город Омск |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А46-7291/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10111/2019) акционерного общества "Полигон" на решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2019 по делу N А46-7291/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению регионального отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406290571, ОГРН 1045402505268) к акционерному обществу "Полигон" (ИНН5501185680, ОГРН1175543036041) о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Омского межрайонного природоохранного прокурора,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Полигон" - Кудря В.С.по доверенности от 09.01.2019 N 13 сроком действия по 31.12.2019; Клименков А.В. по доверенности от 12.04.2019 N 17 сроком действия по 31.12.2019;
от регионального отдела экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу - Саввина О.В. по доверенности от 09.01.2019 N 06 сроком действия до 31.12.2019;
от Омского межрайонного природоохранного прокурора - Вознюк В.В. (личность и полномочия установлены на основании служебного удостоверения);
установил:
Региональный отдел экологического надзора Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу (далее - заявитель, административный орган, департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Полигон" (далее - заинтересованное лицо, общество, АО "Полигон") к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 02.07.2019 по делу N А46-7291/2019 заявление удовлетворено. АО "Полигон" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что АО "Полигон" осуществляется деятельность по накоплению отходов, не предполагающая получение лицензии. Административным органом срок накопления отходов исчислен с даты открытия площадки, однако, по мнению заинтересованного лица, данный срок должен быть исчислен с момента непосредственного начала складирования отходов. Общество утверждает, что по истечении предельного срока накопления АО "Полигон" отходы перемещались на другую площадку, и накопление прекращалось. Податель апелляционной жалобы указывает на наличие намерений по введению в эксплуатацию межмуниципального центра обращения с отходами и получению лицензии на деятельность по обращению с отходами, а также на невозможность реализации таковых в силу обстоятельств, оцениваемых заинтересованным лицом как объективные.
В письменном отзыве на жалобу департамент просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителями общества поддержаны доводы жалобы. Представители департамента и Омского межрайонного природоохранного прокурора возразили против удовлетворения поданной АО "Полигон" жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Омской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности АО "Полигон" в части обращения с отходами производства и потребления, в результате которой установлено, что обществом осуществляется накопление отходов на 2 площадках накопления (временного хранения), находящихся на земельном участке с кадастровым номером 55:20:131103:358, расположенном в 2 970 м по направлению на юго-восток относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: Омский район, с. Надеждино, ул. Юбилейная, д. 4А, где производится накопление отходов IV и V класса опасности.
Указанный выше земельный участок находится в собственности АО "Полигон", номер записи о государственной регистрации права 55:20:131103-55/050/2018-7 от 10.01.2018, площадь участка составляет 400 000 кв. м. При этом первая площадка (площадка N 1) накопления (временного хранения) организована в соответствии с приказом АО "Полигон" от 29.12.2017 N 7. На основании приказа от 30.11.2018 N 15/2 АО "Полигон" закрыло площадку N 1 для приема отходов, в том числе для складирования отходов IV и V классов опасности.
Результаты проверки направлены в департамент письмом Омского межрайонного природоохранного прокурора от 04.01.2019 N 7-9-19/435.
Установив, что АО "Полигон" в нарушение требований действующего правового регулирования отходы с указанной выше площадки не вывезены и размещаются на таковой на протяжении периода более 11 месяцев, 11.04.2019 должностное лицо департамента составило в отношении общества протокол об административном правонарушении N Т-277, согласно которому в действиях АО "Полигон" усмотрены признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Заявив об изложенных выше обстоятельствах, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования принятого по делу решения.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объективной стороной правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.
Таким образом, в целях установления наличия в действиях субъекта объективной стороны указанного правонарушения подлежат установлению факты осуществления субъектом соответствующей предпринимательской деятельности, наличия нормативно установленной обязанности лицензирования такой предпринимательской деятельности и отсутствия у субъекта соответствующей лицензии (разрешения).
Субъективная сторона правонарушения может быть выражена в форме умысла или неосторожности.
Субъектами ответственности могут быть граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензируемым органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
В силу статей 3 и 8 Федерального закона N 99-ФЗ при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию (пункт 30 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействии отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья устанавливаются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В силу положений статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - как хранение и захоронение отходов.
Поименованная статья Федерального закона N 89-ФЗ определяет хранение отходов как складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Следовательно, складирование (накопление) отходов в течение периода, превышающего своей длительностью 11 месяцев, признается хранением.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
Статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 9 Федерального закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом положений Федерального закона N 89-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Органами государственного контроля (надзора) установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение требований действующего законодательства АО "Полигон" осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности (мусор от офисных и бытовых помещений код 7 33 100 01 72 4, отнесенный к IV классу опасности, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) код 7 31 110 01 72 4) в отсутствие лицензии. Местом складирования отходов является Надеждинская свалка, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 55:20:131103:358, в 2 970 м по направлению на юго-восток относительно нежилого строения, имеющего почтовый адрес: Омский район, с. Надеждино, ул. Юбилейная, д. 14А.
Согласно поданной 25.01.2019 АО "Полигон" в органы Росстата форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2018 год в общество поступило отходов из других хозяйствующих субъектов 158 148 т (72 813 т -
IV класса опасности, 85 335 т - V класса опасности), а также образовалось 1,2 т собственных отходов IV класса опасности.
АО "Полигон" представлены паспорта отходов IV класса опасности.
В соответствии с договором N 257/2018, заключенным между бюджетным учреждением г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" и заинтересованным лицом, БУ г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" передало обществу отходы в количестве 302,565 т, что следует из представленного в дело акта выполненных работ от 31.03.2018 N 332 на сумму 128 590 руб. 13 коп.
Согласно справке от 13.03.2019 N 31, выданной департаменту обществом, количество отходов, накопленных на площадке N 1 для накопления (временного хранения) отходов за период с 01.01.2018 по 30.11.2018 составляет 68 391,6 т (ТКО), 80 657,4 т (КГМ), всего 149 049 т.
Доказательства окончания складирования отходов на площадке N 1 по истечении 11 месяцев со дня приема или получения обществом лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами в материалы дела не представлены.
Следовательно, в действиях АО "Полигон" присутствует событие вмененного ему в вину административного правонарушения, поскольку материалами дела подтверждаются обстоятельства складирования обществом отходов на указанной выше площадке в течение периода, превышающего 11 месяцев, то есть хранения таковых.
Ссылка общества на то, что оно не осуществляло размещение, а производило накопление отходов, что не требует получения лицензии, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку как указывалось выше, хранением отходов является их складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Отклоняя доводы о несогласии с исчислением начала периода складирования АО "Полигон" отходов, суд апелляционной инстанции принимает во внимание собранные в деле доказательства. Так, из выданной подателем апелляционной жалобы справки от 13.03.2019 N 31 следует, что данный процесс начат 01.01.2018. Из представленного в дело акта выполненных работ от 31.03.2018 N 332 следует, что на основании заключенного с БУ г. Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" договора накопление отходов начато в марте 2018 года.
Таким образом, по состоянию на дату составления департаментом протокола об административном правонарушении N Т-277 и рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции и привлечения АО "Полигон" к ответственности предусмотренный законом одиннадцатимесячный срок был превышен, и в действиях общества присутствовало событие административного правонарушения.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного КоАП РФ, судом и апелляционной инстанций не установлено.
Административное наказание назначено судом первой инстанции в пределах санкции части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в минимальном размере (40 000 руб.) с учетом всех обстоятельств дела и в пределах давностного срока привлечения к административной ответственности.
Оснований для признания правонарушения малозначительным или замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение не установлено.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив требования административного органа.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Полигон" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 02.07.2019 по делу N А46-7291/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7291/2019
Истец: РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ДЕПАРТАМЕНТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО СИБИРСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Ответчик: АО "ПОЛИГОН"
Третье лицо: Омский межрайонный природоохранный прокурор