город Ростов-на-Дону |
|
04 сентября 2019 г. |
дело N А53-2358/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2019 по делу N А53-2358/2019 (судья Бирюкова В.С.)
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к акционерному обществу "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога"
о взыскании задолженности, неустойки,
при участии:
от истца: Стельмах И.П. (доверенность от 24.05.2019),
от ответчика: Беляев И.Б. (доверенность от 01.08.2017).
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога" (далее - ответчик) с требованием о взыскании 531 011,99 руб. задолженности по договору энергоснабжения N 290102203/17 от 01.01.2017, из них: 522 771,51 руб. сумма основного долга, 8 240,48 руб. неустойки за период с 16.10.2018 по 25.12.2018, а также неустойки, начисленной на сумму долга 522 771,51 руб. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ "Об электроэнергетике" с 26.12.2018 по день фактической оплаты задолженности.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате электрической энергии, поставленной по договору энергоснабжения N 290102203/17 от 01.01.2017 в сентябре-октябре 2018 г.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2019 по делу N А53-2358/2019 иск удовлетворен как обоснованный.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение изменить, уменьшив подлежащую взысканию сумму основного долга до 224 114,99 руб., также соразмерно уменьшить размер пени подлежащей взысканию.
Жалоба мотивирована доводами о неверном расчете суммы основного долга в виду того, что спорные МКД не оснащены ОДПУ, а истец не скорректировал расчет стоимости потребления энергии на величину потерь от границы балансовой принадлежности до места установки ОДПУ, в связи с чем, расчет стоимости энергии, потребленной на ОДН следует произвести по нормативу. Также ответчик указывает, что истец неправомерно занизил объем потребления по нежилым помещениям и индивидуальным приборам учета, необоснованно отнеся такое потребление на объем ОДН. Кроме этого, по мнению ответчика, истец необоснованно включил в объем потребления на ОДН спорного периода объем, который фактически потребило нежилое помещение в МКД по адресу пер. 17-й Новый г. Таганрог, находящиеся в собственности муниципалитета и переданное в пользование подразделению Управления МВД г. Таганрога, в котором было произведено отключение электроэнергии, однако проведенная проверка выявила, что такое помещение самовольно подключено к сетям потребляло и потребляет электроэнергию.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представил дополнительные пояснения.
В свою очередь, представитель истца в судебном заседании представил в материалы дела частичный отказ от требования о взыскании с ответчика 20 765,24 руб. задолженности, 839,34 руб. пени, ходатайствовал перед судом о его принятии и прекращении производства по делу в данной части, также ходатайствовал об уточнении исковых требований в связи с заявленным частичным отказом от иска, согласно уточненным требованиям просит суд взыскать с ответчика 502 006,27 руб. основного долга за период сентябрь-октябрь 2018 года, 7401,14 руб. неустойки за период с 16.10.2018 по 25.12.2018, а также неустойки, начисленной на сумму долга 502 006,27 руб. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ "Об электроэнергетике" с 26.12.2018 по день фактической оплаты задолженности.
Частичный отказ от иска связан с принятием истцом доводов ответчика о необоснованном включении в объем потребления на ОДН спорного периода объема, который фактически потребило нежилое помещение в МКД по адресу пер. 17-й Новый г. Таганрог, находящиеся в собственности муниципалитета и переданное в пользование подразделению Управления МВД г. Таганрога.
Рассмотрев заявление истца о частичном отказе от иска, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых препятствий для его удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу. В силу пункта 3 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
Заявление о частичном отказе от исковых требований подписано полномочным представителем истца (доверенность имеется в деле).
Поскольку противоречия закону или нарушения прав других лиц в связи с отказом истца от части заявленных требований не установлены, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ от части иска о взыскании с ответчика 20 765,24 руб. задолженности, 839,34 руб. пени.
Производство по делу в соответствующей части подлежит прекращению на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а решение суда первой инстанции в данной части подлежит отмене.
Также на основании положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принял к рассмотрению уточненные требования истца о взыскании с ответчика 502 006,27 руб. основного долга за период сентябрь-октябрь 2018 года, 7401,14 руб. неустойки за период с 16.10.2018 по 25.12.2018, а также неустойки, начисленной на сумму долга 502 006,27 руб. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ "Об электроэнергетике" с 26.12.2018 по день фактической оплаты задолженности.
Изучив материалы дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с доводами апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что уточненные истцом требования подлежат удовлетворению удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между публичным акционерным обществом "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (гарантирующий поставщик) и акционерным обществом "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога" (покупателем) был заключен договор N 290102203/17 энергоснабжения электрической энергией для исполнителей коммунальных услуг от 01.01.2017 г., предметом, которого является продажа электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно, путем заключения с третьими лицами, обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю (л.д. 12-23, том 1).
В соответствии с пунктом 6.1 договора фактический объем поставленной электрической энергии (мощности), определяется исходя из показаний приборов учета (в том числе входящих в состав измерительных комплексов, систем учета), либо расчетным способом в порядке предусмотренном действующим законодательством и настоящим договором. Расчетный период для оплаты оказываемых гарантирующим поставщиком по договорам услуг является один календарный месяц.
Согласно пункту 6.6 договора оплата за электрическую энергию (мощность) производиться покупателем до 15 числа месяца следующего за расчетным, за фактически потребленную в расчетном периоде электрическую энергию.
В связи с тем, что ответчиком не была своевременно и в полном объеме исполнена обязанность по оплате поставленной истцом в период с сентября по октябрь 2018 электрической энергии, у ответчика перед истцом образовалась задолженность по оплате потребленной энергии в сумме 522 771,51 руб.
Поскольку досудебная претензия истца с требованием оплаты суммы долга, направленная в адрес ответчика, последним удовлетворена не была, истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности и пени.
В суде апелляционной инстанции истец принял доводы ответчика о необоснованном включении в объем потребления на ОДН спорного периода объема, который фактически потребило нежилое помещение в МКД по адресу пер. 17-й Новый г. Таганрог, находящиеся в собственности муниципалитета и переданное в пользование подразделению Управления МВД г. Таганрога, в связи с чем истец отказался от требования о взыскании с ответчика 20 765,24 руб. задолженности, 839,34 руб. пени. Частичный отказ от иска принят судом апелляционной инстанции, производство по делу в части данных требований прекращено.
Также к рассмотрению приняты уточненные истцом с учетом частичного отказа от иска требования о взыскании с ответчика 502 006,27 руб. основного долга за период сентябрь-октябрь 2018 года, 7401,14 руб. неустойки за период с 16.10.2018 по 25.12.2018, а также неустойки, начисленной на сумму долга 502 006,27 руб. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ "Об электроэнергетике" с 26.12.2018 по день фактической оплаты задолженности.
Согласно пункту 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21, 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
01.01.2017 между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения электрической энергией для исполнителей коммунальных услуг N 290102203/17.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о том, что по МКД г. Таганрога, пер. 17-й Новый, 1, пер. 17-й Новый, 3, ул. Комарова,8, ул. П.Тольятти, 24/3 узлы учета электрической энергии не установлены, в связи с чем расчет суммы по вышеуказанным МКД за оказанные услуги электрической энергии на ОДН должен производиться исходя из нормативов потребления.
Согласно статье 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Согласно статье 152 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки, с участием уполномоченных представителей. Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
Согласно статье 154 постановления, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального Закона N 261 от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно требованиям пункта 9 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В данном случае собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в срок обязательств по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск организации к месту установки приборов учета и оплату понесенных ею расходов на приобретение приборов учета и его установку.
03.03.2017 согласно актам проверки (замены) приборов учета и состояния схемы измерения количества электрической энергии N 1832, N 1833 МУП "Таганрогэнерго" произведена поверка, установка и приемка общедомовых узлов учета электроэнергии в МКД обслуживаемых компанией АО "УО ЖКХ" (17-й Новый N 1, 17-й Новый N 3).
16.03.2017 согласно акту проверки (замены) приборов учета и состояния схемы измерения количества электрической энергии N 1866 МУП "Таганрогэнерго" произведена поверка, установка и приемка общедомового узла учета электроэнергии в МКД обслуживаемого компанией АО "УО ЖКХ" (ул. Комарова, 8).
Установленные в ТП-256, ТП-170 общедомовые приборы учета электроэнергии приняты в эксплуатацию представителями МУП "Таганрогэнерго" и АО "УО ЖКХ" (гл. инженера Куликова Е.В., зам.директора).
Акты проверки (замены) приборов учета и состояния схемы измерения количества электрической энергии N 1832, N 1833 от 03.03.2017 и N 1866 от 16.03.2017 подписаны представителями АО "УО ЖКХ" без разногласий и замечаний.
Ответчик не доказал, что им предприняты меры по установке прибора учета непосредственно на границе балансовой принадлежности сетей.
К показаниям фактически установленного прибора учета применяется коэффициент, учитывающий его размещение в ТП, то есть в удалении от внешней стены многоквартирного дома, и исключающий соответствующий объем потерь на таком участке сетей.
Следовательно, в соответствии с ФЗ-261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" МУП "Таганрогэнерго" произвело установку и приемку в эксплуатацию общедомовых узлов учета электроэнергии на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств АО "УО ЖКХ".
Таким образом, является несостоятельным довод ответчика о том, что приборы учета, установленные в ТП-256, ТП-170 не могут быть использованы как расчетные приборы учета для определения объема и стоимости потребленной электрической энергии.
Довод ответчика о необоснованном включении в объем потребления на ОДН спорного периода объема, который фактически потребило нежилое помещение в МКД по адресу пер. 17-й Новый г. Таганрог, находящиеся в собственности муниципалитета и переданное в пользование подразделению Управления МВД г. Таганрога, был принят истцом, в связи с чем истец отказался от требования о взыскании с ответчика 20 765,24 руб. задолженности, 839,34 руб. пени. Частичный отказ от иска принят судом апелляционной инстанции, производство по делу в части данных требований прекращено.
Доводы ответчика о неправильном начислении истцом за потребленную электроэнергию по иным жилым помещениям МКД, отклоняются ввиду следующего.
Истцом в материалы дела представлены акты ограничения\возобновления режима потребления электрической энергии, согласно которых в таких жилых помещениях, имеющих задолженность за потребленную электроэнергию введено ограничение потребления электрической энергии.
Постановлением Правительства РФ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также, Постановлением N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" регламентирован порядок ограничения\возобновления режима потребления электрической энергии, в том числе при наличии задолженности по оплате коммунальных услуг.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" ограничило потребление электроэнергии потребителям при наличии у них задолженности по оплате соответствующей услуги в порядке, установленном вышеуказанными правилами.
По ряду жилых помещений в материалы дела предоставлены заявления потребителей о не проживании.
Поскольку ответчиком в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им взятых на себя обязательств по оплате задолженности за объем электроэнергии на ОДН в размере 502 006,27 руб. за период сентябрь-октябрь 2018 года, постольку требования истца в данной части обоснованы и подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика 7401,14 руб. неустойки за период с 16.10.2018 по 25.12.2018, а также неустойки, начисленной на сумму долга 502 006,27 руб. на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ "Об электроэнергетике" с 26.12.2018 по день фактической оплаты задолженности.
Данное требование также подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 332 Гражданского Кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
В соответствии со статьей 8 ФЗ от 03.11.2015 г. N 307-ФЗ действие этого закона распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего закона договоров энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
С 01.01.2016 для отдельных категорий потребителей, в частности для управляющих организаций, приобретающих электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услугу, установлен льготный порядок, предусматривающий различные величины и способ расчета пени.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с учетом изменений, внесенных ФЗ от 03.11.2015 N 307-ФЗ) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Факт просрочки исполнения ответчиком обязательств по оплате потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в спорный период, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем неустойка истцом начислена правомерно.
С учетом изложенного, установив факт нарушения ответчиком обязательств по оплате потребленной в спорный период электроэнергии на общедомовые нужды, коллегия, проверив расчет пени и признав его верным, полагает подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика 7401,14 руб. неустойки за период с 16.10.2018 по 25.12.2018.
Ответчик контррасчет пени не представил. Арифметическая правильность расчета пени ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, на основании положений пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика пени, начисленной на сумму задолженности, на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начиная с 26.12.2018 по день фактической оплаты задолженности.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропорционально размеру удовлетворенных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" от иска в части взыскания 20 765,24 руб. задолженности по договору энергоснабжения N 290102203/17 от 01.01.2017 за сентябрь-октябрь 2018 г., 839,34 руб. пени.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2019 по делу N А53-2358/2019 в части взыскания 20 765,24 руб. задолженности, 839,34 руб. пени, отменить, производство по делу в соответствующей части прекратить.
Изложить абзац первый резолютивной части решения Арбитражного суда Ростовской области от 23.05.2019 по делу N А53-2358/2019 в следующей редакции:
"Взыскать с акционерного общества "Управляющая организация жилищнокоммунального хозяйства г. Таганрога" в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" 502 006,27 руб. задолженности, 7401,14 руб. неустойки, за период с 16.10.2018 по 25.12.2018 с дальнейшим ее начислением на сумму долга в размере 502 006,27 руб., начиная с 26.12.2018 по день фактической оплаты задолженности, 13 188 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску"
Возвратить публичному акционерному обществу "ТНС энерго Ростов-на-Дону" из федерального бюджета 432 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 000340 от 11.01.2019.
Взыскать с публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в пользу акционерного общества "Управляющая организация жилищнокоммунального хозяйства г. Таганрога" 210 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты изготовления его полного текста через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2358/2019
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА Г. ТАГАНРОГА"