г. Хабаровск |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А73-7697/2019 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Ж.А. Усенко
рассмотрев в апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 1" Министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 08.07.2019
по делу N А73-7697/2019,
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Медведевой О.П.
по исковому заявлению акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ОГРН 1027739008440, ИНН 7728170427)
к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская городская поликлиника N 1" Министерства здравоохранения Хабаровского края (ОГРН 1022700919614, ИНН 2721040733)
о взыскании 42 456,90 руб.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - АО "СК "СОГАЗ-Мед", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Детская городская поликлиника N 1" Министерства здравоохранения Хабаровского края" (далее - КГБУЗ "ДГП N 1" Минздрав Хабаровского края", ответчик) о взыскании штрафа на основании предписаний от 22.11.2017 N957, от 15.08.2018 N 514 (далее - предписания N957, N514) в размере 42 456,90 руб.
Определением суда от 30.04.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 08.07.2019 исковые требования удовлетворены, с КГБУЗ "ДГП N 1" Минздрава Хабаровского края" взыскан в пользу АО "СК "СОГАЗ-Мед" штраф по предписаниям N957, N514 в размере 42 456,90 руб., расходы по уплате государственной пошлине 2000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым уменьшить размер взыскиваемого штрафа до 4 130, 28 руб., размера штрафа, равного стоимости услуг, оказанных с нарушением. В обоснование своей жалобы указывает на то, что суд, отказывая в снижении штрафа в порядке статьи 333 ГК РФ, не верно посчитал установленным факт умышленного получения ответчиком целевых средств без оказания медицинской помощи и факт намеренной подачи счета и реестра на оплату с указанием страховых случаев, которых не было, тогда, как данный случай явился результатом ошибки, следовательно, доказательств, свидетельствующих о наличии умысла на причинение убытков в действиях ответчика не было. Соответственно, суд неполно выяснил обстоятельства дела и сделал не соответствующие фактическим обстоятельствам дела выводы.
Ответчик в представленном отзыве просил отказать в удовлетворении жалобы, оставить решение без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и АПК РФ об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассматривается судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам, без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Установлено, что между ООО "Страховая компания "Даль-Росмед" (в настоящее время АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед") и КГБУЗ "ДГП N 1" Минздрав Хабаровского края" заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 01.01.2013 г. N 34 с соглашением от 12.04.2016 и от 03.11.2017 г. N 28.
Пунктом 1 данных договоров предусмотрено, что медицинская организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Страховая медицинская организация вправе получать от медицинской организации сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иные сведения об объеме и в порядке, определенных договором, осуществлять проверку их достоверности, обеспечивать их конфиденциальность и сохранность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 2.1 договоров).
При выявлении нарушений обязательств, установленных договором, не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты организацией штрафов в размерах, установленных в тарифном соглашении в соответствии с частью 2 статьи 41 Федерального закона (пункт 2.2 договоров, соглашения к договору от 01.01.2013 г. N 34).
Согласно пункту 4.1 договора страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, установленных решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 1 к настоящему договору), с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в течение трех рабочих дней после получения средств обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) путем перечисления указанных средств на расчетный счет организации на основании предъявленных организацией счетов и реестров счетов.
В соответствии с пунктом 4.3. договоров страховая медицинская организация обязана проводить контроль объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - порядок организации контроля), установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд) в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона, и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в организацию в сроки, определённые порядком организации контроля.
Пунктом 5.4 договора предусмотрена обязанность медицинской организации представлять страховой медицинской организации сведения, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (медицинскую, учетно-отчетную документацию, результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи при наличии), подписанные акт медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи в сроки, определенные порядком организации контроля, а также показателях доступности качества медицинской помощи, в том числе информацию о сроках ожидания медицинской помощи организации.
Согласно пункту 2 статьи 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 66 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом ФФОМС от 01.12.2010 N 230, предусмотрено, что результатом контроля (в том числе по итогам проведенной медико-экономической экспертизы, в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) является уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (по страховому случаю, при котором дефекты медицинской помощи и/или нарушения при оказании медицинской помощи).
Размеры санкций установлены в Соглашениях о тарифах в виде перечня "Размер неоплаты или неполной затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов" (приложение N 30 к Соглашению о тарифах на 2017 год).
Истцом проведена экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) и медико-экономическая экспертиза (МЭЭ), по результатам которых выявлены следующие нарушения: несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счетов; включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту.
Выявленные нарушения оформлены актами от 20.10.2017 N 270035/2-000005/1, от 20.10.2017 N 270035/2-000006/1, которые подписаны со стороны ответчика без замечаний, от 01.02.2018 N 270035/2-000001/301 с протоколом разногласий.
На основании актов ЭКМП, МЭЭ оформлены предписания об уплате штрафов N 957, N 514.
В связи с неисполнением предписаний страховой медицинской организацией в адрес больницы направлены претензия от 28.11.2018 г. N 6658. Общий размер штрафных санкций согласно претензии составил 42 456,90 руб.
Поскольку ответчик требования истца не удовлетворил, АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" обратилось в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался следующими нормами права.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) установлено, что основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; доступность и качество медицинской помощи.
Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования (статья 8 Федерального закона N 323-ФЗ).
Медицинская организация несет ответственность за выявленные нарушения в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), в соответствии с Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N158н (далее - Правила ОМС).
Пунктом 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ определено, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом (часть 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 40 Закона N 326-ФЗ результаты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи оформляются соответствующими актами по формам, установленным Федеральным фондом.
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования (часть 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
Пунктом 7 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230 (далее - Порядок) предусмотрено, что медико-экономический контроль в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона N 326-ФЗ представляет собой установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи. Медико-экономический контроль осуществляется специалистами страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 8).
В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Закона N 236-ФЗ по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 настоящего Федерального закона и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Дав оценку приобщенным к материалам дела предписаниям и актам, суд первой инстанции установил, что факты нарушений, КГБУЗ "ДГП N 1" Минздрав Хабаровского края", подтверждены актами ЭКМП, актами МЭЭ, оформленными в соответствии с установленным законом порядке, подписанными без возражений. Выводы, изложенные в актах ЭКМП, МЭЭ и наличие выявленных нарушений, ответчиком не опровергнуты.
При изложенном суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности начисления истцом штрафов по предписаниям N N 957, 514 в сумме 42,456,90 руб.
Ответчиком в суде первой инстанции заявлено ходатайство о снижении штрафа по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В силу статьи 333 ГК РФ разрешение вопроса о соразмерности штрафа и оценки фактических обстоятельств находится в компетенции суда.
Руководствуясь статьей 1, 333 ГК РФ, 65 АПК РФ, а также правовыми позициями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенными в пунктах 69, 71, 73, 75 Постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции не усмотрел оснований для снижения штрафа, отклоняя доводы ответчика о том, что за допущенные нарушения уже произведено удержание средств на оплату оказанной медицинской помощи в размере 4 130,28 руб., а дополнительное взыскание штрафа превышает объем финансовым санкций более чем в 10 раз, и тем самым истом будет извлечена необоснованная выгода при незначительном нарушении обязательств по договорам и отсутствии какого либо ущерба для медицинской организации является несостоятельным в силу п. 2 ч. 6.3 ст. 26; п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 28 Федерального закона N 326-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2.2 договоров страховая организация при выявлении нарушений обязательств, установленных договором, вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию и (или) уплаты организацией штрафов.
Как установлено судом, медицинской организацией подано на оплату и получено целевое финансирование за случаи оказания медицинской помощи в период с 14.08.2017 по 18.08.2017, с 21.09.2017 по 28.09.2017 с диагнозом острые инфекции верхних дыхательных путей множественной и неуточненной локализации, в то время как за медицинской помощью застрахованные лица не обращались.
Довод заявителя о необходимости снижения суммы взысканной пени до 4 130, 28 руб., до размера штрафа, равного стоимости услуг, оказанных с нарушением, на основании статьи 333 ГК РФ, являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонен в соответствии нормами права и обстоятельствами дела.
Проверив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил основания для ее удовлетворения.
Нарушение судом норм материального или процессуального права при принятии решения не установлено.
Судебные расходы, в виде уплаченной государственной пошлины за рассмотрение жалобы, отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АКПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.07.2019 по делу N А73-7697/2019 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.А. Усенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7697/2019
Истец: АО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "СОГАЗ-МЕД"
Ответчик: Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N 1" министерства здравоохранения Хабаровского края, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская поликлиника N1"