г. Санкт-Петербург |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А21-964/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Шунин А.В. по доверенности от 15.01.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19472/2019) ООО "Автостеп" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.06.2019 по делу N А21-964/2019 (судья И.С.Сергеева), принятое
по заявлению Калининградской областной таможни
к ООО "Автостеп"
о взыскании утилизационного сбора
установил:
Калининградская областная таможня (ОГРН 1083925999992, место нахождения: г. Калининград, ул. Артиллерийская, д. 26, стр. 1; далее - Таможня) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Автостеп" (ОГРН 1073917002830, ИНН 3917034020; место нахождения: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Дружный, ул. Дзержинского, 246 Б; далее - Общество) утилизационного сбора в сумме 3 469 500 рублей, пени за просрочку уплаты в сумме 11 275,88 рублей на 04.10.2018 г. и пени по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно.
Решением суда от 03.06.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт об отказе таможне в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ответчик указывает, что в отношении ввезенного товара утилизационный сбор не подлежит уплате, поскольку товар представляет собой б/у автомобиль, предназначенный для разборки на части, узлы и агрегаты, что не предполагает его эксплуатацию по прямому назначению, товар после ввоза не эксплуатировался.
В судебном заседании представитель Таможни против удовлетворения жалобы возражал по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом ввезен на таможенную территорию Евразийского экономического союза по декларации на товар N 10012210/060918/0003602 (далее - ДТ) транспортное средство: автомобиль грузовой тягач седельный, для разборки на запчасти, узлы и агрегаты (согласно графе 31 ДТ), марка "SCANIA", модель R480, 2011года выпуска, идентификационный номер: XLER4X20005263377, тип двигателя: дизельный, объем двигателя 12740 куб си., мощность двигателя 480 л/с/353 КвТ, полная масса: 19000 кг, пробег: 819377 куб. см., цвет: белый, количество осей: 2, экологический класс-5, количество мест-2, кондиционер- R134A, грузоподъемность-10687 кг (далее -транспортное средство, товар). Код товара - 8701209014 ТН ВЭД ЕАЭС.
Товар выпущен 06.09.2018 в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны без уплаты утилизационного сбора.
По результатам проверки документов и сведений, представленных при таможенном декларировании товара, таможней выявлен факт неуплаты утилизационного сбора в отношении ввезенного товара, определен размер подлежащего уплате утилизационного сбора в сумме 3 469 500 рублей, а также размер пени за просрочку его уплаты за период с 22.09.2018 по 04.10.2018 в сумме 11 275 рублей 88 копеек, о чем Обществу направлено уведомление от 04.10.2018 о необходимости уплаты утилизационного сбора и пени. Указанное уведомление возвращено отправителю с отметкой ФГУП "Почта России" об истечении срока хранения.
Отсутствие уплаты Обществом утилизационного сбора и пени послужило основанием для обращения таможни в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 24.1 названного Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Таким образом, в целях обеспечения экологической безопасности утилизационный сбор подлежит уплате за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Как верно указано судом первой инстанции, ввезенное Обществом транспортное средство не подпадает под исключения, перечисленные в означенном пункте статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности, и по своей сути призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию и не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
Обжалуя решение суда, податель жалобы указал, что согласно декларации Обществом ввезено на территорию Российской Федерации не транспортное средство, а запасные части в виде транспортного средства, характеристики которого описаны в декларации, на основании чего утилизационный сбор является незаконным.
Означенный довод подлежит отклонению апелляционным судом, поскольку сведения о предполагаемой цели использования ввозимого товара не могут однозначно свидетельствовать о том, что товар будет разобран на запчасти и не будет предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования.
Кроме того, как следует из графы 31 ДТ, декларантом заявлен к ввозу именно автомобиль грузовой - тягач седельный, б/у, для разборки на запчасти, узлы и агрегаты, что полностью соответствуют заявленному в 33 графе ДТ коду товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8701209014.
Данный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС соответствует: "тягачи седельные - с момента выпуска которых прошло более 7 лет".
Графа 25 ДТ "вид транспорта на границе" содержит код 90. Согласно Приложению 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 "О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов" код 90 свидетельствует о том, что транспортное средство перемещалось в качестве товара своим ходом.
Данное обстоятельство также подтверждается представленным в материалы дела Актом таможенного осмотра от 06.09.2018 с фототаблицей, согласно которым транспортное средство на ходу.
Предметом внешнеэкономической сделки является именно автомобиль грузовой - тягач седельный, что следует из: контракта, инвойса, CMR, документа, подтверждающего экологический класс транспортного средства, заключения об идентификации транспортного средства, представленных декларантом при совершении таможенных операций. Во всех перечисленных документах товар описан как автомобиль грузовой - тягач седельный, все эти документы представлены в комплекте декларации на товары.
В силу изложенного то обстоятельство, что ввезенное транспортное средство предназначалось для разборки на запчасти, узлы и агрегаты и не предназначено для использования на дорогах общего пользования, правового значения не имеет, поскольку не освобождает Общество как лицо, осуществившее ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, от обязанности уплатить утилизационный сбор. При этом уплата утилизационного сбора при ввозе транспортного средства в Российскую Федерацию не поставлена в зависимость от выпуска транспортного средства в обращение. Аналогичный подход по вопросу об уплате утилизационного сбора содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 23.08.2018 N 307-КГ18-11866.
К тому же следует учитывать, что образовавшиеся в результате разборки запчасти в дальнейшем также подлежат утилизации, то есть оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств.
На основании вышеизложенного следует вывод о правомерности предъявления таможенным органом требования о взыскании с Общества утилизационного сбора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291) утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Транспортные средства, выпущенные в обращение на территории Российской Федерации, категорий N 1, N 2, N 3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий, свыше 12 тонн, но не более 20 тонн включены в пункт 10 раздела II указанного Перечня. В соответствии с Перечнем базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении вышеуказанного транспортного средства равна 150 000 рублей (примечание 7 к Перечню), коэффициент расчета суммы утилизационного сбора - 23,13.
Перечнем определено, что размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
Следовательно, размер утилизационного сбора в рассматриваемом случае правильно определен таможней в размере 3 469 500 рублей (150 000 руб. х 23,13).
Названным выше постановлением Правительства РФ утверждены также и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, согласно пункту 3 которых взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце 2 пункте 3 статьи 24.1 Закона N 89, осуществляет Федеральная таможенная служба.
В отношении ввезенного Обществом в Российскую Федерацию транспортного средства взимание утилизационного сбора осуществляет Калининградская областная таможня.
Пунктом 11 (2) Правил установлена обязанность плательщика по предоставлению в таможенный орган в течение 15 дней с момента выпуска колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования), документов, подтверждающих правильность исчисления суммы утилизационного сбора, предусмотренных пунктами 11 и 14 Правил.
Пунктом 11 Правил к таким документам отнесены:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", приведенный в приложении N 1 к Правилам;
б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, приведенное в приложении N 2 к Правилам, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Пунктом 15 (1) Правил установлено, что в случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. Названный порядок уведомления Таможней соблюден.
Следовательно, поскольку Общество в добровольном порядке не уплатило утилизационный сбор, суд правомерно заключил об обоснованности заявленных таможенным органом требований.
Расчет заявленных Таможней пени за неуплату утилизационного сбора ответчиком не оспорен, судом проверен, признан правильным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования таможни о взыскании пени за неуплату утилизационного сбора.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.06.2019 по делу N А21-964/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-964/2019
Истец: Калининградская областная таможня
Ответчик: ООО "Автостеп"