г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А56-27754/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой Н. В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Архалина Н. О., по доверенности от 27.12.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18427/2019) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2019 по делу N А56-27754/2019 (судья Вареникова А. О.),
принятое по заявлению Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 25.01.2019 N 47/119/202/2018-111 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности муниципального образования Киришское городское поселение Киришский муниципальный район Ленинградской области на ливневую канализацию к дому 24б по ул. Нефтехимиков, по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, ул. Нефтехимиков, об обязании Управление Росреестра произвести кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности муниципального образования на указанный объект недвижимости,
установил:
Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра), изложенного в уведомлении от 25.01.2019 N 47/119/202/2018-111 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности муниципального образования Киришское городское поселение Киришский муниципальный район Ленинградской области на ливневую канализацию к дому 24б по ул. Нефтехимиков, по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, ул. Нефтехимиков, об обязании Управление Росреестра произвести кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности муниципального образования на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2019 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.
Податель жалобы, ссылаясь на пункт 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), указывает, что на территории Ленинградской области действует Закон N 38-оз, в связи с чем, по мнению подателя жалобы, данный нормативно-правовой акт применяется в случаях, не оговоренных в части 17 статьи 51 ГрК РФ.
Податель жалобы также ссылается на письмо Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 11.10.2016 N Д23и-4847 "Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества", в котором указано, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со статьей 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, вероятнее всего недвижимостью не являются.
Кроме того, податель жалобы, ссылаясь на часть 4 статьи 14 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), указывает, что кадастровый паспорт содержит характеристики объекта недвижимости, предназначен для информационного обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Проведение в отношении сооружений технического и кадастрового учета не может служить основанием для признания объекта недвижимостью.
Следовательно, по мнению подателя жалобы, сам по себе факт постановки на кадастровый учет объекта недвижимого имущества, учитывая технический характер данного учета, в отрыве от реально существующего права не является безусловным основанием для государственной регистрации.
Податель жалобы полагает, что справка от 17.09.2018, выданная отделом архитектуры администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской обрасти, не подтверждает распространение на объект учета действия Закона N 38-оз, поскольку, как указывает податель жалобы, в Техническом плане содержатся сведения о том, что год завершения строительства - 2015, разрешение на строительство могло быть выдано Комитетом государственного и строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, указанная справка не является основанием для отнесения спорного объекта к объектам недвижимости.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы жалобы поддержал.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением от 09.10.2018 о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - ливневую канализацию к дому 24б по ул. Нефтехимиков, расположенную по адресу: Ленинградская область, Киришский район, г. Кириши, ул. Нефтехимиков.
Письмом от 25.10.2018 Управление Росреестра уведомило Администрацию о приостановлении действий по кадастровому учету и регистрации права, ссылаясь на необходимость предоставления технического плана на объект недвижимости, а также документа, подтверждающего, что ливневая канализация является объектом недвижимости.
Письмом от 02.11.2018 Администрацией предоставлены дополнительные документы в регистрирующий орган.
Уведомлением от 25.01.2019 N 47/119/202/2018-111 Управление Росреестра отказало Администрации в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на ливневую канализацию.
Полагая, что отказ Управления Росреестра в осуществлении кадастрового учета и в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - ливневую канализацию, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу положений статьи 27 Закона о регистрации осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав государственный регистратор принимает решение об отказе в государственной регистрации в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что Управление Росреестра отказало Администрации в регистрации права на ливневую канализацию, ссылаясь на то, что представленный Администрацией на регистрацию технический план оформлен с нарушением положений Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказ Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953).
Управление Росреестра указало, что сведения о сооружении, за исключением сведений о местоположении такого сооружения на земельном участке и его площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого сооружения (пункт 20 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953). В соответствии с разделом "Заключение кадастрового инженера" объект учета относится к Областному закону N 38 от 18.05.2012 "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области" (далее - Закон N 38-оз).
Управление Росреестра также указало, что представленная Администрацией справка отдела архитектуры Администрации муниципального образования Киришского муниципального района Ленинградской области от 02.11.2018, не является документом, подтверждающим, что спорный объект подпадает под действие Закона N 38-оз.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Администрации, правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 6 и 7 статьи 1 Закона о регистрации, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пп. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 3 названного Перечня линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, относятся к числу объектов для размещения которых не требуется предоставление земельных участков и сервитутов.
Как следует из положений части 11 статьи 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Статьей 51 ГрК РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК РФ).
Пунктом 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрены случаи, при которых выдача разрешений на строительство не осуществляется, в том числе, в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. Субъекты Российской Федерации могут установить иные случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство, но не противоречащие федеральному законодательству (не нарушающие его), в частности, ГрК РФ.
На территории Ленинградской области действует Закон N 38-оз.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 1 Закона N 38-оз не требуется получение разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством) для осуществления строительства линейных сооружений канализации (в том числе ливневой) и водоотведения.
С учетом изложенного, а также с учетом нормы статьи 40 Закона о регистрации для кадастрового учета и регистрации права на ливневую канализацию, Администрации необходимо было представить технический план объекта недвижимости и правоустанавливающие документы на земельный участок, либо документы, подтверждающие в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как видно из материалов дела, Администрацией представлены в регистрирующий орган технический паспорт на сооружение, справка от 17.09.2018, выписка из реестра муниципального имущества.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ливневая канализация относится к объектам, для строительства которых разрешение на строительство не требуется, в связи с чем, такое разрешение Администрацией не представлено.
Податель жалобы указывает, что справка от 17.09.2018, выданная отделом архитектуры администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской обрасти, не подтверждает распространение на объект учета действия Закона N 38-оз, поскольку, как указывает податель жалобы, в Техническом плане содержатся сведения о том, что год завершения строительства - 2015, следовательно, разрешение на строительство могло быть выдано Комитетом государственного и строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области.
Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрена обязанность Комитета государственного и строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области выдавать заключение об отнесении объектов капитального строительства к объектам, для которых получение разрешения на строительство не требуется.
Данное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела письмом Комитета государственного и строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 26.12.2018 N 01-9445/2018-0-1 (л.д. 47).
Доводы подателя жалобы о том, что ливневая канализация не является объектом недвижимости, права на которую подлежат регистрации, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен судом в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, а также ГОСТу 25150-82 "Канализация. Термины и определения", канализационная сеть представляет собой систему трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод. Канализация прокладывается по определенным правилам в соответствии со СНиПами и ГОСТами. Канализационные сети располагаются над или под другим линейным объектом, над или под землей и проходят вдоль дорог, имеют выход к месту сброса в строго определенном месте.
В силу части 9 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Таким образом, заинтересованное лицо не доказало, что спорный объект не является объектом недвижимости применительно к статье 130 ГК РФ, следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа Администрации в государственной регистрации права собственности на спорный объект.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ управления Росреестра в осуществлении регистрационных действий, обязав Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством постановки объекта на кадастровый учет и посредством регистрации права собственности на объект.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.05.2019 по делу N А56-27754/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27754/2019
Истец: Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области