город Омск |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А70-6816/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-9637/2019, 08АП-10188/2019) общества с ограниченной ответственностью "Эскада" и Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.06.2019 по делу N А70-6816/2019 (судья Коряковцева О.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эскада"
к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области
о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2019 по делу N 437-Ю-15.13/2018 о привлечении к административной ответственности,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эскада" (далее - ООО "Эскада", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее также административный орган, Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 27.03.2019 по делу N 437-Ю-15.13/2018 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 24.06.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6816/2019 заявленные требования удовлетворены частично: постановление Департамента от 27.03.2019 по делу N 437-Ю-15.13/2018 о привлечении ООО "Эскада" к административной ответственности изменено в части назначения наказания, снизжен размер назначенного административного штрафа 70 000 руб. до размера 50 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Эскада" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель не привел конкретных доводов, указав лишь на незаконность оспариваемого судебного акта.
Департамент также обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 24.06.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-6816/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая доводы апелляционной жалобы, ее податель указывает на наличие отягчающего обстоятельства (общество привлечено к административной ответственности в виде предупреждения в соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ в связи с непредставлением соответствующей декларации за первый квартал 2018 года; постановление о назначении административного наказания по данному административному делу вступило в силу 30.01.2019).
В предоставленном до начала судебного заседания отзыве на апелляционную жалобу общества Департамент поддержал ранее изложенную процессуальную позицию. К отзыву на апелляционную жалобу приложены дополнительные доказательства.
Суд апелляционной инстанции отказал в приобщении указанных документов, поскольку Департаментом в нарушение части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суду апелляционной инстанции не обоснована невозможность представления данных документов в суд первой инстанции, в связи с чем приложенные к отзыву дополнительные документы судом апелляционной инстанции в качестве доказательств не принимаются. Поскольку документы поступили в электронном виде, они оценке не подлежат.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, от административного органа поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционные жалобы в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзыв Департамента на апелляционную жалобу общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в Департамент поступило письмо МРУ Росалкогольрегулирования по Уральскому федеральному округу от 08.08.2018 N у5-9684/02-18 с приложением списка организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи на территории Тюменской области и не представивших декларации за 2 квартал 2018 года.
В перечень указанных организаций и индивидуальных предпринимателей включено ООО "Эскада".
Согласно данным из единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС) ООО "Эскада" подключено к системе, зафиксированы факты оборота пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.
Согласно отчёту об объёмах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, полученному с портала сервисов Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, ООО "ЭСКАДА" в период с 01.04.2018 по 30.06.2018 были получены от поставщиков пиво и пивные напитки в количестве 0,57895 тысяч дал.
В связи с установлением факта непредставления декларации за 2 квартал 2018 года в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 06.02.2019 по признакам статьи 15.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом Департамента вынесено постановление от 27.03.2019 по делу N 437-Ю-15.13/2018, которым общество привлечено к ответственности на основании статьи 15.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
24.06.2019 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в несвоевременной подаче деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила).
Согласно пунктам 14, 15, 16, 19, 21 поименованных Правил организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме N 12 ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки, которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
В нарушение указанных требований по состоянию на 09.10.2018 ООО "Эскада" не представлена декларация по форме 12 об объёме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 2 квартал 2018 года, что образует в действиях заявителя событие административного правонарушения по статье 15.13 КоАП РФ - нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт нарушения срока представления декларации за 2 квартал 2018 года, следовательно, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в бездействиях заявителя события административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что обществом предпринимались исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства об обороте алкогольной продукции в Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Процедура привлечения ООО "Эскада" к административной ответственности соблюдена, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
При этом суд первой инстанции, указав, что Департаментом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, снизил размер назначенного административного штрафа 70 000 руб. до минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 15.13 КоАП РФ, - 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы Департамента о наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, исходя из следующего.
В процессе рассмотрения административного дела должностным лицом Департамента установлено, что в отношении ООО "Эскада" вынесено постановление о назначении административного наказания по административному делу от 06.12.2018, которое вступило в силу 30.01.2019.
Административным органом указанное расценено как повторное совершение однородного административного правонарушения, являющееся отягчающим административную ответственностью обстоятельством (статья 4.3 КоАП РФ).
Между тем из материалов дела следует, что общество оспариваемым постановлением привлечено к административной ответственности за нарушение срока предоставления декларации за 2 квартал 2018 года.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).
На основании статьи 4.6 Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2 статьи 1.5 КоАП РФ).
Следовательно, лицо считается привлеченным к административной ответственности с момента вступления в законную силу соответствующего правоприменительного акта. В данном случае общество следует считать привлеченным к административной ответственности за нарушение срока представления декларации за 1 квартал 2018 года с 30.01.2019 - с указываемой Департаментом даты вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении от 06.12.2018.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что по состоянию на дату нарушения срока представления декларации за 2 квартал 2018 года (21.07.2018) ООО "Эскада" не было привлечено к административной ответственности за однородное правонарушение.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В связи с отсутствием отягчающих ответственность обстоятельств, суд первой инстанции правомерно изменил размер административного штрафа до минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 15.13 КоАП РФ (50 000 руб.).
Основания для оценки допущенного заявителем административного правонарушения как малозначительного в соответствии с правилами статьи 2.9 КоАП РФ и для замены штрафа на предупреждение не усматриваются апелляционным судом.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционных жалоб не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 24.06.2019 по делу N А70-6816/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6816/2019
Истец: ООО "ЭСКАДА"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И ТУРИЗМА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ