г. Челябинск |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А76-981/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 июня 2019 г. по делу N А76-981/2019 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - Сербина Я.М. (доверенность N 167-2018 от 23.10.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, ООО "Перспектива", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (инспекция, ГУ "ГЖИ Челябинской области") о признании незаконным предписания от 25.12.2018 N 18-7664.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.06.2019 (резолютивная часть решения объявлена 19.06.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Перспектива" (далее также - податель жалобы, апеллянт) не согласилось с решением суда в полном объеме и обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что поскольку на момент начала отопительного периода 2018-2019 гг. прибор учета не был поверен и введен в эксплуатацию, и прошло более 3-х расчетных периодов с момента вывода узла учета из эксплуатации, расчет платы за отопление в октябре 2018 года осуществлен по нормативу потребления коммунальной услуги. То обстоятельство, что с момента вывода узла учета из эксплуатации до октября 2018 года был неотопительный период и плата за отопление не начислялась, не означает, что теплоснабжающая организация обязана производить начисления исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, или за период не менее 3-х месяцев отопительного периода (в том числе, предшествующего отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовый прибор учета).
Полагает, что законодатель устанавливает "льготный" период (до 3-х месяцев) оплаты исходя из того, что собственники, в лице управляющей организации, за это время имеют реальную возможность предпринять все меры, необходимые для проведения работ по замене либо поверке прибора учета, и только с 4-го расчетного периода производится расчет платы исходя из норматива потребления коммунальных услуг отопления.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1077449009593.
Многоквартирный дом (далее также - МКД), расположенный по адресу: г. Троицк, ул. Советская, 21 оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Главным управлением "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на основании распоряжения от 24.12.2018 N 18-7664 6087 в отношении ООО "Перспектива" была проведена внеплановая документарная проверка обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме по адресу: г. Троицк, ул. Советская, д. 21 за октябрь 2018 года. Основанием для проведения проверки послужили обращения граждан, проживающих по адресу: г. Троицк, ул. Советская, д. 21 за октябрь 2018 года.
По результатам проверки должностным лицом ГУ "ГЖИ Челябинской области" составлен акт проверки N 18-7664 6087 от 25.12.2018. В ходе проведения проверки, при рассмотрении предоставленных ООО "Перспектива" документов выявлено в следующее.
У общедомового прибора учета тепловой энергии вышел из строя вычислитель марки Эльф-04-П. В связи с этим был разработан проект узла учёта тепловой энергии на базе вычислителя Карат-306-1 и проведена его замена. Ввод в эксплуатацию коммерческого прибора учета тепловой энергии по адресу: г. Троицк, ул. Советская, д. 21 произведен 30.11.2018, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию узла коммерческого учета тепловой энергии.
Согласно представленному ООО "Перспектива" расчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2018 года начисление платы выполнено по формуле 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354) исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного постановлением Администрации г. Троицка от 28.10.2008 N 1898 в размере 0,045 Гкал/кв.м общей площади помещения.
На основании акта проверки ГУ "ГЖИ Челябинской области" обществу "Перспектива" выдано предписание от 25.12.2018 N 18-7664 6087, в котором обществу предписано в срок до 01.02.2019 выполнить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь 2018 года, в соответствии с пунктом 59(1) Правил N 354 потребителям многоквартирного дома N 24 по адресу: Челябинская обл., г. Троицк, ул. Советская.
Полагая, что предписание от 25.12.2018 N 18-7664 6087 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, ООО "Перспектива" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из вывода о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспоренное предписание выдано управлением в порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора.
Из содержания акта проверки и оспоренного предписания следует, что основанием для выдачи предписания послужил вывод управления о нарушении заявителем порядка расчета платы за коммунальную услугу "отопление" собственникам помещения многоквартирного дома N 21 по ул. Советская в г. Троицк за октябрь 2018 года, в виду начисления платы в соответствии с формулой 2 приложения N2 к правилам N354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного постановлением Администрации г. Троицка от 28.10.2008 N1895 в размере 0,045 Гкал/кв.м. общей площади жилого помещения, тогда как с учетом вывода прибора учета из эксплуатации с 23.05.2018 и ввода его в эксплуатацию 30.11.2018, расчет платы должен был быть произведен в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определенного по показания прибора учета за период не менее 3 месяцев отопительного периода, начиная с даты, когда прибор выведен из эксплуатации, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса, но не более трех расчетных периодов подряд.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с положениями статьи 154 ЖК РФ, собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию (отопление).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг урегулированы Правилами N 354.
Пунктом 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 Приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3, 3 (1), 3 (3), 3 (4) приложения N 2 к этим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 указанных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Из материалов дела следует, что ООО "Перспектива" осуществляет предоставление коммунальной услуги по отоплению собственникам помещений многоквартирного жилого дома N 21 по ул. Советская города Троицка Челябинской области. Указанный многоквартирный дом оборудован централизованной системой теплоснабжения, оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В связи с окончанием срока действия государственной поверки прибора узла учета тепловой энергии, общество "Перспектива" на основании письма ООО "Троицксантехсервис" от 22.05.2018 N 299 ОПУ 23.05.2018 вывело из эксплуатации прибор учета для его поверки согласно акту (л.д.28-29). Прибор учета тепловой энергии 30.11.2018 был введен в эксплуатацию после проведения поверки, что подтверждается актом ввода (л.д.89).
В связи с тем, что прибор учета тепловой энергии был введен в эксплуатацию 30.11.2018, расчет платы за отопление за октябрь 2018 года произведен заявителем исходя из норматива предоставления указанной коммунальной услуги.
Данная позиция заявителя не соответствует нормам законодательства и обоснованно не принята судом первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с постановлением Администрации города Троицка от 08.10.2018 N 1661 отопительный сезон 2018-2019 года на территории Троицкого городского округа начат с 10.10.2018.
С учетом дат вывода из эксплуатации и ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, а также даты начала отопительного период с 10.10.2018 (то есть в период с июня по сентябрь 2018 года коммунальная услуга по отоплению потребителям не оказывалась, плата за отопление не определялась), суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что начисление платы за отопление следует производить в соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, с первого месяца отопительного периода - то есть с октября 2018 года.
Необходимость применения в рассматриваемом случае положений пункта 59 (1) Правил N 354 общество не оспаривает, однако, полагает, что начисление платы за отопление за октябрь 2018 года по нормативу произведена обоснованно, поскольку к этому периоду истек предусмотренный пунктом 59 (1) Правил N 354 "льготный" период (3 расчетных месяца подряд), в течение которого плата за отопление определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям ОПУ. Общество считает, что поскольку общедомовой прибор учета выведен из эксплуатации в мае 2018 года, период расчета исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса (3 расчетных периодов) истек в сентябре 2018 года.
Между тем, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, исходя из толкования положений пункта 59 (1) Правил N 354, определенный этим пунктом период, в течение которого плата за отопление может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, не включает в себя периоды, в течение которых соответствующая коммунальная услуга не оказывалась (в настоящем случае - период с июня по сентябрь 2018 года). Соответственно, расчет платы исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, должен производиться за первые после вывода из эксплуатации прибора учета, расчетные периоды отопительного сезона. При этом, под расчетным периодом следует понимать период для оплаты коммунальных услуг равный календарному месяцу.
В этой связи управлением правомерно указано на необходимость расчета платы за отопление за октябрь 2018 года исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
При таких обстоятельствах изложенное в оспоренном предписании требование о перерасчете платы за отопление за период за октябрь 2018 года является законным и обоснованным.
Предписание отвечает критериям конкретности и исполнимости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о соответствии оспоренного ненормативного правового акта закону, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований о признании этого акта недействительным.
Предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 июня 2019 г. по делу N А76-981/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-981/2019
Истец: ООО "Перспектива"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", ООО "Перспектива"