г. Владивосток |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А51-4979/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 сентября 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Маяк",
апелляционное производство N 05АП-6063/2019
на решение от 04.07.2019
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-4979/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маяк" (ИНН 2537123900, ОГРН 1162536056594)
к Дальневосточному таможенному управлению (ИНН 2540015492, ОГРН 1022502268887),
3- е лицо: Уссурийская таможня,
о признании незаконным целевого краткосрочного профиля риска N 20/10700/14092018/95414 в части утверждения мер по минимизации риска "примечание к мере с кодом 615" и действий по его доведению до Уссурийской таможни,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Маяк": Мирошниченко В.А., доверенность от 05.06.2019, сроком на 1 год, паспорт,
от Дальневосточного таможенного управления: Кузнецова М.В., доверенность от 12.12.2018, сроком до 31.12.2019 года, служебное удостоверение; Кузуб А.П., доверенность от 12.02.2019, сроком до 31.12.2019 года, служебное удостоверение,
от Уссурийской таможни: Поросова О.А., доверенность от 09.01.2019, сроком до 31.12.2019 года, служебное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (далее - общество, декларант, ООО "Маяк") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Дальневосточному таможенному управлению (далее - ДВТУ, таможенное управление, управление, таможенный орган) о признании незаконным целевого краткосрочного профиля риска N 20/10700/14092018/95414 (версия 1) в части мер по минимизации риска "примечание к мере с кодом 615", а именно запроса о предоставлении следующих документов одновременно: документа, подтверждающего ввоз в РФ проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний; документа, подтверждающего гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с органом по сертификации испытательной лабораторией), либо письмо органа по сертификации (испытательной лаборатории) с указанием количества продукции, необходимого для проведения испытаний); документа, подтверждающего проведение исследований и испытаний образцов ввозимой продукции в 2018 году, содержащий информацию о соответствии продукции обязательным требованиям (протокол испытаний, акт инспекционного контроля, акт производственного контроля и др), а также действия по доведению указанного профиля риска до Уссурийской таможни с учетом заявленного уточнения своих требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.07.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда от 04.07.2019 в части выводов суда о законности требования от заявителя документов: документа, подтверждающего ввоз в РФ проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний; документа, подтверждающего гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с органом по сертификации испытательной лабораторией), либо письмо органа по сертификации (испытательной лаборатории) с указанием количества продукции, необходимого для проведения испытаний); документа, подтверждающего проведение исследований и испытаний образцов ввозимой продукции в 2018 году, содержащий информацию о соответствии продукции обязательным требованиям (протокол испытаний, акт инспекционного контроля, акт производственного контроля и др).
В жалобе заявитель не согласен с истребованием таможней вышеуказанных документов, поскольку предоставление данных документов не предусмотрено законодательством о техническом регулировании и таможенным регулировании. При этом, оспариваемым профилем риска, на декларанта была возложена дополнительная обязанность по предоставлению в таможенный орган документов в рамках таможенного оформления ввозимой в адрес общества сельскохозяйственной продукции на основании поданной предварительной таможенной декларации N 10716050/130918/0024233. В дополнительных пояснениях к жалобе декларант указал, что решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2019 по делу N АКПИ19-438 признан недействующим со дня принятия приказ ФТС от 16.05.2018 N 700дсп "Об утверждении Положения о применении системы управления рисками". В связи с чем, полагает, что утвержденный на его основе профиль риска с содержащимися в нем мерами по минимизации риска в виде запроса документов, а также действия по их истребованию незаконны.
Представитель ООО "Маяк" пояснил, что судебный акт обжалуется обществом в полном объеме.
Таможенное управление и Уссурийская таможня в порядке статьи 262 АПК РФ представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых возразили по доводам жалобы, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле поддержали доводы апелляционной жалобы и возражений на неё.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ООО "Маяк" подана в Уссурийскую таможню предварительная таможенная декларация N 10716050/130918/0024233 в целях таможенного оформления до ввоза обществом в рамках исполнения заключенного им с иностранной компанией внешнеэкономического контракта от 12.09.2018 N HLSF-888, товаров - сельскохозяйственной продукции: овощей, фруктов, зелени в различном ассортименте.
В числе иных документов для подтверждения заявленных в ней сведений с целью подтверждения соблюдения мер нетарифного регулирования в виде подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов декларантом представлены декларации о соответствии.
В ходе проведения проверки заявленных в таможенной декларации документов и сведений таможня выставила 14.09.2019 декларанту требование о предоставлении следующих документов:
- документ, подтверждающий ввоз в Российскую Федерацию проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний;
- документ, подтверждающий гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с органом по сертификации (испытательной лабораторией) либо письмо органа по сертификации (испытательной лаборатории) с указанием количества продукции, необходимого для проведения испытаний);
- документ, подтверждающий проведение исследований и испытаний образцов ввозимой продукции в 2018 году либо проведение анализа состояния производства в 2018 году, содержащие информацию о соответствии продукции обязательным требованиям (протокол испытаний, акт инспекционного контроля, акт производственного контроля и др.).
В направленном таможне заявлении от 14.09.2018 декларант в ответ на запрос таможенного органа пояснил, что пробы и образцы продукции были направлены в соответствующие органы в 2016 году, обществом получены декларации о соответствии со сроком действия до августа 2019 года. Декларант указал, что к таможенному контролю представить запрошенные у него таможней документы не может, поскольку они отправлены в аккредитованные компании. Декларант пояснил в своем заявлении, что копию договора сможет представить позже - 17.09.2018 и 18.09.2018, ввиду организационных трудностей получения документов из архива в бухгалтерии. Также декларант сообщил таможне, что в 2018 году испытаний (лабораторных исследований) не проводилось, поэтому протоколы испытаний (лабораторных исследований) отсутствуют.
15.09.2018 декларанту направлено таможней сообщение о продление срока выпуска товаров.
16.09.2018 в Уссурийскую таможню поступило обращение декларанта об отзыве ПТД N 10716050/130918/0024233.
17.09.2018 таможней разрешен отзыв указанной таможенной декларации.
ООО "Маяк" указало в своем заявлении, что в рамках рассмотрения Арбитражным судом Приморского края дела N А51-25978/2018 по заявлению общества об оспаривании действий таможни в рамках таможенного контроля по той же таможенной декларации, заявитель узнал о применении таможенным органом профиля риска профиля риска N 20/10700/14092018/95414 (версия 1), в части мер по минимизации риска "примечание к мере с кодом: 615", который доведен до Уссурийской таможни.
Посчитав, что указанный профиль риска возложил на ООО "Маяк" дополнительную обязанность по предоставлению документов и действия ДВТУ по доведению указанного профиля риска до Уссурийской таможни являются незаконными, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал правомерный вывод о том, что профиль N 20/10700/14092018/95414 не является документом властно-распорядительного характера непосредственно для участников ВЭД, в частности для заявителя, а перечисленный в нем в примечании с кодом 615 перечень документов соответствует праву таможенного органа проверять достоверность заявленных при декларировании товаров сведений в части соблюдения запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Кроме того, суд указал, что профиль риска N 20/10700/14092018/95414 утвержден ДВТУ в пределах предоставленной ему компетенции и доведен до Уссурийской таможни в порядке подчиненности на законных основаниях.
При этом суд правомерно руководствовался следующим.
Частью 2 статьи 310 ТК ЕАЭС, частью 2 статьи 313 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
В соответствии со статьей 378 ТК ЕАЭС таможенные органы для выбора объектов таможенного контроля и мер по их минимизации используют систему управления рисками.
При проведении таможенного контроля таможенные органы в рамках системы управления рисками применяют формы таможенного контроля, а также меры, обеспечивающие его проведение.
В соответствии с пунктом 5 статьей 377 ТК ЕАЭС, статьей 315 Закона N 289-ФЗ информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 314 Закона N 289-ФЗ тактика применения таможенными органами системы управления рисками определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению, за исключением случаев, если такая информация необходима государственным органам для решения задач, возложенных на них законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 58 Общего положения о региональном таможенном управлении, утвержденного приказом ФТС России от 31.05.2018 N 832, к полномочиям региональных таможенных управлений отнесены разработка, согласование и утверждение проектов профилей рисков.
Статьей 253 Закона N 289-ФЗ предусмотрено, что региональные таможенные управления и подчиненные им таможни и таможенные посты входят в единую систему таможенных органов.
В соответствии с Общим положением о региональном таможенном управлении, утвержденным Приказом ФТС России от 31.05.2018 N 832, региональные таможенные управления осуществляют, в том числе организацию, координацию, анализ и контроль деятельности подчиненных таможенных органов, осуществляемой, в том числе на основе системы управления рисками, по обеспечению и соблюдению запретов и ограничений (пункт 7 Указанного Положения), а также организацию, координацию и контроль деятельности структурных подразделений РТУ и подчиненных таможенных органов по вопросам применения и совершенствования системы управления рисками (пункт 54 Положения).
Таким образом, выводы суда о том, что оспариваемым профилем риска не нарушаются права и законные интересы заявителя является правильным.
Общество в жалобе данные выводы суда не оспаривает, настаивает на незаконности действий таможни, по запросу документов, а именно: документа, подтверждающего ввоз в РФ проб и образцов продукции в целях проведения исследований и испытаний; документа, подтверждающего гражданско-правовые отношения между заявителем и аккредитованным лицом (копия договора с органом по сертификации испытательной лабораторией), либо письмо органа по сертификации (испытательной лаборатории) с указанием количества продукции, необходимого для проведения испытаний); документа, подтверждающего проведение исследований и испытаний образцов ввозимой продукции в 2018 году, содержащий информацию о соответствии продукции обязательным требованиям (протокол испытаний, акт инспекционного контроля, акт производственного контроля и др).
Как следует из материалов дела при подаче предварительной таможенной декларации N 10716050/130918/0024233 ООО "Маяк" для подтверждения соответствия планируемой к ввозу свежей плодоовощной продукции представлены декларации о соответствии такой продукции требованиям Технического регламента TP ТС 022/2011, зарегистрированные в 2016 году на серийное производство продукции.
Согласно представленным при таможенном декларировании декларациям соответствия заявителем на получение деклараций выступило ООО "Маяк", изготовителем продукции является Торговоэкономическая корпорация "ЮАНЬ ФЭН".
Поскольку декларация о соответствии, представленная ООО "Маяк", не содержала в поле 8 сведений о международных, межгосударственных либо национальных стандартах для плодоовощной продукции, а в поле 5 -информации о "годе урожая" или "годе сбора" продукции, позволяющей идентифицировать продукцию, Уссурийской таможней в рамках профиля риска были запрошены документы, подтверждающие соблюдение ООО "Маяк" запретов и ограничений в области технического регулирования, на основании статей 324, 325 ТК ЕАЭС выставлено требование о предоставлении документов от 14.09.2018.
Вместе с тем оценка правомерности запроса таможни спорных документов не может быть дана в рамках рассматриваемого спора с учетом заявленных требований, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, действия Уссурийской таможни по запросу у него документов требованием от 14.09.2019 являются предметом рассмотрения дела N А51-25978/2018 и в рамках которого судом будет дана оценка данным действиям.
Ссылка апеллянта на решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.08.2019 по делу N АКПИ19-438, которым признан недействующим со дня принятия приказ ФТС от 16.05.2018 N 700дсп "Об утверждении Положения о применении системы управления рисками" не может быть принята во внимание, поскольку вышеуказанное решение не связано с требованием таможни от 14.09.2018 о предоставлении документов, выставленного в рамках статей 324, 325 ТК ЕАЭС.
Исходя из существа заявленных требований, иные выводы суда не имеют правового значения для правильного разрешения спора, в связи с чем суд апелляционной инстанции им оценку не дает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в полном объеме по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом. Оснований для переоценки установленных судом первой инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.07.2019 по делу N А51-4979/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4979/2019
Истец: ООО "МАЯК"
Ответчик: Дальневосточное таможенное управление
Третье лицо: УССУРИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5475/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5475/19
05.09.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6063/19
04.07.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-4979/19