г. Владимир |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А11-1271/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.09.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства пос. Ставрово (ОГРН 1023302351500, ИНН 3323000780) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.05.2019 по делу N А11-1271/2019,
принятое судьей Тимчуком Н.Г.
по заявлению муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства пос. Ставрово о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области от 20.12.2018 N 1484-01-02.
В судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства пос. Ставрово - Артамонова Л.А. по доверенности от 22.08.2019 сроком действия один год.
Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства пос. Ставрово, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области (далее - Инспекция) на основании приказа (распоряжения) от 13.12.2018 N 2394-01-02 провела внеплановую документарную проверку муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства пос. Ставрово (далее - Предприятие) на предмет исполнения предписания от 24.09.2018 N 1109-01-02 по устранению выявленных нарушений порядка начисления платы за холодное водоснабжение, полив земельного участка.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что ранее выданное предписание Предприятием не исполнено (акт проверки от 20.12.2018 N 1184-01-02), в связи с чем Предприятию выдано новое предписание от 20.12.2018 N 1484-01-02, согласно которому ему в срок до 11.02.2019 предписано в целях соблюдения прав граждан, проживающих в доме N 5 по ул. Садовая пос. Ставрово Собинского района произвести перерасчет размера платы за полив земельного участка за периоды май-август 2017 года, май-июнь 2018 года.
Не согласившись с предписанием Инспекции от 20.12.2018 N 1484-01-02, Предприятие обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 23.05.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Предприятие обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что истечение срока исполнения предписания является основанием для организации проведения внеплановой проверки, а также рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности. Продление срока исполнения предписания после его истечения положениями действующего законодательства не предусмотрено.
Представитель Предприятия в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Инспекции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре.
Пунктом 10 названного Положения определено, что в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Владимирской области (пункт 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области, утвержденного постановлением губернатора Владимирской области от 23.01.2006 N 21).
В соответствии с пунктом 2.1.2 указанного Положения одним из основных полномочий Инспекции является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами обязательных требований к определению размера платы за коммунальные услуги посредством организации и проведения внеплановых проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
На основании пункта 3.2 названного Положения Инспекция принимает предусмотренные законодательством меры по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений обязательных требований: выдаёт предписания о прекращении нарушений обязательных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединённую водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объёме, определённом договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учёта.
На основании пункта 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право: осуществлять контроль за правильностью учета объемов поданной (полученной) холодной воды, объёмов принятых (отведенных) сточных вод абонентом, транзитными организациями; осуществлять контроль за наличием фактов самовольного пользования и (или) самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и принимать меры по предотвращению таких фактов; прекращать подачу холодной воды и (или) отведение сточных вод в отношении объектов лиц, осуществивших самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) осуществляющих самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно абзацу 2 пункта 1 названных Правил к отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 потребителем является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, Предприятие предоставляет коммунальную услугу холодного водоснабжения в жилой дом N 5, расположенный по адресу: Собинский район, пос. Ставрово, ул.Садовая. Указанный жилой дом не оборудован индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения.
Согласно подпункту "е" пункта 35 Правил N 354 потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
При этом в силу пункта 62 указанных Правил при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учёта коммунальные услуги.
Указанный в пункте 62 Правил N 354 акт составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующей проверки. Акт подписывается представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением (пункт 85(1) Правил N 354).
Исходя из положений пункта 85 Правил N 354, исполнитель обязан направить потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручить под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки.
Таким образом, перерасчет платежей за коммунальные услуги может быть произведён в случае обнаружения несанкционированного подключения к системе трубопроводов при наличии акта, составленного в установленном законом порядке.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что 03.08.2018 в адрес Инспекции поступило обращение гражданина Золотарева М.А. по вопросу правомерности начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, полив земельного участка по адресу: Собинский район, пос. Ставрово, ул. Садовая, д. 5.
На основании приказа от 29.08.2018 N 1608-01-02 Инспекция провела внеплановую документарную проверку в отношении Предприятия, в ходе которой установила, что в период с 01.01.2017 по 01.07.2018 собственнику спорного помещения начислялась плата за услугу "водоснабжение", плата за "полив" не выставлялась, а 25.06.2018 Предприятие составило акт о самовольном подключении объекта, расположенного по адресу: Собинский район, пос. Ставрово, ул. Садовая, д. 5, к системе холодного водоснабжения и в платежном документе за июль 2018 года собственнику сделан перерасчет за услугу "полив" в сторону увеличения платы в размере 11 549 руб. 13 коп. (за май-август 2017 года, май-июнь 2018 года).
Поскольку в ходе проведенных на основании обращения Золотарева М.А. контрольных мероприятий Инспекцией установлено, что акт от 25.06.2018 о самовольном подключении к системе холодного водоснабжения составлен Предприятием без участия Золотарева М.А. и при отсутствии информации о направлении в его адрес уведомления о проведении Предприятием соответствующей проверки, Предприятию выдано предписание от 24.09.2018 N 1109-01-02 об устранении в срок до 19.11.2018 нарушений требований жилищного законодательства в виде перерасчёта размера платы за полив земельного участка за периоды: май-август 2017 года, май-июнь 2018 года, в том числе и с учётом неправомерного включения в расчёт платы периодов, не предусмотренных пунктом 62 Правил N 354.
Инспекция, проведя внеплановую документарную проверку Предприятия на предмет исполнения предписания от 24.09.2018 N 1109-01-02, установила, что ранее выданное предписание не исполнено.
Факты нарушения Предприятием положений пунктов 62 и 85 Правил N 354, выявленные в рамках первоначальной проверки, подтверждены документально.
В ходе повторной проверки установлен факт неисполнения ранее выданного предписания.
Грубых нарушений организации и проведения внеплановой проверки, по результатам которой выдано оспоренное в рамках настоящего дела предписания, судом по материалам дела не установлено.
Вопреки мнению Предприятия, в данном случае Инспекцией не продлены сроки исполнения предписания от 24.09.2018 N 1109-01-02, а по итогам проведения внеплановой проверки выдано предписание с новым сроком исполнения.
Доказательств несоответствия оспоренного предписания положениям действующего законодательства и нарушения им прав и интересов Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создания каких-либо препятствий в её осуществлении материалы дела не содержат и Предприятием не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.05.2019 по делу N А11-1271/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства пос. Ставрово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-1271/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ПОС.СТАВРОВО
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ