г. Ессентуки |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А63-4005/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Цигельникова И. А., при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Колесникова Ж. В. по доверенности от 10.01.2019, в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Газ Эксплуатация" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.06.2019 по делу N А63-4005/2019 (судья Аксенов В. А.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газ Эксплуатация" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным отказа УФАС России по СК в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства от 11.02.2019 N 03/1373, о возмещении расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 03.06.2019 заявление общества оставлено без удовлетворения.
Решение мотивировано тем, что основанием для отказа в возбуждении дела в отношении АО "Ставропольгоргаз" послужило отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства; требования заявителя признаны не подлежащими удовлетворению, поскольку обжалуемый ненормативный акт не противоречит нормам и не нарушает права заявителя.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель указывает о том, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; услуги по установке коллективных или индивидуальных приборов учета газа вправе выполнять индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельство о допуске к такому виду работ, выданного СРО, в соответствии с положениями Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", п. 2 статьи 52 градостроительного кодекса РФ, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности". В силу ст. 55 ГК РФ, сведения о простом обособленном подразделении, имеющим стационарные рабочие места не должны вноситься в ЕГРЮЛ.
До начала судебного заседания от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
От АО "Ставропольгоргаз" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения, а также рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
От апеллянта поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывы на апелляционную жалобу, выслушав представителя апеллянта, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
ООО "Газ Эксплуатация" (ОГРН-1177847372933) создано и зарегистрировано в МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу 17.11.2017.
ООО "Газ Эксплуатация" в рамках разрешительной документации и с учетом требований действующего законодательства РФ осуществляет деятельность по установке квартирных узлов учета газоснабжения.
По результатам монтажа, в соответствии с требованиями Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, заказчик услуг обращается в адрес поставщика газа ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь" с целью ввести в эксплуатацию счетчик с обязательной установкой пломбы.
28.12.2018 в адрес общества поступило заявление от клиента (Заказчик), которому в соответствии с заявкой на установку приборов учета газа, заключенным договором N CT-A-24 от 18.12.2018 установлен прибор учета газа (т.1 л.д. 29).
Претензий к проведенным работам заказчик не имел, о чем был подписан акт выполненных работ, который является неотъемлемой частью заключенного договора.
В своем обращении заявитель указывал о том, что 24.12.2018 заказчик обратился в адрес поставщика газа ООО "Газпром Межрегионгаз Ставрополь" с заявлением о необходимости пломбирования счетчика для ввода в эксплуатацию. Пломбирование счетчика было назначено на 28.12.2018. Поставщик газа направил заказчика в АО "Ставропольгоргаз" с целью заключить договор на техническое обслуживание газового оборудования. 27.12.2018 представители АО "Ставропольгоргаз" приехали в адрес заказчика и поинтересовались установленным счетчиком в части исполнения монтажных работ. Выяснив наименование ООО "Газ Эксплуатация", представители АО "Ставропольгоргаз", без согласия на то собственника прибора учета, демонтировали счетчик, обосновывая свои действия тем, что ООО "Газ Эксплуатация" мошенники и не имеют необходимых разрешений на осуществляемый вид деятельности.
В своем обращении заказчик требовал разобраться со сложившейся ситуацией и осуществить возврат денежных средств, оплаченных по условиям договора согласно квитанции N 000025 серии СТ в размере 6500 руб.
ООО "Газ Эксплуатация" обратилось в антимонопольный орган с целью защиты своих прав и законных интересов, а также о привлечении виновного лица к соответствующей ответственности.
Антимонопольным органом проведено расследование, в результате которого установлено отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
11.02.2019 антимонопольным органом оформлен ответ N 03/1373, в котором сообщено о принятии решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства (т.1 л.д. 64-65).
ООО "Газ Эксплуатация" не согласившись с ответом антимонопольного органа N 03/1373 от 11.02.2019 обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) установлено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять не все лица, а лишь те, которые отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно постановлению Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Правила N 410), принятым в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и обязательным для исполнения на всей территории РФ в силу ч. 2 ст. 115 Конституции РФ: прибор учета газа входит в состав внутриквартирного и внутридомового газового оборудования (п. 2 гл. 1); замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - договор о ТО ВДГО).
В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Постановление Госстроя N 170): п. 5.5.2. Монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями; п. 5.5.3. Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускается.
Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией: п. 5.5.7. Ввод в эксплуатацию газоснабжающего оборудования и первый розжиг после замены и ремонта производится специализированной организацией.
При установке приборов учета газа в многоквартирном доме лицо, осуществляющее его монтаж, обязано разрабатывать проектную документацию и согласовывать ее с газоснабжающими организациями в части организации учета природного газа, а так же обеспечивать ведение исполнительной документации (ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, п. 7.4.3 ГОСТ Р 54961-2012).
Помимо этого, ГОСТ Р 54961-2012 регламентирует, что: к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относится установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа (п. 7.4.2); работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа (п. 7.4.4); по каждому законченному объекту организация - исполнитель работ составляет исполнительную документацию (в состав которой включается проектная документация) объекта, которая оформляется в соответствии с действующими нормативными документами (п. 10.1.4).
Согласно п. 3.1.7 ПБ 12-368-00 "Правила безопасности в газовом хозяйстве", п. 5.6.1 ГОСТ 54983-2012, п. 7.4.5 ГОСТ Р 54961-2012 проектная и исполнительная документация хранится в течение всего срока эксплуатации в организации, эксплуатирующей объекты газового хозяйства.
Таким образом, ч. 8 ст. 13 Закона об энергосбережении не только не противоречит позиции о том, что действия по установке, замене и эксплуатации приборов учета может осуществлять только специализированная организация, но и посредством ее конкретизации в Правилах N 410, постановлении Госстроя N 170, ГОСТ Р 54961-2012 устанавливает это правило применительно к установке прибора учета газа.
Правилами N 410 установлено, что безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного
газового оборудования;
г) замена оборудования (п. 4 Правил N 410).
Аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 -53 Правил N 410, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил.
Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (п. 7 Правил N 410). "Специализированная организация" - это организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": юридические лица обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля до начала выполнения работ или предоставления услуг (ч.1, ч. 5); уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Перечнем работ и услуг, в состав которого включена и деятельность по техническому обслуживанию, ремонт и техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (п. 40 ч. 2 введен Федеральным законом от 05.12.2016 N 412-ФЗ); дополнительно в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) юридическим лицом сообщаются сведения об изменении места фактического осуществления деятельности, в течение десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ (п. 1 ч. 6, ч. 7 в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 23.04.2018 N 94-ФЗ); уполномоченный государственный орган осуществляет учет уведомлений юридических лиц путем внесения в реестр также сведений об адресах места нахождения юридического лица, в том числе его филиалов и представительств, а так же мест фактического осуществления заявленного вида (видов) деятельности (п. "б" ч. 12 гл. 3 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584) (далее - Правила N 584).
Обособленное подразделение - это помещение или другой объект, где организация создала хотя бы одно рабочее место на срок больше месяца и адрес которого отличается от ее адреса в ЕГРЮЛ (ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), Письма Минфина от 18.01.2019 N 03-02-08/2188, от 21.05.2018 N03-02-07/1/34515).
Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации: обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации; об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях, в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.
Суд первой инстанции правильно указал о том, что исходя из требований Налогового кодекса РФ, Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Правил N 410, Правил N 584, Постановления Госстроя N 170, ПБ 12-368-00, ГОСТ 54983-2012, ГОСТ Р 54961-2012, ООО "Газ эксплуатация" до начала деятельности по установке приборов учета газа в жилых помещениях жителей г. Ставрополя была обязана: создать хотя бы одно рабочее место на срок больше месяца на территории г. Ставрополя, адрес которого отличается от ее адреса в ЕГРЮЛ; укомплектовать обособленное подразделение в г. Ставрополе: штатом квалифицированных сотрудников, имеющих профильное образование, прошедших необходимое для проведения газоопасных работ обучение и аттестацию по итогам обучения; необходимым оборудованием, а так же провести иные мероприятия согласно требований раздела IX Правил N 410; сообщить о создании обособленного подразделения на территории г. Ставрополя в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, а так же сообщить об изменении места нахождения обособленного подразделения в г. Ставрополе; уведомить Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об осуществлении на территории г. Ставрополя деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; заключить с газораспределительной организацией соглашение на аварийно-диспетчерское обеспечение; выполнять работы по замене и установке прибора учета газа в рамках заключенного между ООО "Газ эксплуатация" и Заказчиком договора о ТО ВДГО, согласно проектной документации; согласовать с газоснабжающей организацией проведение газоопасных работ по установке приборов учета газа.
Однако, ООО "Газ Эксплуатация", ни одного требования вышеуказанных нормативных правовых актов РФ, не выполнило.
Проигнорировав положения Налогового кодекса РФ, Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ, Правил N 410, Правил N 584, Постановления Госстроя N 170, ПБ 12-368-00, ГОСТ 54983-2012, ГОСТ Р 54961-2012, в период с декабря 2018 года по январь 2019 года ООО "Газ Эксплуатация" установила приборы учета газа в квартирах гр. Чешенко Т.М., Сахно В.Н., Лубянецкой Е.П., Денисовой О.В. по адресам: г. Ставрополь, пр. Кулакова, д. 27/2, кв. 44, г. Ставрополь, ул. Мира, д. 117, кв. 80, г. Ставрополь, ул. Серова, д. 480, кв. 36, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 41/3, кв. 8 не уведомив Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию ВДГО (ВКГО) на территории Ставропольского края; не заключив с указанными гражданами договоры о ТО ВДГО; не согласовав с газоснабжающей организацией проведение газоопасных работ и не заключив с газораспределительной организацией соглашение на аварийно-диспетчерское обеспечение.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обособленное подразделение ООО "Газ Эксплуатация", в проверяемый УФАС России по СК период, было не вправе осуществлять деятельность по установке приборов учета газа на территории г. Ставрополя.
Как следует из статьи 10 Закона о защите конкуренции, действия хозяйствующих субъектов, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц, не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением, если на возможность совершения таких действий прямо указано в нормативном акте, регулирующем соответствующую сферу деятельности.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление ВАС РФ N 30) отмечается, что суду или антимонопольному органу при оценке действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
При определении обстоятельств осуществления хозяйствующим субъектом своего субъективного права должны приниматься во внимание требования специального закона, предоставляющего соответствующее право и определяющего порядок его реализации. Так, не может быть признана злоупотреблением доминирующим положением реализация хозяйству
Так же, антимонопольный орган должен принимать во внимание требования специального закона, предоставляющего соответствующее право и определяющего порядок его реализации (п. 1.1 Разъяснения Президиума ФАС РФ от 07.06.2017 N 8).
В ходе проверки, проведенной в январе 2019 года УФАС по СК по заявлению (жалобе) ООО "Газ Эксплуатация", установлено, что между АО "Ставропольгоргаз" и собственниками квартир были заключены и действуют договоры о ТО ВДГО: N 17-01-130844/18 от 02.03.2018 с гр. Чешенко Т.М. по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, д. 27/2, кв. 44, о техническом обслуживании плиты газовой 4-горелочной; N 17-01-31242/14 от 15.08.2014 с гр. Сахно В.Н. по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, д. 117, кв. 80, о техническом обслуживании плиты газовой 4-горелочной; N 17-01-38936/14 от 06.10.2014 с гр. Лубянецкой Е.П. по адресу: г. Ставрополь, ул. Серова, д. 480, кв. 36, о техническом обслуживании плиты газовой 4-горелочной; N 17-01-83308/15 от 01.12.2015 с гр. Денисовой О.В. по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 41/3, кв. 8, о техническом обслуживании плиты газовой 4-горелочной (копии прилагаются).
По условиям указанных договоров о ТО ВДГО, АО "Ставропольгоргаз" (Исполнитель) принимает на себя выполнение работ (услуг) по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в квартирах по указанным выше адресам, в том числе осуществляет подключение приборов учета газа (п. 1.1, п. 1.5 договоров о ТО ВДГО), а Заказчик обязан не производить самовольную газификацию, демонтаж, изменение конструкции и ремонт (в т.ч. замену) ВДГО, ВКГО (п. 4.2.6 договора о ТО ВДГО).
Согласно документации, имеющейся в АО "Ставропольгоргаз", и приложения N 1 к договору о ТО ВДГО (копии прилагаются), в состав внутриквартирного газового оборудования указанных объектов недвижимости, прибор учета газа не входит.
АО "Ставропольгоргаз" работы по установке приборов учета газа в вышеназванных квартирах не выполняло. Более того, в силу п. 1 и п. 5.2 ст. 13 Закона об энергосбережении установка приборов учета газа в них не требуется, поскольку в состав внутриквартирного оборудования входит только газовая плита, максимальный объем потребления газа которой составляет менее 2 куб.м. в час.
Требования статьи 13 Закона об энергосбережении, в части организации учета используемых энергетических ресурсов, не распространяются на объекты, максимальный объем потребления природного газа которых, составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа). Таким образом, у газоснабжающей организации и у собственников этих квартир нет обязанности устанавливать приборы учета газа в квартирах по вышеуказанным адресам.
В ходе ежегодного технического обслуживания вышеуказанных квартир, работниками АО "Ставропольгоргаз" были выявлены факты несанкционированного подключения внутриквартирного газового оборудования (приборов учета газа) к газораспределительной сети, что подтверждается Актами от 14.01.2019 N 99, от 27.12.2018 N 2114, от 29.12.2018 N 2135 (копии имеются в материалах дела).
В силу ч. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Однако, устанавливая приборы учета газа по указанным адресам вне рамок договора о ТО ВДГО, собственники указанных жилых помещений совершают действия по несанкционированному подключению внутриквартирного газового оборудования (прибора учета газа) к газопроводу, т.е. самовольную газификацию, чем нарушают требования п. 10 раздела 2 Правил N 410, пунктов 5.5.2, 5.5.3, 5.5.7 постановления Госстроя РФ N 170 и иные нормативные правовые акты РФ, регламентирующие обеспечение безопасного использования и содержания ВДГО (ВКГО), условия действующих договоров о ТО ВДГО, а так же права и законные интересы других лиц, поскольку самовольное подключение внутриквартирного газового оборудования создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на газовых сетях и может повлечь за собой негативные последствия, связанные с уничтожением имущества и гибелью людей, проживающих в соседних квартирах.
Правила N 410, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 410, обязательны к исполнению на всей территории РФ на основании ч. 2 ст. 115 Конституции РФ (постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации).
В соответствии с п. 77 "е" Правил N 410, Исполнитель обязан приостановить подачу газа без предварительного уведомления Заказчика в случае несанкционированного подключения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования к газораспределительной сети (при условии допуска к ВДГО со стороны собственника жилого помещения).
Руководствуясь требованиями п. 77 "е" Правил N 410 и п. 5.1.3 договора о ТО ВДГО в квартире гр. Лубянецкой Е.П. по адресу: г. Ставрополь, ул. Серова, д. 480, кв. 36 был АО "Ставропольгоргаз" произведено отключение от системы газоснабжения прибора учета газа "Элехант", о чем составлен Акт от 27.12.2018 N 2117 (копия имеется в материалах дела). При этом, демонтированное газовое оборудование осталось в собственности у гр. Лубянецкой Е.П.
Не было отключено газовое оборудование, самовольно установленное по адресам: г. Ставрополь, ул. Мира, д. 117, кв. 80, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 41/3, кв. 8 в связи с непредоставлением допуска к газовому оборудованию со стороны Сахно В.Н. и Денисовой О.В., что подтверждается Актом от 29.12.2018 N 2135 и Актом от 14.01.2019 N 99 (копии имеются в материалах дела).
Суд первой инстанции верно указал, что указанные действия АО "Ставропольгоргаз" были связаны с необходимостью соблюдения требований действующего законодательства РФ в области обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, т.е. отсутствуют действия общества, влекущие недопущение, ограничение, устранение конкуренции или нарушающих законодательство о естественных монополиях.
Суд первой инстанции верно указал, что действия АО "Ставропольгоргаз" не могут быть признаны злоупотреблением доминирующим положением в силу ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 13 Закона о защите конкуренции, постановления Пленума ВАС РФ N 30, п. 1.1 Разъяснения Президиума от 07.06.2017 ФАС РФ N 8, поскольку были правомерными и были реализованы в силу Закона.
При подаче заявления (жалобы) ООО "Газ Эксплуатация" представила в УФАС по СК документы, которые не содержат фактов нарушения антимонопольного законодательства АО "Ставропольгоргаз" (аналогичные документы приложены Истцом к исковому заявлению).
В то же время, АО "Ставропольгоргаз" по запросу УФАС России по СК представила доказательства того, что действия общества не содержат нарушения антимонопольного законодательства и связаны с необходимостью соблюдения требований действующего законодательства РФ в области обеспечения безопасности при использовании и содержании ВДГО и ВКГО (копия письма от 25.01.2019 N 10-130 прилагается).
Представленные документы были исследованы УФАС России по СК в ходе проведения проверки в отношении АО "Ставропольгоргаз" в январе - феврале 2019 года, им дана правовая оценка в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 25.05.2012 N 339 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ" (далее - Административный регламент).
Согласно пунктов 3.42, 3.43 Административного регламента, по результатам рассмотрения - заявления антимонопольным органом принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, о чем указано в резолютивной части решения. О результатах рассмотрения заявления было сообщено в ООО "Газ Эксплуатация" письмом от 11.02.2019 N 03/1373 "Ответ на обращение от 09.01.2019 вх. N 21", в соответствии с п.п. 2.16, 2.20 Административного регламента.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основанием для отказа в возбуждении дела в отношении АО "Ставропольгоргаз" послужило отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства, а не отсутствие уведомления органов государственного жилищного надзора об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию ВДГО и (или) ВКГО, а так же не отсутствие в ЕГРЮЛ информации о наличии филиалов или обособленных подразделений (представительств) в г. Ставрополе и Ставропольском крае.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя признаются не подлежащими удовлетворению, поскольку обжалуемый ненормативный акт не противоречит вышеуказанным нормам и не нарушает права заявителя.
Довод апелляционной жалобы о том, что услуги по установке коллективных или индивидуальных приборов учета газа вправе выполнять индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельство о допуске к такому виду работ, выданного СРО, в соответствии с положениями Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", п. 2 статьи 52 градостроительного кодекса РФ, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О лицензировании отдельных видов деятельности" - отклоняется.
С 01.07.2017 Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" отменено требование о получении допуска СРО на выполнение работ, включенных в настоящий перечень. В связи с введением в действие Градостроительного кодекса осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства происходит в рамках его положений.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В то же время Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
Указывает о том, что в силу ст. 55 ГК РФ, сведения о простом обособленном подразделении, имеющим стационарные рабочие места не должны вноситься в ЕГРЮЛ - отклоняется.
Частью 3 ст. 55 ГК РФ и п. "в" и "н" ст. 5 ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрена государственная регистрация юридического лица путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, а так же сведений о филиалах и представительствах юридического лица"
Однако, на момент проведения антимонопольного расследования и в момент направления отказа в возбуждении дела информация о наличии филиалов или обособленных подразделений (представительств) у ООО ""Газ эксплуатация"", в том числе в г. Ставрополе или Ставропольском крае, в ЕГРЮЛ отсутствовала.
Согласно п. 11 Реестра уведомлений о начале осуществления к предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, 02.07.2018 ООО "Газ эксплуатация" начала осуществлять вышеуказанный вид предпринимательской деятельности на территории Ленинградской области.
При этом, в указанном реестре отсутствовали сведения о том, что ООО "Газ эксплуатация" будет осуществлять вышеуказанный вид предпринимательской деятельности на территории Ставропольского края. Не было сведений об этом и в соответствующем Реестре управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору. В то же время податель заявления не отрицает того факта, что и в настоящее время не осуществляет деятельность по техническому обслуживанию ВДГО и ВГКО.
Таким образом, ООО "Газ эксплуатация", вопреки обязанности, установленной законодательством РФ, на момент проведения антимонопольного расследования, не уведомила органы государственного жилищного надзора об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории Ставропольского края, не состояло в Реестре специализированных организаций, что, в свою очередь, указывало на отсутствие права на оказание услуг по монтажу (демонтажу), замене газопроводов, газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования на территории Ставропольского края.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 03.06.2019 по делу N А63-4005/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.06.2019 по делу N А63-4005/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4005/2019
Истец: ООО "ГАЗ ЭКСПЛУАТАЦИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АО "СТАВРОПОЛЬГОРГАЗ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ