vпотр над объемом Vодпу не конкретизированы, подателем жалобы не доказано, по каким именно домам, в каких месяцах и в каком размере произошло превышение, что не позволяет проверить данные доводы и учесть их при принятии судебного акта. Доказательств заявления соответствующих возражений истцу с просьбой о перерасчете обществом "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" также не представлено.
Податель жалобы полагает, что фактическая задолженность ответчика за октябрь 2017 года составила 915 416 руб. 80 коп. (истцом выставлен счет-фактура на сумму 4 036 211 руб. 31 коп. минус плата 1 342 553 руб. 75 коп. по данным МУП ЕРКЦ города Уфы, минус 1 778 241 руб. 06 коп. разногласия), за ноябрь 2017 года - 607 910 руб. 63 коп. (истцом выставлен счет-фактура на превышения потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях над объемом электрической энергии сумму 2 764 286 руб. 59 коп. минус плата 1 336 385 руб. 83 коп. по данным МУП ЕРКЦ города Уфы, минус 819 990 руб. 13 коп. разногласия).
Рассмотрев вышеуказанные доводы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об их отклонении.
Материалами дела подтверждено, что возражения по объему выставленного истцом ответчику к оплате ресурса обществом "УЖХ Калининского района ГО г.Уфа РБ" в адрес общества "ЭСКБ" направлялись (т.2, л.д. 147-158; т.3, л.д. 1-5), однако направленные ответчиком расчеты не информативны (не указан норматив потребления и площадь общего имущества, используемые при расчете), не могут быть проверены, тогда как расчет истца основан на представленных в материалах дела ведомостях потребления.
При этом из расчета ответчика следует, что он не согласен с отнесением на него объема электроэнергии сверх норматива потребления, что в данном случае связано с применением обществом "ЭСКБ" повышающего коэффициента. Данные возражения на нормах действующего законодательства не основаны.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Расчеты за энергоресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
До установки приборов учета закон допускает применение расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 42 Правил N 354).
Как следует из пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в процессе эксплуатации подлежат периодической поверке.
В силу пунктов 2.11.9, 2.11.10, 2.11.16, 2.11.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 поверка расчетных средств учета электрической энергии проводится в сроки, устанавливаемые государственными стандартами. Собственник прибора учета обязан осуществлять поверку расчетных счетчиков, по которым производится расчет между энергоснабжающими организациями и потребителями.
В силу пункта 155 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.
Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
По истечении срока поверки средств измерений их показания о количестве поставленного энергоресурса не могут считаться достоверными и приравниваются к отсутствию прибора учета (измерительного комплекса). Указанный правовой подход изложен в определении Верховного суда РФ от 23.12.2015 N 305-ЭС15-16674.
В силу части 4 статьи 12 Закона об энергосбережении в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (часть 11 статьи 2 Закона об энергосбережении).
Согласно подпункту "а" пункта 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии включаются в состав общего имущества многоквартирного дома (пункт 6 Правил N 491).
В соответствии с подпунктами "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Управляющая организация при управлении многоквартирным домом в силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решение общего собрания собственников помещений в доме.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Факт отсутствия в доме коллективного прибора учета (а также отсутствие доказательств его исправности), отсутствия сведений о показаниях прибора учета в течение срока, установленного законодательством, предусматривает возможность применения повышающего коэффициента.
Истцом в материалы настоящего дела представлены паспорта на трансформаторы тока, установленные в многоквартирных домах, находящихся под управлением ответчика, подтверждающие истечение срока поверки спорных средств измерений (т.6, л.д. 2-17).
Также представлено письмо ответчика в адрес истца от 26.10.2017 N 6009 с просьбой в связи с истечением срока поверки трансформаторов тока в жилых домах, указанных в приложении, производить начисление электрической энергии на ОДН по нормативным значениям. К указанному письму ответчиком приложен список МКД (т.5, л.д. 36-51).
С учетом изложенного, применение истцом при расчете платы за электроэнергию на ОДН повышающего коэффициента правомерно признано судом первой инстанции обоснованным.
Ответчик, имея намерение использовать в расчетах за ресурсы норматив без повышающего коэффициента, доказательств принятия им мер по обеспечению энергосбережения и энергетической эффективности (своевременной поверке трансформаторов тока) не представил.
Согласно положениям Правил N 124 обязанность по оплате повышающего коэффициента возложена законодателем именно на управляющие организации, приобретающие коммунальный ресурс у ресурсоснабжающих организаций в целях предоставления коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2.3.17 договора также предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг на содержание ОДН обязуется осуществлять проверки условий эксплуатации, сохранности и состояния приборов учета, а также проверки достоверности передаваемых гражданами-потребителями показаний приборов учета самостоятельно и с привлечением представителей сетевой организации (иного владельца электросетевого хозяйства) не чаще одного раза в три месяца, в случае установки приборов учета в жилых (нежилых) помещениях и не реже одного раза в три месяца в случае установки приборов учета вне жилых (нежилых) помещений.
В связи с изложенным у апелляционного суда отсутствуют основания для критического отношения к представленному истцом расчету.
Ответчиком также заявлено возражение о том, что задолженность за период октябрь 2017 оплачена в размере 1 342 553 руб. 75 коп., задолженность за ноябрь 2017 оплачена в размере 1 336 385 руб. 83 коп. В подтверждение представлено уведомление МУП "ЕРКЦ" о перечислении денежных средств обществу "ЭСКБ".
Указанный довод являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и был обоснованно отклонен.
В целях корректного и своевременного учета поступивших денежных средств, стороны при заключении договора N 050213650 в пункте 4.6 согласовали, что при осуществлении расчетов (оплаты) по договору исполнитель коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома в платежном поручении обязан указать: стоимость электрического энергии (мощности), номер и дату договора, вид платежа, период за который производится платеж. В случае отсутствия указания в платежном поручении основания платежа, номера и даты договора, периода, за который производится платеж - суммы, поступившие, на счет гарантирующего поставщика, направляются на погашение ранее возникшей задолженности в соответствии со статьей 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
МУП ЕРКЦ г. Уфы перечисляет в адрес истца денежные средства с назначением платежа "за УЖХ Калининского района согл. пис N 11138 от 19.06.2017". Таким образом, поступающие денежные средства не конкретизируются номером договора и не имеют указания на месяц, за который производится перечисления денежных средств.
Ответчиком данные обстоятельства не оспорены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 319.1 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон, в случаях, когда должник не указал, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение, преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, либо, когда обязательство не имеет срока исполнения, то обязательство, которое возникло раньше. Если сроки исполнения обязательств наступили одновременно, исполненное засчитывается пропорционально в погашение всех однородных требований.
При таких обстоятельствах истец обоснованно засчитывал поступающие платежи в счет ранее возникшей задолженности по договору N 050213650.
В связи с изложенным, поскольку ответчик не оспорил объем выставленного истцом к оплате коммунального ресурса, оплату в большем размере, чем учтено обществом "ЭСКБ", также не подтвердил, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 6 800 497 руб.
90 коп. задолженности за поставленную электрическую энергию по договору электроснабжения с исполнителем коммунальных услуг на содержание общего имущества многоквартирного дома от 20.04.2016 N 50213650.
Истцом также заявлялось о взыскании 109 554 руб. 21 коп. неустойки за период с 16.11.2017 по 26.01.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Лицо, нарушившее обязательство, несет ответственность установленную законом или договором (ст. 401 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно уточненному расчету истца сумма неустойки за период с 16.11.2017 по 26.01.2018 составляет 109 554 руб. 21 коп.
Контррасчет неустойки ответчиком не представлен.
В связи с изложенным исковые требования общества "ЭСКБ" в части взыскания неустойки удовлетворены судом первой инстанции обоснованно.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.05.2019 по делу N А07-2209/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2209/2018
Истец: ООО "ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ БАШКОРТОСТАНА"
Ответчик: ОАО УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ"
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8695/19
27.10.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8695/19
03.08.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8360/2022
03.08.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8361/2022
10.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8695/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8695/19
03.09.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10831/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2209/18