г. Челябинск |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А47-1930/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Киреева П.Н., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройком И" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2019 по делу N А47-1930/2019 (судья Сукачева Н.Ф.).
В судебном заседании приняли участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройком И" - Сапрыкин Д.В. (паспорт, доверенность от 26.08.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Стройком И" (далее - ООО "Стройком И", общество, истец, подрядчик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Управлению капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области (далее - Управление, ответчик, заказчик) о взыскании 1 458 471 руб. 08 коп. задолженности за фактически выполненные дополнительные работы в рамках исполнения муниципальных контрактов от 20.07.2018 N 24, от 13.08.2018 N 26.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2019 отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец (далее также - податель жалобы, апеллянт) обжаловал его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что спорные дополнительные работы выполнены с целью достижения результата. При проведении торгов ответчиком не были предусмотрены в смете дополнительные работы и на стадии проведения торгов невозможно было определить, что без выполнения дополнительных работ результат по контракту не будет достигнут.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, представители ответчика в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) заключены муниципальные контракты от 20.07.2018 N 24, от 13.08.2018 N 26.
Согласно пункту 1.1 муниципальных контрактов, подрядчик обязуется выполнить: "Благоустройство общественной территории сквера памяти воинам-интернационалистам по ул. Ленина в г. Абдулино Оренбургской области" (далее - работы) в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с пунктами 1.2 контрактов, место выполнения работ: сквер памяти воинам-интернационалистам по ул. Ленина в г. Абдулино Оренбургской области.
В силу пункта 2.1 контракта N 24, цена контракта по итогам аукциона в электронной форме составляет 7 240 023 руб. 34 коп., без НДС.
В силу пункта 2.1 контракта N 26, цена контракта по итогам аукциона в электронной форме составляет 640 522 руб., без НДС.
Стоимость работ по настоящим контрактам является твердой и определяется на весь срок исполнения контрактов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.4 контракта (пункт 2.3 контрактов).
Пунктом 10.1 контрактов стороны предусмотрели, что стороны по предложению заказчика вправе увеличить или уменьшить предусмотренный настоящим контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10 %. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы, исходя из установленной в настоящем контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги.
В обоснование исковых требований истец пояснил, что при исполнении муниципальных контрактов N 24 и N 26 возникла необходимость в проведении дополнительных работ по благоустройству общественной территории сквера памяти воинам - интернационалистам.
В адрес ответчика неоднократно направлялись письма о согласовании дополнительных работ, а именно: общая планировка территории под застройку парка с вывозом грунта и хлама, завоз песка для устройства основания под тротуарную плитку, завоз чернозема для выравнивания площадей посева газонной травы, организация и монтаж летнего полива для газонной травы парка. Поскольку возражений в отношении дополнительных работ со стороны ответчика не поступало, истец указанное молчание принял в качестве доброй воли ответчика на выполнение спорных работ.
Истцом дополнительные работы выполнены всего на сумму 1 458 471 руб. 08 коп., о чем составлен акт о приемке выполненных работ от 01.12.2018 N 1 (т.1, л.д. 37-41) и направлен в адрес ответчика для принятия работ и подписание указанного акта. Однако до настоящего момента указанные работы не приняты, акт не подписан.
В адрес ответчика направлено письмо от 11.01.2019 о принятии дополнительных работ и их оплате, однако в ответ на указанное письмо ответчик отказался оплатить выполненные работы в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что объем дополнительно выполненных работ не согласован сторонами. Спорные работы не предусмотрены контрактами, дополнительные соглашения к контрактам не заключались.
Исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции по существу является правильным, соответствует требованиям закона и представленным доказательствам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из материалов дела усматривается, что взаимоотношения сторон договора регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре подряда, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить для другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Исходя из статей 702, 740, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд. По государственному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно части 2 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования.
Пунктом 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
Доводы общества о том, что экспертным заключением подтверждена необходимость выполнения дополнительных работ для достижения результата работ по договору, не могут быть приняты апелляционным судом исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Подрядчик, не выполнивший обязанности, установленной пунктом 3 настоящей статьи, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (пункт 4 и 5 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (часть 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.
Согласно пункту 3 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена работы может быть определена путем составления сметы.
В силу статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работы является основанием для исполнения заказчиком обязательства по оплате выполненных работ.
В соответствии со статьей 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
В соответствии с положениями подп. б пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменений по соглашению сторон в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом и при условии, что объем работ увеличивается по предложению заказчика, но не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства цены контракта пропорционально дополнительному объему работ, но не более чем на 10% цены контракта.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что с учетом выше приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 44-ФЗ, условий контракта, изменения стоимости контракта должны оформляться путем подписания дополнительного соглашения, либо путем заключения нового контракта в порядке, установленном законодательством.
Из материалов дела следует, что дополнительное соглашение на сумму превышающую размер контракта не подписано.
Судом установлено, что требование ООО "Стройком И" о взыскании стоимости выполненных работ обосновано тем, что истцом выполнены дополнительные работы по благоустройству территории сквера памяти воинам - интернационалистам на общую сумму 1 458 471 руб. 08 коп.
В обоснование выполнения работ, истцом в материалы дела представлены: акт о приемке выполненных работ от 01.12.2018 N 1 на общую сумму 1 458 471 руб. 08 коп. (т. 1, л.д. 37-41), договоры купли - продажи по закупке материалов необходимых для выполнения дополнительных работ (л.д. 8-12, 21-23, 34-35, 38-42, т. 2), а также товарные накладные и платежные поручения об оплате приобретенного товара (т.2, л.д. 2-51). Акт о приемке выполненных работ со стороны заказчика не подписан.
Истец направил ответчику письма от 24.07.2018 N 32, от 22.08.2018 N44, от 30.08.2018 N 48, от 10.10.2018 N 57 (т. 1, л.д. 108-111), в которых уведомил ответчика о необходимости в проведении дополнительных работ и согласовании указанных работ. Ответа на указанные письма со стороны ответчика не последовало, истец расценил отсутствие возражений ответчика в выполнении спорных работ как их согласование.
В материалах дела отсутствует согласие заказчика на выполнение дополнительного объема работ.
Стоимость спорных работ превышает более чем на 10% цены контрактов.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы о необходимости проведения дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, поскольку истец не доказал невозможность достижения результатов работ без этих (дополнительных) работ, которые с ответчиком не согласованы, при том, что сроки выполнения работ по контрактам сторонами также не изменялись.
Учитывая положения Закона N 44-ФЗ о неизменности условий заключенного контракта при отсутствии между заказчиком и подрядчиком согласования об изменении сводного сметного расчета стоимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания стоимости дополнительных работ сверх цены контракта.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства согласования сторонами дополнительного объема и стоимости работ, принимая во внимание отсутствие доказательств принятия ответчиком данных работ; работы не носили неотложного характера, необходимость их проведения не возникла неожиданно в ходе исполнения контракта, суд пришел к верному выводу о недоказанности возникновения у ответчика обязанности по оплате работ.
В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.06.2019 по делу N А47-1930/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройком И" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1930/2019
Истец: ООО "Стройком И"
Ответчик: Управление капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации МО Абдулинский городской совет Оренбургской области