город Омск |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А81-2189/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Сидоренко О.А., Фроловой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7051/2019) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2019 по делу N А81-2189/2019 (судья Садретинова Н.М.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой, ИНН 8904013329, ОГРН 1028900625302 (далее - Департамент, заявитель) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901002135, ОГРН 1028900509538) об оспаривании решения (уведомления) об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект от 09.06.2018 N 89/008/201/2017-13398, об обязании осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объекты,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального унитарного предприятия "Уренгойское городское хозяйство" муниципального образования город Новый Уренгой (далее - Предприятие, третье лицо),
представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились,
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, изложенное в уведомлении об отказе в государственной регистрации от 09.06.2018 N 89/008/201/2017-13398, а также об обязании Управления осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на нежилые помещения 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48.
Определением от 06.03.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Уренгойское городское хозяйство" муниципального образования город Новый Уренгой.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2019 требования Департамента удовлетворены в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что заявитель представил в регистрирующий орган все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанные объекты, в связи с чем основания для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на обозначенные нежилые помещения отсутствовали.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений к ней) в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель настаивает на том, что, в частности помещение N 40 по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48 передано в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования Детская школа искусств N 3 города Новый Уренгой (далее - МБУДО "Детская школа искусств N 3 г. Новый Уренгой", Учреждение), что является основанием для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанный объект недвижимого имущества ввиду наличия противоречия между заявленными и ранее зарегистрированными правами.
Управление также ссылается на то, что регистрация права хозяйственного ведения на помещения в здании возможна при наличии в ЕГРП разделов ЕГРП на такие объекты недвижимости, что исключает возможность открытия одновременно раздела ЕГРП и регистрации в нем вещных прав на здание в целом, и на то, что при государственной регистрации права хозяйственного ведения на помещения в здании одновременно должна быть осуществлена государственная регистрация прекращения вещного права на здание.
Заинтересованное лицо также обращает внимание на то, что заявителем пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на подачу заявления о признании недействительным оспариваемого отказа, следовательно, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.
Департамент в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве (с учетом дополнений к нему) не согласился с доводами и требованиями апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 29 августа 2019 года в 16 часов 30 минут с целью представления Управлением письменных пояснений со ссылкой на имеющиеся доказательства, относительно того обстоятельства, что спорное помещение N 40 относится к тем помещениям, на которые зарегистрировано право оперативного управления МБУДО "Детская школа искусств N 3 г. Новый Уренгой".
23.08.2019 во исполнение определения Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 об отложении судебного заседания Управлением представлены письменные пояснения относительно вышеуказанного обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, письменный отзыв на апелляционную жалобу, дополнения к нему, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Муниципальному образованию город Новый Уренгой на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - здание начальной школы N 2, кадастровый номер 89:11:070101:1171, площадью 3 209,1 кв.м, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, о чём в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 01.04.2013 N 89-89-08/007/2013-506.
Департамент в соответствии с Положением "О порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования город Новый Уренгой", утвержденным решением Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 25.11.2010 N 65, наделен полномочиями по управлению, распоряжению муниципальным имуществом.
Согласно договору от 01.12.2005 N 31, дополнительному соглашению от 18.01.2011 N 34 Предприятию на праве хозяйственного ведения переданы нежилые помещения 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48.
30.08.2017 Предприятие обратилось в Межмуниципальный отдел по городу Новый Уренгой и Тазовскому району Управления с заявлением о регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанные нежилые помещения, являющиеся частью нежилого помещения, принадлежащего муниципальному образованию город Новый Уренгой на праве собственности.
Уведомлением от 09.06.2018 N 89/008/201/2017-13398 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права хозяйственного ведения со ссылкой на пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ), поскольку заявленное к регистрации помещение не состоит на государственном кадастровом учете.
Полагая, что отказ регистрирующего органа затрагивает права и законные интересы заявителя, Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
18.04.2019 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что заявителем пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на подачу заявления о признании недействительным оспариваемого отказа, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что копия уведомления об отказе в государственной регистрации от 09.06.2018 N 89/008/201/2017-13398 получена Департаментом 12.12.2018.
Департамент обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением 01.03.2019, то есть в пределах установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока.
При этом то обстоятельство, что третьему лицу стало известно об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, раньше, чем Департаменту, вопреки доводам Управления, не свидетельствует о том, что заявитель мог узнать об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на обозначенные объекты раньше получения уведомления об отказе в государственной регистрации от 09.06.2018 N 89/008/201/2017-13398.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что заявителем предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на подачу заявления о признании недействительным оспариваемого отказа не пропущен.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральным законом порядке.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ регистратор принимает решение о государственной регистрации прав по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию прав документов при отсутствии предусмотренных законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав.
В силу статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что объект недвижимости - здание начальной школы N 2, кадастровый номер 89:11:070101:1171, площадью 3 209,1 кв.м, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Новый Уренгой, о чём в едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 01.04.2013 N 89-89-08/007/2013-506.
Указанный объект недвижимости поставлен на кадастровый учет.
В соответствии с договором от 01.12.2005 N 31 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, дополнительным соглашением к нему от 18.01.2011 N 34 Предприятию на праве хозяйственного ведения переданы нежилые помещения 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48 (л.д.20-24).
В свою очередь, государственная регистрация права хозяйственного ведения в отношении нежилых помещений 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенных по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, Управлением, приостановлена, поскольку помещение N 40, расположенное на первом этаже, передано в оперативное управление МБУДО "Детская школа искусств N 3 г. Новый Уренгой".
09.06.2018 Управлением в государственной регистрации права хозяйственного ведения в отношении нежилых помещений 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенных по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, отказано в связи с тем, что заявленные к регистрации помещения не состоят на государственном кадастровом учете, кадастровый учет части объекта не осуществлен. Документы, необходимые для постановки части здания на государственный кадастровый учет, заявителем не представлены.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что регистрация права хозяйственного ведения на помещения в здании возможна при наличии в ЕГРП разделов ЕГРП на такие объекты недвижимости, что исключает возможность открытия одновременно раздела ЕГРП и регистрации в нем вещных прав на здание в целом, и о том, что при государственной регистрации права хозяйственного ведения на помещения в здании одновременно должна быть осуществлена государственная регистрация прекращения вещного права на здание, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
Поскольку Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ не установлен порядок осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости, передаваемого на праве хозяйственного ведения, суд первой инстанции обоснованно применил к рассматриваемым правоотношениям по аналогии положения статьи 44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Более того, в соответствии с пунктом 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, учет части помещения в целях фиксации ограничения (обременения) вещного права при сохранении права собственности на помещение в целом, равно как учет помещения как части здания, не приводит к появлению нового объекта недвижимости как объекта гражданских прав, даже если соответствующая переданная в пользование часть нежилого помещения или нежилого здания обладает свойствами обособленности и изолированности. Описание части объекта недвижимости (помещения, здания) является лишь дополнительной характеристикой данного объекта.
При этом следует иметь в виду, что учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения).
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться как всем объектом недвижимости, так и его частями, совершать любые действия в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, сдавать его в аренду.
Из содержания договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.12.2005 N 31 и дополнительного соглашения к нему от 18.01.2011 N 34, заключенного между Департаментом и третьим лицом, следует, что сторонами согласованы состав, расположение и площадь помещений, закрепляемых на праве хозяйственного ведения за МУП "Уренгойское городское хозяйство" (л.д.20-24).
Между сторонами отсутствует спор относительно местоположения, границ и площади объектов передачи в хозяйственное ведение, доказательств обратного Управлением в материалы дела не представлено.
Следовательно, заявитель при заключении договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (с учетом дополнительного соглашения к нему) реализовал полномочия собственника в отношении части принадлежащего ему объекта недвижимости (здания) в соответствии со статьей 209 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что выделенные помещения остаются в пределах границ ранее учтенного объекта недвижимости. Передача части объекта в хозяйственное ведение не влечет образования или создания новых объектов недвижимости, либо изменения уникальных характеристик объекта недвижимости, в связи с чем отсутствуют основания для повторной постановки одного и того же объекта на кадастровый учёт.
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неосуществление постановки на учет заявленных к государственной регистрации помещений не может служить основанием для отказа в государственной регистрации вещного права на указанные помещения, в том числе права хозяйственного ведения.
Утверждения Управления о том, что помещение N 40 по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48 передано в оперативное управление МБУДО "Детская школа искусств N 3 г. Новый Уренгой", что является основанием для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанный объект недвижимого имущества ввиду наличия противоречия между заявленными и ранее зарегистрированными правами, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Так, действительно 31.08.2010 Департаментом издан приказ N 368, которым МБУДО "Детская школа искусств N 3 г. Новый Уренгой" из здания начальной школы N 2, кадастровый номер 89:11:070101:1171, площадью 3 209,1 кв.м, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, выделено нежилое помещение N 40, площадью 3,2 кв.м (л.д.26).
30.01.2013 между Департаментом и МБУДО "Детская школа искусств N 3 г. Новый Уренгой" заключен договор N 105 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, в соответствии с которым за Учреждением закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество.
Согласно приказу Департамента от 22.11.2016 N 758 за МБУДО "Детская школа искусств N 3 г. Новый Уренгой" закреплено муниципальное имущество, в том числе нежилое помещение N 40 на первом этаже, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48 (л.д.111-113).
Вместе с тем согласно выписке из ЕГРН от 14.11.2018, имеющейся в материалах дела, за Учреждением зарегистрировано право оперативного управления на помещения с кадастровыми номерами N N 89:11:070101:2540, 89:11:070101:3117.
Однако доказательств отнесения помещения N 40 к помещениям с указанными кадастровыми номерами материалы дела не содержат.
Кроме того, 27.01.2017 Департаментом издан приказ N 29 о внесении изменений в приказ от 22.11.2016 N 758, в соответствии с которым нежилое помещение N 40 на первом этаже, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, исключено из состава объектов, передаваемых МБУДО "Детская школа искусств N 3 г. Новый Уренгой" в оперативное управление.
20.04.2017 между Департаментом и Учреждением заключено дополнительное соглашение N 22 к договору от 30.01.2013 N 105, которым в приложение N 1 к договору внесены изменения, нежилое помещение N 40 на первом этаже, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, исключено из состава помещений, передаваемых Учреждению (л.д.114-115).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности того обстоятельства, что помещение N 40, расположенное по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, относится к тем помещениям, на которые зарегистрировано в установленном законом порядке право оперативного управления МБУДО "Детская школа искусств N 3 г. Новый Уренгой".
Более того, Управлением Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу в пояснениях от 22.08.2019 N 02-06577/19 фактически признано, что вещные права на помещение 40 не зарегистрированы (страница 2 указанных пояснений).
Принимая во внимание, что заявителем представлены в Управление все предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48, доказательств обратного Управлением в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации у заинтересованного лица отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на указанные объекты недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным отказа Управления в государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48.
Частью 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, учитывая предложенный Департаментом в заявлении, поданном в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, способ защиты нарушенного права, суд первой инстанции с целью восстановления нарушенного права обоснованно возложил на Управление обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем осуществления государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилые помещения 40, 59, 60, 61, 62, 63 (первый этаж) общей площадью 33,5 кв.м, расположенные по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, район Лимбяяха, микрорайон Приозерный, дом 48.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как Управление освобождено от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.04.2019 по делу N А81-2189/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий судья |
Е.П. Кливер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2189/2019
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой
Ответчик: Управление федеральной службы регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: МУП "УРЕНГОЙСКОЕ ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ, Департамент имущественных отношений Администрации города Новый Уренгой, Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3931/20
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5380/19
03.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7051/19
18.04.2019 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-2189/19