г. Киров |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А31-16405/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляковой С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
при участии в судебном заседании представителей:
истца - Морозовой Е.А., Румянцевой М.В., по доверенностям от 01.01.2019,
ответчика - Сизовой Е.Н., по доверенности от 23.11.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф.", ИНН 4407006268, ОГРН 1034460362397
на решение Арбитражного суда Костромской области от 14.05.2019 по делу N А31-16405/2018, принятое судом в составе судьи Семенова А.И.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (ИНН 4401095293 ОГРН 1084401010748)
к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф." (ИНН 4407006268, ОГРН 1034460362397)
о взыскании задолженности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водоканалсервис" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском о взыскании с областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф." (далее - Учреждение, ответчик, заявитель) 159 697 руб. 37 коп. задолженности за услуги водоотведения сточных вод со сверхнормативным содержанием загрязняющих веществ за период с 01.10. 2018 по 31.10.2018 (далее - спорный период).
Исковые требования Общества основаны на статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 14.05.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что, проанализировав инвестиционную программу по реконструкции объектов канализационного хозяйства на 2018 год, считает неправомерным применение при расчете компенсационного коэффициента Кк, равный 10. В пунктах 3.2, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7 предусмотрено приобретение транспортных средств (трактора, автомашин) за счет платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации. Приобретение данного имущества не является затратами организации ВКХ по приему загрязняющих веществ абонента на реконструкцию и развитие водоотведения населенного пункта Костромской области. Кроме того, оплата капитального ремонта, реконструкции или нового строительства за счет средств ОМС не производится. Согласно разъяснениям ТФОМС Костромской области от 09.04.2019 N 1235 расходы ОМС на осуществление платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов содержат признаки нецелевого использования средств ОМС.
Истец в отзыве отклонил доводы заявителя, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Костромской области проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
01.01.2018 Общество (гарантирующая организация) и Учреждение (абонент) заключили единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 7 (далее -Договор), по условиям которого гарантирующая организация обязалась, в том числе осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены Договором, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Договора граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем водоотведения гарантирующей организации и абонента определяются в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по форме согласно приложениям N N 1, 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д, 1Е и схемой водоснабжения и водоотведения (приложение NN 2, 2А, 2Б, 2В, 2Г, 2Д, 2Е).
Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приведенный в приложениях N N 1, 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д, 1Е к Договору, подлежит подписанию при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения и является его неотъемлемой частью.
Место исполнения обязательств по Договору определяется согласно Приложениям N N 1, 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д, 1Е.
Согласно пункту 4.1.3 Договора гарантирующая организация обязана осуществлять производство контроля состава и свойств сточных вод.
В пункте 4.2.6 Договора стороны согласовали, что гарантирующая организация вправе осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентом нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 3.8 Договора).
В пункте 4.3.18 Договора предусмотрена обязанность ответчика, как абонента, по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы сточных вод, а также обязанность принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
В силу пунктов 4.4.1, 4.4.4 Договора абонент имеет право получать от гарантирующей организации информацию о результатах производственного контроля качества состава и свойств сточных вод, осуществляемого гарантирующей организацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, и производственного контроля состава и свойств сточных вод, осуществляемого гарантирующей организацией в соответствии с Правилами N 525), а также осуществлять в целях контроля состава и свойств сточных вод отбор проб сточных вод, в том числе параллельных проб, а также принимать участие в отборе проб сточных вод, осуществляемых гарантирующей организацией в соответствии с пунктом 7.3 Договора.
Контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов осуществляются в соответствии с правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (пункт 8.2).
Сведения о местах отбора проб воды, сточных вод приведены в приложении N 5 (пункт 8.3).
В приложении N 5 к Договору установлено, что местом отбора проб является контрольный канализационный колодец, расположенный на территории Учреждения у здания пищеблока по адресу: г. Шарья, ул. Имени хирурга Крылова В.М., д. 6. В приложении стороны также согласовали характеристики места отбора проб (ККК из сборного ж/б, диаметр 1 м, глубина 3,0 м, в колодец поступают смешанные сточные воды).
В Приложении N 6 к Договору указаны сведения о нормативах допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента.
Договор подписан ответчиком с протоколом разногласий относительно редакции разделов 9, 10 Договора и приложений N N 1, 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д, 1Е. Разногласия сторонами не урегулированы (л.д. 83-86).
В спорный период истец оказывал ответчику услуги холодного водоснабжения и осуществлял прием сточных вод.
18.10.2018 представителем Общества без участия представителя Учреждения отобраны пробы сточных вод абонента, о чем составлен акт отбора проб сточных вод N 75 (л.д. 35).
Из материалов дела следует, что абонент извещен о дате и времени отбора проб (л.д. 38).
По результатам исследования пробы сточных вод аккредитованной испытательной лабораторией - ФГБУ государственная станция агрохимической службы "Костромская" составлен протокол испытаний от 18.10.2018 N 10631 (л.д. 34).
По результатам анализов проб выявлено превышение Учреждением допустимой концентрации загрязняющих веществ.
Результаты отбора проб и расчет платы за сброс загрязняющих веществ вручены ответчику 02.11.2018 (л.д. 33, 39-40).
Для оплаты услуг водоснабжения и водоотведения истец выставил ответчику счет-фактуру от 31.10.2018 N 9967/4 на сумму 511 421 руб. 53 коп. Плата за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Костромской области составила 159 697 руб. 37 коп.
Претензией от 26.11.2018 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность, в том числе водоотведение с превышением концентраций загрязняющих веществ (л.д. 10-11).
Претензия оставлена ответчиком без исполнения в части внесения платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Костромской области, что послужило основанием для обращения истца в суд.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу пункта 1 статьи 544, пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии (воды) производится за фактически принятое абонентом количество энергии (воды) в соответствии с данными учета энергии (воды), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно статье 14 Закона N 416-ФЗ, по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
В силу пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 раздел VII Правил N 644 вступил в силу с 01.01.2014. Названный раздел устанавливает порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Подпунктами "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 установлены следующие обязанности абонента: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункт 114 Правил N 644).
Из подпунктов "в" и "г" пункта 36 Правил N 644 следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В пункте 118 Правил N 644 установлено: в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Аналогичная обязанность абонента предусмотрена в пункте 10 статьи 7 Закона о водоотведении.
Факт наличия в сточных водах, получаемых от ответчика, загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов подтвержден протоколом испытаний от 18.10.2018 N 10631.
Отбор проб осуществлен в контрольном канализационном колодце, сведения о котором согласованы сторонами в приложении N 5 к Договору, подписанному без разногласий.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 настоящих Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 10 дней со дня выставления счета (пункт 119 Правил N 644).
В силу пункта 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иные абоненты, имеющие самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию.
Поскольку ответчиком не исполнена обязанность по предоставлению декларации на 2018 год, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен на основании результатов анализов проб сточных вод.
Из представленного расчета платы за сброс загрязняющих веществ следует, что при определении ее размера истец использует коэффициент Кк, равный 10.
Заявитель в апелляционной жалобе считает применение указанного коэффициента при расчете необоснованным.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением администрации Костромской области от 02.10.2017 N 359-а утвержден порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Костромской области (далее - Порядок).
В силу пункта 7 Порядка показатель компенсационный коэффициент (Кк) учитывает дополнительные затраты организации ВКХ по приему загрязняющих веществ абонента на реконструкцию и развитие водоотведения населенного пункта Костромской области, устанавливаемый организацией ВКХ и рассчитываемый в соответствии с приложением N 1 к Порядку.
Согласно приложению N 1 к Порядку, компенсационный коэффициент (Кк) применяется при наличии разработанной и утвержденной инвестиционной программы организаций ВКХ, осуществляющих водоотведение:
Кк = 10 x Кн,
Кн = (Ср - Сб) / Ср;
при Сб = 0, Кн = 1; Кк= 10;
при Сб не менее Ср, Кк = 1,
где:
Кн - коэффициент недофинансирования, процентов;
Ср - сумма средств, необходимых на реконструкцию и развитие канализационных сооружений на год, следующий за отчетным, согласно утвержденной программе, тыс. руб.;
Сб - сумма средств, выделенных из бюджетов различных уровней на год, следующий за отчетным, тыс. руб.
На 2018 год утверждена инвестиционная программа Общества по реконструкции объектов канализационного хозяйства, финансируемая за счет денежных средств, поступающих от абонентов в виде платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации. Программа согласована департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.
Согласно письму Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области от 01.04.2019 (л.д. 119) в соответствии с указанной программой реконструкция объектов осуществляется за счет денежных средств, поступающих от абонентов. Финансирование мероприятий за счет средств из бюджетов различных уровней не предусмотрено. Таким образом, компенсационный коэффициент равен 10.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в результате анализа отобранных проб истцом выявлено превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истца в заявленном размере.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 14.05.2019 по делу N А31-16405/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Шарьинская окружная больница имени Каверина В.Ф." - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-16405/2018
Истец: ООО "Водоканалсервис"
Ответчик: ОГБУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ШАРЬИНСКАЯ ОКРУЖНАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ КАВЕРИНА В.Ф."