город Омск |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А46-4699/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10202/2019) общества с ограниченной ответственностью "Трансавто" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.06.2019 по делу N А46-4699/2019 (судья Третинник М.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Трансавто" (ИНН 5503249579, ОГРН 1145543015859)
к Министерству промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области
о признании решения конкурсной комиссии, оформленной протоколом от 07.03.2019 N 3, незаконным,
при участии деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - индивидуального предпринимателя Макарова Александра Ивановича, индивидуального предпринимателя Торопова Виталия Александровича, индивидуального предпринимателя Трофимчук Виктора Михайловича, индивидуального предпринимателя Гаврилова Михаила Степановича, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Трансавто" - Алеева Юлия Николаевна (паспорт, по доверенности от 09.04.2019 сроком действия 1 год), Лысая Александра Николаевна (паспорт, по доверенности от 29.08.2019 сроком действия 3 года);
от Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (правопреемника Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области) - Русаков Алексей Михайлович (паспорт, по доверенности N МСТД от 08.07.2019 сроком действия 08.07.2020);
от индивидуального предпринимателя Макарова Александра Ивановича - Игнатенко Оксана Алексеевна (паспорт, по доверенности от 25.03.2019 сроком действия 1 год), Оськин Владислав Сергеевич (паспорт, по доверенности от 29.04.2019 N 55/117-н/55-2019-2-728 сроком действия 5 лет);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Трансавто" (далее - ООО "Трансавто", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства:
- о признании незаконным решения Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, оформленного протоколом оценки, сопоставления заявок и подведения итогов конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области от 07.03.2019 N 3 в отношении участников открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу автомобильным транспортом на территории Омской области по маршруту N 100 "Омск- пос.Магистральный" ООО "ТрансАвто" и ИП Макарова А.И.;
- обязании конкурсной комиссии Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области повторно рассмотреть заявку ООО "ТрансАвто" на участие в конкурсе и подвести итоги конкурса с учетом трех баллов, присвоенных заявке общества по шкале критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 2, признании ООО "ТрансАвто" победителем конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу автомобильным транспортом на территории Омской области по маршруту N 100 "Омск-пос.Магистральный",
- обязании конкурсной комиссии Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области повторно рассмотреть заявку ИП Макарова А.И. на участие в конкурсе и подвести итоги конкурса с учетом не подтверждения предпринимателем: законного основания на право пользования, владения транспортным средством ГАЗ А64R45 г.р.з.Т018УК55, наличия системы безналичной оплаты проезда;
- применении последствий недействительности сделки: признать недействительными свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 100 "Омск-пос.Магистральный", карты маршрута регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок N100 "Омск-пос.Магистральный", выданные ИП Макарову А.И.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Макаров Александр Иванович, индивидуальный предприниматель Торопов Виталий Александрович, индивидуальный предприниматель Трофимчук Виктор Михайлович, индивидуальный предприниматель Гаврилов Михаил Степанович, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Омской области,
Решением от 17.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-4699/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Трансавто" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее:
- из буквального толкования фразы "опыт более 3 лет", с учетом критерия "опыт от 2 до 3 лет" следует, что: "опыт более трех полных лет, то есть три года и один день", а предшествующий критерий опыт от 2 полных лет до 3-х полных лет, то есть включая 365 (366) день в году третьего года;
- судом не учтено, что при проведении открытого конкурса наряду с нормами Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" подлежат применению и положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- в момент подведения итогов открытого конкурса ИП Макаровым А.И. не подтверждено право собственности либо иное законное основание владения транспортным средством ГАЗ A64R45 г.р.з. Т018УК; к заявке ИП Макарова А.И. не приложен договор лизинга между ООО "СТС" и ПАО "Сбербанк", а так же согласие (разрешительное письмо) лизингодателя о сдаче в субаренду транспортного средства;
- ИП Макаровым А.И. не подтверждено наличие в транспортных средствах безналичной системы оплаты.
В предоставленных до начала судебного заседания возражениях на апелляционную жалобу заинтересованное лицо и ИП Макаров А.И. просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Также до начала судебного заседания от Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области поступило письменное ходатайство о замене стороны ее правопреемником - Министерством строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (с приложением Указа Губернатора Омской области от 18.04.2019 N 57), которое судом апелляционной инстанции удовлетворено по правилам статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Трансавто" поддержали требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение от 17.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-4699/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Министерства и ИП Макарова А.И. с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, возражения на нее, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области принято распоряжение от 21.01.2019 N 10-р "О проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу автомобильным транспортом на территории Омской области", по исполнению которого была размещена информация в сети "Интернет" о проведении открытого конкурса на осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Согласно извещению "О проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области" (приложение N 1 к распоряжению от 21.01.2019 N 10-р) прием заявок на участие в конкурсе осуществлялся организатором торгов с 28.01.2019 по 28.02.2019.
Дата проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 01.03.2019.
Дата рассмотрения заявок с 04.03.2019 до 06.03.2019.
Дата проведения итогов конкурса - 07.03.2019.
Всего на конкурс выставлен 1 лот "Об осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту N 100 (межмуниципальный маршрут) "Омск-пос.Магистральный".
Согласно протоколу от 06.03.2019 N 2 на участие в конкурсе по лоту N 1 "Омск-пос.Магистральный" поступило 5 заявок: ИП Макаров А.И., ИП Торопов В.А., ООО "Трансавто", ИП Трофимчук В.М., ИП Гаврилов М.С.
По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, все лица допущены к участию в конкурсе и признаны его участниками.
Согласно протоколу от 07.03.2019 N 3 победителем конкурса по лоту N 1 признан ИП Макаров А.И., ООО "Трансавто" указано в списке под N 2.
Не согласившись с результатами открытого конкурса, полагая, что конкурсной комиссией были допущены нарушения при определении победителя конкурса, ООО "Трансавто" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
17.06.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 249 Кодекса).
Как следует из материалов дела, ООО "Трансавто" обратилось с заявлением о признании незаконным решения Министерства, оформленного протоколом оценки, сопоставления заявок и подведения итогов конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области от 07.03.2019 N 3 в отношении участников открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу автомобильным транспортом на территории Омской области по маршруту N 100 "Омск- пос.Магистральный" ООО "ТрансАвто" и ИП Макарова А.И.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Министерством при принятии решений, изложенных в протоколе оценки, сопоставления и подведения итогов конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области от 07.03.2019 N 3, по результатам проведенного открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области, нарушений действующего законодательства допущено не было.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соответствующими нормативными положениями и доводами подателя апелляционной жалобы, поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно статье 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
Согласно статье 23 Федерального закона N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);
6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 24 Закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества.
Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе по следующим критериям:
- опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником (пункт 2);
- влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (пункт 3).
Шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий (пункт 4 статьи 24 Закона N 220-ФЗ).
Порядок и условия проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Омской области утвержден приказом Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области от 28.12.2015 N 64.
Согласно пункту 36 Положения комиссия по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Омской области осуществляет оценку и сопоставление заявок в соответствии со Шкалой.
Пунктам 2 Шкалы в редакции Приказа N 64 от 07.12.2018, действующей на момент объявления и проведения спорного открытого конкурса, установлено, что опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок.
Опыт отсутствует 0,
Опыт 1 год +1,
Опыт от 2 до 3 лет +2,
Опыт более 3-х лет + 3.
Апелляционная коллегия отмечает ошибочность позиции заявителя о том, что опыт более 3-х лет может составлять 3 года и 1 день, поскольку вышеуказанные положения пункта 2 Шкалы действуют в совокупности, а не по отдельности. По обоснованному замечанию Министерства, заявитель не учитывает требование о том, что перед оценкой заявки по данному критерию опыт осуществления регулярных перевозок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должен быть исчислен исходя из количества полных лет, что прямо предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 24 Закона N 220-ФЗ.
Таким образом, изначально опыт осуществления регулярных перевозок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей исчисляется в полных годах, а затем сопоставляется и оценивается в соответствии со Шкалой.
ООО "Трансавто" в своей заявке на участие в открытом конкурсе приложена нотариально заверенная копия временного договора N 193-вр об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования, согласно которой период осуществления регулярных перевозок ООО "Трансавто" составляет 3 года и 3 месяца (от даты подписания договора 08.12.2015 по дату оценки, сопоставления заявок и подведения итогов конкурса 07.03.2019).
Таким образом, опыт осуществления регулярных перевозок заявителя равен 3 полным годам (не более и не менее, без дней, неделей или месяцев), что согласно Шкале оценивается в 2 балла.
Таким образом, заявки участников конкурса оценены по критерию опыта осуществления регулярных перевозок в полном соответствии с действующим законодательством.
Довод заявителя о том, что более поздняя редакция Шкалы положена в основу принятого Арбитражным судом Омской области решения - не соответствует действительности, так как поздняя редакция Шкалы содержит совершенно иную систему оценок по данному критерию, чем это указано в решение суда первой инстанции.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о том, что к регулированию спорных отношений подлежит применению Федеральный закон 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 220-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением,, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Закон N 44-ФЗ не распространяет свое действие на отношения, регулируемые Законом N 220-ФЗ (кроме тех, которые установлены статьей 14 Закона N 220-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, утверждение Министерством Положения о порядке и условиях проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Омской области полностью соответствует действующему законодательству.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о необходимости применения положений Закона N 44-ФЗ при проведении открытых конкурсов на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории Омской области, проведение которых регулируется статьями 21-24 Закона N 220-ФЗ.
Также суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что в момент подведения итогов открытого конкурса ИП Макаровым А.И. не подтверждено право собственности либо иное законное основание владения транспортным средством ГАЗ A64R45 г.р.з. Т018УК, со ссылкой на то, что к заявке ИП Макарова А.И. не приложен договор лизинга между ООО "СТС" и ПАО "Сбербанк", а также согласие (разрешительное письмо) лизингодателя о сдаче в субаренду транспортного средства
В соответствии с подпунктом 7 пункта 20 вышеназванного Положения, утвержденного приказом Министерства промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области от 28.12.2015 N 64, заявитель подает заявку на участие в конкурсе, в том числе с приложением следующих документов: сведения о транспортных средствах, выставляемых на маршруты регулярных перевозок автомобильным транспортом, соответствующих требованиям, указанным в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок по маршруту на территории Омской области, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, входящие в соответствующий лот, по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению, с приложением: копий документов о праве собственности или ином законном основании на вышеуказанные транспортные средства; документов, подтверждающих наличие влияющих на качество перевозок характеристик транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.
В заявке ИП Макарова А.И. в отношении вышеуказанного транспортного средства представлены копия паспорта транспортного средства 52 ОС 333009 (далее - ПТС), копия свидетельства о регистрации транспортного средства 55 52 N 299490 (далее - свидетельство), копия договора аренды транспортного средства от 25.12.2018, заключенного между ООО "Сибирский Транспортный Союз" (ООО "СТС") и ИП Макаровым А.И. (далее - договор аренды), и акт приема-передачи транспортного средства от 25.12.2018.
Согласно свидетельству лизингополучателем (владельцем) транспортного средства является ООО "СТС".
В соответствии с договором аренды, который является для ИП Макарова А.И. правоустанавливающим документом на транспортное средство, оно передается со стороны ООО "СТС" ИП Макарову А.И. в безвозмездное пользование. Арендодатель ООО "СТС" подтверждает, что указанный автомобиль никому не обещан, не продан, не является предметом залога, в споре и под арестом не состоит.
Таким образом, согласно представленным с заявкой документам право безвозмездного пользования является для ИП Макарова А.И. законным основанием на вышеуказанное транспортное средство.
При таких обстоятельствах не учет конкурсной комиссией данного транспортного средства в общем количестве транспортных средств, предлагаемых участником конкурса к осуществлению регулярных перевозок по лоту открытого конкурса, будет нарушать права ИП Макарова А.И.
Довод заявителя о том, что ООО "СТС" неправомерно передано ТС в аренду ИП Макарову А.И., не соответствует действительности, так как по требованию суда первой инстанции ИП Макаровым А.И. представлены договор лизинга между ООО "СТС" и ПАО "Сбербанк" и согласие лизингодателя о сдаче в аренду транспортного средства.
При этом согласно пункту 38 Положения проверка предоставленной участниками конкурса информации, осуществление запросов информации у третьих лиц, государственных органов является правом, а не обязанностью конкурсной комиссии. Взаимоотношения между собственником транспортного средства ПАО "Сбербанк" и лизингополучателем (владельцем ТС) ООО "СТС" не являются предметом проверки для конкурсной комиссии и выходят за рамки ее компетенции.
Кроме того, организатор конкурса, либо конкурсная комиссия не уполномочены законом признавать договоры, заключенные между хозяйствующими субъектами, недействительными.
На основании вышеизложенного конкурсная комиссия при оценке заявки ИП Макарова А.И. действовала в полном соответствии с действующим законодательством.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что ИП Макаровым А.И. не подтверждено наличие в транспортных средствах безналичной системы оплаты, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Пунктом 3.6 приложения N 5 Шкалы установлено количество баллов, которое присваивается транспортному средству, предлагаемому участником конкурса для осуществления регулярных перевозок, за наличие влияющих на качество перевозок характеристик транспортных средств, а именно за наличие системы безналичной оплаты проезда присваивается 0,25 баллов.
Под системой безналичной оплаты проезда понимается технологический комплекс, технически, программно и организационно обеспечивающий возможность использования непосредственно в транспортном средстве электронных средств платежа для оплаты проезда пассажиров, в том числе льготной категории граждан, проживающих на территории Омской области, либо возможность осуществления безналичных расчетов пассажиров за проезд.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 20 Положения заявитель подает заявку на участие в конкурсе с приложением документов, подтверждающих наличие влияющих на качество перевозок характеристик транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок.
Документами, подтверждающими наличие системы безналичной оплаты проезда, могут являться договоры либо другие документы, из которых должна устанавливаться возможность пользования данной системой заявителем.
Вышеуказанные разъяснения Приказа N 64 в части начисления баллов за наличие системы безналичной оплаты проезда давались, в частности, ИП Доронкину В.Г. еще до проведения конкурса (копия письма находится в материалах дела).
В составе заявки у ИП Макарова А.И. приложен договор от 09.01.2018 N 1 о возмещении затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду отдельным категориям граждан, проживающих на территории Омской области, заключенный с Министерством труда и социального развития Омской области (далее - договор).
Пунктом 3.1.3 договора установлена обязанность перевозчика обеспечить выход на маршрут транспортных средств с транспортными терминалами, соответствующими требованиям, определенным в требованиях к обслуживанию. В случае выхода из строя транспортного терминала обеспечить движение транспортного средства до конечного остановочного пункта с транспортным терминалом, соответствующим требованиям, определенным в требованиях к обслуживанию.
В соответствии с пунктом 3.3.3 договора Министерство труда и социального развития Омской области обязуется организовывать и координировать информационное и технологическое взаимодействие между сторонами в целях реализации настоящего договора в случаях, предусмотренных законодательством.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, ИП Макаровым А.И. в составе заявки приложены документы, подтверждающие наличие системы безналичной оплаты проезда в транспортных средствах. Ссылка ООО "Трансавто" на то, что договор от 09.01.2018 не подтверждает наличие права собственности и (или) иного права на транспортные терминалы, предназначенные для безналичного расчета, соответственно, использование безналичного расчета в поданной заявке не подтверждено, подлежит судом отклонению как бездоказательная. Вышеуказанным договором предусмотрен определенный порядок взаимодействия между перевозчиком и уполномоченным органом, осуществление которого возможно не иначе как при наличии реально существующих транспортных терминалов.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерством при принятии решений, изложенных в протоколе оценки, сопоставления и подведения итогов конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области от 07.03.2019 N 3, по результатам проведенного открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам автомобильным транспортом на территории Омской области, нарушений действующего законодательства допущено не было.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя - ООО "Трансавто". Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.06.2019 по делу N А46-4699/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Трансавто" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.07.2019 N 5231.
Заменить заинтересованное лицо по делу N А46-4699/2019 Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области на Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4699/2019
Истец: ООО "ТРАНСАВТО"
Ответчик: Министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области
Третье лицо: ИП Гаврилов Мазаил Степанович, ИП Макаров Александр Иванович, ИП Торопов Виталий Александрович, ИП Трофимчук Виктор Михайлович, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяяйства Омской области
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5577/19
05.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10202/19
17.06.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-4699/19
18.03.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-4699/19