г. Москва |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А40-96248/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвиной Л.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу ФГУП "Росморпорт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 01.07.2019, принятое судьей Кузиным М.М. (149-829) в порядке упрощенного производства по делу N А40-96248/19
по заявлению ФГУП "Росморпорт"
к Центральной энергетической таможне
об оспаривании постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Росморпорт" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованием о признании незаконным и отмене постановления Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ, таможня) от 04.04.2019 г. по делу об административном правонарушении N 10006000-23/2019 о привлечении к административной ответственности по ст.16.8 КоАП РФ.
Решением от 01.07.2019 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить его требования, считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
От таможни поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон применительно положениям части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом рассмотрения дел в суде апелляционной инстанции.
Рассмотрев дело в порядке статей 228, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением N 10006000- 23/2019 04.04.2019 г. предприятие привлечено к административной ответственности пост.16.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указным постановлением, предприятие обратилось с заявлением в суд, поскольку считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции не усмотрел правовых и фактических оснований для удовлетворения требований Общества.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Рассмотрев повторно спор, апелляционный суд считает, что судом выполнены указания данной нормы права.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.16.8 КоАП РФ причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса (далее - ТК) Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы ЕАЭС.
Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства международного плавания во время осуществления пограничного и иных видов контроля (в том числе и таможенного), а также возможность установления полного запрета на такой доступ установлены, в частности, в ст. 24 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе РФ", регулирующей порядок пребывания в пунктах пропуска через государственную границу лиц и транспортных средств. При этом все действия с транспортными средствами и грузами (начало движения, определение места стоянки транспортного средства и его изменение, выгрузка пассажиров и грузов) осуществляются только с разрешения пограничных и таможенных органов.
В соответствии с п. IV "Обязательных постановлений в морском порту Усть-Луга", утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 15.01.2013, в морском порту действует разрешительный порядок движения и стоянки судов. График расстановки и движения судов в морском порту утверждается Капитаном морского порта ежедневно на основании информации в данном случае подаваемой диспетчерской службой ФГУП "Росморпорт" по каналам электронной связи. Движение судов на акватории морского порта регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту службой управления движения судов (СУДС). Ежедневно до 15:00 текущих суток диспетчерский отдел Усть-Лужского управления ФГУП "Росморпорт" формирует список заявок на движение судов на акватории порта, в том числе судов-сборщиков (СЛВ "Краковец"). Сформированный список направляется в адрес Капитана порта Усть- Луга и отдела Федеральной погранслужбы для согласования.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.09.2016 N 1981-р предусмотрено использование разработанного ФТС России комплекса программных средств (далее - "Портал "Морской порт") для получения и использования сведений о лицах, транспортных средствах, грузах, товарах и животных при осуществлении контроля в морских пунктах пропуска через государственную границу РФ. Из материалов протокола N 3 координационного совета морского пункта пропуска Усть- Луга от 19.09.2017 следует, что в настоящее время в морском пункте пропуска Усть- Луга участвуют в работе КПС "Портал "Морской порт" государственные контрольные органы, а именно, таможня и Администрация порта. По результатам совещания координационного совета МПП Усть-Луга от 19.09.2017 были внесены изменения в Технологическую схему, а именно: обмен данными между государственными контрольными органами производится, в том числе, путем информационного взаимодействия с использованием КПС "Портал "Морской порт".
В 2018 году в регионе деятельности таможенного поста осуществлялось функционирование и эксплуатация КПС "Портал "Морской порт". В КПС "Портал "Морской порт" вносятся сведения от организаций, экспедирующих товары, агентирующих водные суда, а также от администрации морского порта. Должностные лица ОТО и ТК N 3 СЗЭТП ЦЭТ вносят в "КПС "Портал Морской порт" сведения из поручений на погрузку товаров, представленных заинтересованными лицами на бумажном носителе, судовые документы на прибытие/убытие судов, а также информацию о фактически вывезенных товарах.
Внесение сведений в КПС "Портал "Морской порт" о перемещении транспортных средств через границу постоянной зоны таможенного контроля и о причаливании водных судов к судам, находящимся под таможенным контролем, действующими правилами и нормами не предусмотрено.
В соответствии с Технологической схемой организации пропуска через границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, в морском пункте пропуска Усть-Луга (далее - Технологическая схема) должен производиться обмен данными между государственными контрольными органами путем информационного взаимодействия, исходя из принципа "одного окна".
В силу п. 5 Технологической схемы, при осуществлении государственного контроля в пункте пропуска применяется принцип "одного окна", согласно которому перевозчик (лицо, действующее от его имени) одновременно с документами, представляемыми в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза при прибытии товаров и транспортных средств на единую таможенную территорию Таможенного союза, представляет должностному лицу таможенного органа документы, необходимые для осуществления иных видов контроля.
ФГУП "Росморпорт" не является перевозчиком и не предоставляет в таможенный орган документы для осуществления таможенного и иных видов контроля товаров и транспортных средств.
В отношении перемещения через границу постоянной зоны таможенного контроля маломерных морских судов, не являющихся транспортными средствами международной перевозки, принцип "одного окна" не применяется.
В соответствии с п. 6 Технологической схемы уточняются действия таможенных органов при применении принципа "одного окна", а именно установлено, что таможенные органы осуществляют таможенный, транспортный контроль, а также санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска.
Отделом таможенного оформления и таможенного контроля N 3 СЗЭТП ЦЭТ данные функции не осуществляются, т.к. оформление товаров, подконтрольных иным государственным контрольным органам, не входит в компетенцию таможенного поста.
В соответствии с п. 8 Технологической схемы организации пропуска через границу РФ лиц. транспортных средств, грузов, товаров и животных, в морском пункте пропуска Усть-Луга, все подходы/отходы плавсредств к борту (от борта) судов заграничного следования производятся с разрешения пограничных и таможенных органов.
Согласно п. 10 положения "О таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами" утвержденного приказом Государственного таможенного комитета РФ от 12.09.2001 N 892 все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.
Требования данного пункта не соблюдаются при форс - мажорных обстоятельствах (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного производства таких операций. В этих случаях уведомление таможенного органа и органа пограничного контроля может быть сделано после начала проведения указанных операций.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.8 КоАП РФ, является установленный порядок причаливания к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует противоправное действие, заключавшиеся в причаливании к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам без разрешения таможенного органа.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.8 КоАП РФ, является лицо, в чьем оперативном управлении находилось судно, причалившее к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, а именно ФГУП "Росморпорт".
С учетом изложенного, довод заявителя об отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.8 КоАП РФ не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 16.5 КоАП РФ перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Объектом правонарушения, является установленный таможенным законодательством порядок перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, а также, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности.
Объективную сторону данного правонарушения образует противоправное действие, заключающиеся в перемещении транспортных средств через границу и в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.5 КоАП РФ, является лицо, совершившее действия по перемещению транспортного средств через границу и в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, а именно ФГУП "Росморпорт".
Постановлением от 04.04.2019 по делу об административном правонарушении N 10006000-15/2019 ФГУП "Росморпорт" привлечено к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ за административное правонарушение, выразившееся в перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
Таким образом, правонарушения вменяемые ФГУП "Росморпорт" выражаются в разных действиях (бездействиях), которые образуют разные составы административных правонарушений.
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Существенных нарушений процедуры привлечения к ответственности, судом не установлено.
Таким образом, оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ все представленные сторонами доказательства, доводы жалобы, апелляционный суд не усматривает законных оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2019 г. по делу N А40-96248/19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96248/2019
Истец: ФГУП Росморпорт
Ответчик: Центральная энергетическая таможня