г. Самара |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А65-8460/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 сентября 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Лихоманенко О.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещён,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе города Казани Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2019 года по делу N А65-8460/2019 (судья Хасаншин И.А.),
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе города Казани Республики Татарстан (ОГРН 1021602835198, ИНН 1655044064), город Казань Республики Татарстан,
к обществу с ограниченной ответственностью "Инженерные Сети Радиант" (ОГРН 1081690038814, ИНН 1655159900), город Казань Республики Татарстан,
о взыскании штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального учета за октябрь 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе города Казани Республики Татарстан (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Инженерные Сети Радиант" (далее - общество) о взыскании 500 рублей штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального учета за октябрь 2017 года.
Решением суда от 10.07.2019 г. в удовлетворении заявления управлению отказано.
Управление, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 14.11.2017 г. общество представило в адрес Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) тип исходная за октябрь 2017 г, а пенсионный фонд принял указанную исходную форму 15.11.2017 г. в 06:27, что подтверждается протоколом проверки отчетности страхователя, в котором отражено: предупреждений, ошибок, грубых ошибок ноль, документ принят, но в исходную форму за октябрь 2017 г. не было включено 1 застрахованное лицо.
Ошибочные сведения были выявлены обществом самостоятельно (14.03.2018 г.) и по ЭКС был отправлен в Пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) на пропущенного сотрудника.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" утв. Правлением Пенсионного фонда РФ постановлением N 83п от 01.02.2016 г. В дополняющей форме страхователем указывается код типа "доп" и отражаются недостающие сведения на тех лиц, которые страхователь ошибочно не указал в исходной форме СЗВ-М.
Однако, по результатам проведенной проверки представленной отчетности Пенсионным фондом ошибочно был установлен факт нарушения предоставления сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, о чем составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.03.2018 г. N 013S1818008155.
Решением от 26.04.2018 г. N 013S19180010043 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 500 руб.
Пенсионным фондом 28.05.2018 г. было выставлено требование N 013S01180010400 об уплате штрафа в добровольном порядке в срок до 20.06.2018 г. в сумме 500 руб.
Поскольку ответчик в добровольном порядке штраф не оплатил, заявитель обратился в суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание финансовой санкции в размере 500 руб. за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (доп.) за октябрь 2017 г.
19.11.2018 г. в рамках дела N А65-35442/2018 был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика финансовой санкции в размере 500 руб., но определением от 18.12.2018 г. в связи с поступившими от должника возражениями, суд на основании ч. 4 ст. 229.5 АПК РФ отменил судебный приказ, что явились основанием для обращения управления в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные управлением требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные п. 2 ст. 6 настоящего Закона, представляются в Пенсионный фонд РФ в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных названным Законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от предоставления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В силу абз. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, что обществом предоставлены сведения по телекоммуникационным каналам связи за октябрь 2017 г. по форме "СЗВ-М" "исходная" в установленный законом срок и были приняты Пенсионным фондом с положительным результатом. Согласно протоколу проверки отчетности общества ошибок Пенсионным фондом не обнаружено. Далее, 14.03.2018 г. обществом самостоятельно была предоставлена "дополняющая" форма отчетности.
Как следует из содержания решения от 26.04.2018 г. N 013S19180010043, общество привлечено к ответственности в связи с неполнотой и недостоверностью представленных сведений за октябрь 2017 г.
Статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ предоставляет страхователю право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст.17 Закона N 27-ФЗ и п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. N 766н (далее - Инструкция), при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда РФ, уведомление об устранении имеющихся расхождений вручается страхователю в течение пяти рабочих дней лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда РФ, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом РФ (протокол проверки).
Согласно п. 37 Инструкции страхователь в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда РФ о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ уточненные индивидуальные сведения.
Между тем, Пенсионным фондом уведомление о представлении соответствующих исправлений ответчику направлено не было, иного в суд не представлено.
Таким образом, Пенсионный фонд выявил указанные расхождения только после того, как общество самостоятельно 14.03.2018 г. направило отчетность по форме дополняющая, тогда как первоначально управлением 14.11.2017 г. был принят без замечаний отчет общества за октябрь 2017 г.
Довод Пенсионного фонда о наличии в действиях общества нарушений ч. 3 ст. 17 Закона 27-ФЗ и обоснованном привлечении страхователя к ответственности, правильно отклонен судом первой инстанции.
При этом суд исходит из того, что по общему правилу, формальный подход к наложению штрафа недопустим, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 2-П от 19.01.2016 г. и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда РФ письмом Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 г. N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 Закона N 27-ФЗ", при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Аналогичная правовая позиция изложена по делам в постановлениях АС Поволжского округа от 14.07.2017 г. N А65-11043/2017, и Одиннадцатого ААС от 09.04.2019 г. N А65-38755/2018, от 22.04.2019 г. N А65-38754/2018.
При таких обстоятельствах суд правильно посчитал, что основания для привлечения общества к ответственности и взыскания штрафа в размере 500 руб. по решению о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 013S19180010043 от 26.04.2018 г. отсутствуют.
Доводы жалобы отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
В рассматриваемом случае, суд правильно пришел к выводу об отсутствии вины предпринимателя в нарушении требований Закона N 27-ФЗ, ст. 15 которого позволяет страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (без указания сроков, в течение которых может быть реализовано данное право).
Из представленных документов следует, что общество самостоятельно (в короткий срок) выявил ошибку в неверно представленных сведениях и предприняло меры к ее устранению, путем направления "дополняющей" формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы (а не исходной) провел проверку представленных сведений и выявил нарушение Закона N 27-ФЗ.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается управлением.
Таким образом, оснований для назначения обществу финансовой санкции, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление сведений по форме СЗВ-М "дополняющей" за октябрь 2017 г., у Пенсионного фонда не имелось.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2019 года по делу N А65-8460/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8460/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань
Ответчик: ООО "Инженерные Сети Радиант", г.Казань