г. Владимир |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А79-3829/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 03.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Павловой Раисы Бегматовны (ОГРНИП 30421361100056, ИНН 211900086808) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.06.2019 по делу N А79-3829/2019, принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению Прокуратуры Ядринского района Чувашской Республики о привлечении индивидуального предпринимателя Павловой Раисы Бегматовны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики (далее - прокуратура, административный орган) 05.03.2019 проведена проверка исполнения законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальным предпринимателем Павловой Раисой Бегматовной (далее - Предприниматель), осуществляющей деятельность в торговом месте N 29 помещения крытого рынка общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Ядрин" по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Садовая, д. 1, в ходе которой выявлены нарушения, а именно в торговом месте N 29 помещения крытого рынка ООО "ТД Ядрин" по адресу: Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. Садовая, д. 1, предлагались к реализации выставленные в холодильном оборудовании следующие пищевые продукты без указания сведений о составе пищевой продукции, количестве, даты изготовления, сроке годности, условий хранения, наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции:
- бедра куриные в количестве 20 штук;
- купаты в количестве 18 штук, упакованные в один целлофановый пакет, общим весом 1 кг 400 грамм;
- тефтели в количестве 13 штук, упакованные в один целлофановый пакет, общим весом 870 грамм;
- котлеты "домашние" в количестве 15 штук, упакованные в один целлофановый пакет, общим весом 1 кг;
- котлеты "семейные" в количестве 10 штук, упакованные в один целлофановый пакет, общим весом 838 грамм.
Усмотрев в действиях Предпринимателя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), прокуратурой вынесено постановление от 25.03.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Прокуратура обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением от 10.06.2019 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии привлек Предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Предприниматель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просил решение суда отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, прокуратурой не представлены доказательства того, что продаваемая продукция создавала угрозу причинения вреда жизни и здоровью.
По мнению Предпринимателя, суд первой инстанции должен был рассмотреть вопрос о переквалификации несоблюдения Предпринимателем требований технических регламентов на административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
В части 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Согласно примечанию к указанной норме права под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (далее - Закон о защите прав потребителей) потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите прав потребителей, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктах" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) установлено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Статьей 1 Федерального закона N 29-ФЗ предусмотрено, что безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона N 29-ФЗ при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 184-ФЗ, технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 принят Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), который устанавливает объекты технического регулирования, требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 TP ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной. В соответствии с пунктом 6 данной статьи сроки годности и условия хранения пищевой продукции устанавливаются изготовителем.
Пунктом 7 статьи 17 TP ТС 021/2011 определено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 12 статьи 17 TP ТС 021/2011 при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
При нарушении сроков реализации пищевой продукции существует угроза ее порчи, что может повлиять на свойства, качество, характеристики и безопасность продукта. Употребление данной продукции может причинить вред жизни или здоровью граждан.
Факт нарушения Предпринимателем вышеприведенных требований законодательства в сфере технического регулирования, выразившийся в предложении к продаже пищевых продуктов без указания сведений о составе пищевой продукции, количестве, даты изготовления, сроке годности, условий хранения, наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции, подтверждается актом проверки от 07.03.2019, фотоматериалами, объяснениями, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.03.2019.
В отсутствие информации о составе пищевой продукции, количестве, дате изготовления, сроке годности, условий хранения, наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции реализация Предпринимателем такой продукции создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Вопреки мнению Предпринимателя квалифицирующим признаком является и угроза причинения вреда жизни и здоровью людей.
Вина Предпринимателя выразилась в ненадлежащем исполнении своих обязанностей в связи с осуществляемой деятельностью по выполнению подлежащих применению технических регламентов в части обязательных требований к связанным с требованиями к продукции процессам её хранения и реализации.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии Предпринимателя. О совершении данного процессуального действия Предприниматель извещался заблаговременно (л.д.27).
Оснований для признания допущенного Предпринимателем нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку допущенное нарушение влечет серьезную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного Предпринимателем административного правонарушения, степень его опасности, принимая во внимание наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, суд первой инстанции посчитал возможным привлечь Предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции по данной статье.
Годичный срок давности привлечения к административной ответственности судом соблюден.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.06.2019 по делу N А79-3829/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Павловой Раисы Бегматовны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3829/2019
Истец: Прокуратура Ядринского района Чувашской Республики
Ответчик: ИП Павлова Р.Б., ИП Павлова Раиса Бегматовна
Третье лицо: Прокуратура ЧР