г. Саратов |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А12-14363/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.В. Пузиной, рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лакки" (115184, г. Москва, ул. Татарская Б., д. 35, стр. 2, ком. 25, ИНН 9705105070, ОГРН 1177746849147)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2019 года по делу N А12-14363/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья В.В. Репникова),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лакки" (115184, г. Москва, ул. Татарская Б., д. 35, стр 2, ком. 25, ИНН 9705105070, ОГРН 1177746849147)
к Комитету промышленности и торговли Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 15, ИНН 3445126211, ОГРН 1123460004326)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лакки" (далее - ООО "Лакки", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету промышленности и торговли Волгоградской области (далее административный орган, Комитет), об отмене постановления по делу об административном правонарушении N 103 от 04.04.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2019 года в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Лакки" о признании незаконным и отмене постановления Комитета промышленности и торговли Волгоградской области N 103 от 04.04.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде предупреждения, отказано.
ООО "Лакки" не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным органом. Административным органом при вынесении постановления допущены существенные процессуальные нарушения. В протоколе отсутствуют сведения о том, когда именно совершено правонарушение, при проведении каких контрольных мероприятий, протокол осмотра отсутствует. Выписка из журнала учета объема розничной алкогольной продукции не является надлежащим доказательством факта выявления административного правонарушения. Административным органом нарушены положения Закона N 294-ФЗ (отсутствует акт проверки). Кроме того, вина Общества отсутствует, поскольку 15.09.2018 г. установлен сбой в работе сервера, что подтверждается письмом ООО "Инфотех" от 19.04.2019 г.
Апелляционная жалоба рассматривается в арбитражном суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 12 июля 2019 года.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что административным органом в отношении ООО "Лакки" проведены мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за исполнением отдельных обязательных требований Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) посредством анализа информации, размещенной в личном кабинете Комитета промышленности и торговли Волгоградской области на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка https://service.fsrar.ru/cabinet/home с целью контроля за минимальными розничными ценами на алкогольную продукцию, в отношении организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Волгоградской области.
В результате проведения анализа - Журнала учёта объёма розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции выявлен факт оборота (розничной продажи) алкогольной продукции по чеку 15.09.2018 алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов "водка "Сибирка. На кедровых орешках" крепость 40.000%, объем 0,5л, по цене ниже минимально установленной Приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов".
Административный орган квалифицировал указанные действия по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
20.03.2019 года административным органом по данному факту составлен протокол N 53 об административном правонарушении, при составлении которого присутствовал представитель ООО "Лакки" Потапов С.В. по доверенности от 20.02.2019.
04.04.2019 по результатам рассмотрения административного дела Управлением вынесено постановление N 103 о привлечении ООО "Лакки" к ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде предупреждения.
О месте и времени вынесения постановления заявитель извещён надлежащим образом путем вручения протокола N 53 об административном правонарушении от 20.03.2019, в котором указано о дне, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
ООО "Лакки" с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины заявителя, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ оборотом алкогольной продукции являются закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
В силу статьи 5 Федерального закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится, в том числе, регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта) поставки (за исключением экспорта) и розничной продажи алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (в редакции от 18.06.2018) розничная продажа водки должна осуществляться по цене не ниже 205 рублей за 0,5 литра готовой продукции.
Из материалов дела следует, что ООО "Лакки" по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Энгельса, 22, 15.09.2018 осуществлена продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов "водка "Сибирка. На кедровых орешках" крепость 40.000%, объем 0,5л, по цене 185 руб. 50 коп., что ниже минимальной цены, установленной приказом N 58н.
Обстоятельства правонарушения установлены судом и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами: сведениями, отражёнными в Журнале учёта объёма розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в котором содержатся сведения о розничной продаже алкогольной продукции ниже установленной цены реализации. Указанные обстоятельства и подтверждающие их доказательства отражены в протоколе об административном правонарушении от 20.03.2019 N 53.
ООО "Лакки" факт розничной продажи алкогольной продукции ниже установленной цены реализации не оспаривается.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу пункта 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, в рассматриваемом случае возбужденно с момента составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны место, время и событие административного правонарушения.
Событие - это один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений. При этом, событие правонарушения, как в протоколе об административном правонарушении, так и в иных документах, положенных в основу доказательственной базы по административному делу, должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия).
Подробное описание существа вмененного правонарушения, является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.
В протоколе от 20.03.2019 N 53 об административном правонарушении, составленном в отношении ООО "Лакки" отражено, что согласно чекам 15.09.2018, отражённым в журнале учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенном в личном кабинете комитета промышленности и торговли Волгоградской области на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка https://service.fsrar.ru/cabinet/home предприятием розничной торговли алкогольной продукцией ООО "Лакки", расположенном по адресу: Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Энгельса, 22, осуществлена продажа алкогольной продукции по ценам ниже цен, установленных Приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов "водка "Сибирка. На кедровых орешках" крепость 40.000%, объем 0,5л, реализована по цене 185 руб. 50 коп.
Таким образом, в протоколе об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ указаны место, время и событие административного правонарушения.
Наличие или отсутствие понятых при составлении протокола об административном правонарушении правового значения не имеет, поскольку в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при оформлении такого протокола участие понятых не требуется. Согласно части 25.7 названного Кодекса их присутствие обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 и статьей 28.1.1 названного Кодекса, если не применяется видеозапись.
Права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении указанного процессуального документа соблюдены.
Оснований для признания протокола от 20.03.2019 N 53 об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу не имеется.
Апелляционный суд пришел к выводу о доказанности события вмененного нарушения, поскольку событие правонарушения описано в протоколе лицом, непосредственно обнаружившим правонарушение, и установлены все существенные для дела обстоятельства.
Судами обеих инстанций установлено применение заявителем цен на алкогольную продукцию в нарушение требований законодательства, что свидетельствует о наличии в действиях юридического лица события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Общество в апелляционной жалобе указало об отсутствии в его действиях вины, со ссылкой на ответ ООО "ИНФОТЕХ" от 15.05.2019 о произошедшем сбое 15.09.2018 в работе сервера SET Retail.
Суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ учет объема производства и оборота осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).
В соответствии с пунктом 16 правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 г. N 1459 (далее - Правила) организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 настоящих Правил представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил, в том числе, сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека).
Направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.6 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.03.2016 N 54 формат заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, содержит следующие элементы: чек, ИНН, КПП, адрес, наименование точки продажи, номер кассового аппарата, номер смены, номер чека, время и дата продажи, продукция, цена, штриховой код с федеральной специальной или акцизной марки, линейный штриховой код, литраж.
Фиксация информации в ЕГАИС о розничной продаже алкогольной продукции осуществляется путем сканирования информации, нанесенной на штриховом коде по каждой бутылке и иначе как путем сканирования штрихового кода, нанесенного на бутылку, невозможно.
Оформление розничных продаж маркированной алкогольной продукции на кассе магазина может производиться только с помощью сканера штрих кодов, позволяющих считывать штриховые коды ФСМ/АМ, размещенных на марке. В этом коде зашифровано наименование производителя напитка, дата и время его производства, а также информация о лицензии, на основании которой действует производитель, то есть легальность реализуемой алкогольной продукции. После сканирования она обрабатывается кассовым модулем ЕГАИС и с электронной цифровой подписью организации передается на сервер Росалкогольрегулирования. При завершении оформления чека кассовое программное оборудование организации генерирует xml-файл и отправляет его в универсальный транспортный модуль ЕГАИС, информация о продажах автоматически передается в ЕГАИС.
Данными ЕГАИС факт сканирования и реализации Обществом алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов "водка "Сибирка. На кедровых орешках" крепость 40.000%, объем 0,5л, по цене 185 руб. 50 коп. является подтвержденным.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в момент реализации спорной бутылки водки в программе системы ЕГАИС произошел технический сбой, в материалах дела не имеется.
Общество указало, что реализация алкогольной продукции в магазине по цене ниже установленной произошла вследствие технического сбоя 15.09.2018 г. в работе сервера SET Retail, что подтверждается письмом ООО "Инфотех" от 19.04.2019 г.
Обществом указано, что обеспечение соблюдения требований законодательства о продаже алкогольной продукции по цене, не ниже минимально установленных государством цен, обеспечивается путем использования специального программного обеспечения кассовых аппаратов (ПО SET Retail), автоматически не позволяющего осуществить реализацию алкогольной продукции ниже минимально установленных цен.
Обслуживание соответствующего программного обеспечения и ответственность за его функционирование возложена на специализированную организацию, привлеченную ООО "Лакки" для этих целей - ООО "Инфотех".
Как указало ООО "Лакки" принцип функционирования ПО SET Retail заключается в том, что для каждой марки алкогольной продукции в программу загружается соответствующий ей алкокод, в результате чего, в момент добавления товара на кассе в список покупок ПО SET Retail автоматически проверяет марку алкогольной продукции на соответствие алкокоду, не позволяя осуществить продажу по цене, ниже установленной законодательством.
Правильное функционирование ПО SET Retail зависит от работоспособности сервера, допустимости и целостности баз данных, которые находятся в ведении ООО "Инфотех".
ООО "Лакки" считает, что поддержание нормального функционирования программного обеспечения ПО SET Retail не зависит от ООО "Лакки" по объективным причинам.
В жалобе ООО "Лакки" указало, что помимо установленных цен на продукцию также применяются системы скидок и льгот для отдельных категорий населения (действовала скидка на алкогольную продукцию для пенсионеров). Применение программы ПО SET Retail в случае ее надлежащего функционирования при совершении кассовых операций обеспечивало автоматическое снижение цены на продукцию с учетом предоставляемой скидки до уровня не ниже минимально установленных цен на соответствующую марку алкогольной продукции. В результате сбоя программа при совершении кассовых операций продолжала автоматически снижать цену на алкогольную продукцию с учетом предоставляемых скидок, однако перестала автоматически ограничивать ее нижним пределом, соответствующим минимально установленной цене.
Из части 1 статьи 1.6 указанного Кодекса следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 названного Постановления при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц названный Кодекс формы вины не выделяет (статья 2.2 настоящего Кодекса).
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В данном случае возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у Общества имелась, однако, им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы Общества о том, что поддержание нормального функционирования программного обеспечения ПО SET Retail не зависит от ООО "Лакки" по объективным причинам, поскольку правильное функционирование ПО SET Retail зависит от работоспособности сервера, допустимости и целостности баз данных, которые находятся в ведении ООО "Инфотех", являются несостоятельными.
Использование конкретного кассового программного обеспечения осуществляется по волеизъявлению Общества и должно находиться под его контролем. Выбор программного обеспечения относится к внутренним вопросам организации деятельности ООО "Лакки".
Реализацию алкогольной продукции по заниженной цене осуществляло Общество, которое должно было проконтролировать установление кассовой программой цен на алкогольную продукцию.
Кроме того, при техническом сбое в используемом программном обеспечении, Общество имело возможность не осуществлять розничную торговлю алкогольной продукции до его устранения.
Доказательств невозможности соблюдения ООО "Лакки" вышеизложенных нормативных положений в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств принятия апеллянтом всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Указание Общества на разъяснения позиции ФНС России, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не относящееся к предмету настоящего дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что вина заявителя во вменённом правонарушении административным органом установлена и доказана.
Следовательно, в действиях общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в связи с чем, ООО "Лакки" обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ООО "Лакки" указывает на составление протокола об административном правонарушении не уполномоченным лицом.
Апелляционная коллегия признает указанный довод несостоятельным ввиду следующего.
В соответствии со статьей 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст. 23.50 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе: 1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его заместители; 2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, их заместители; 3) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части розничной продажи алкогольной продукции, их заместители.
На основании подп. 4 пункта 2 статьи 23 Закона N 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота алкогольной продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с Положением о Комитете промышленности и торговли Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 31-п, Комитет реализует полномочия в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Волгоградской области.
На основании пункта 2.4 названного Положения Комитет осуществляет полномочия по региональному государственному контролю (надзору) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Приказом Комитета от 12.03.2015 N 66-од утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в числе которых указан - консультант отдела государственных услуг управления регулирования торговой деятельности Комитета.
Из материалов дела следует, что протокол N 53 об административном правонарушении от 20.03.2019 составлен консультантом отдела государственных услуг управления регулирования торговой деятельности Комитета, т.е. уполномоченным лицом. Заместителем председателя Комитета по торговле- начальником управления регулирования торговой деятельности в оношении Общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 103 от 04.04.19г.
Таким образом, протокол и постановление по делу об административном правонарушении составлены уполномоченными лицами.
Также апеллянтом был заявлен довод о несоблюдении административным органом процедуры проверки, установленной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), а именно не составлены протокол осмотра и акт проверки.
Суд апелляционной инстанции считает данный довод апелляционной жалобы несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ данный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В статье 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ установлен порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В пункте 7 части 1 указанной статьи определено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится, в том числе, наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
Ведение журнала розничной продажи алкогольной продукции установлено приказом Росалкогольрегулирования от 19 июня 2015 года N 164 "О форме журнала учёта объёма розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения".
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ).
В силу части 5 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 названной статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
В рассматриваемом случае названные действия административным органом были произведены, а именно:
в целях пресечения нарушения в отношении ООО "Лакки" составлен протокол от 20.03.2019 N 53 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения указанного Федерального закона процесс возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности не регулируют. Сфера его действия распространяется на контролирующий орган, и установленные им требования обязательны для исполнения при проведении проверки.
Таким меры как составление протокола осмотра и акта проверки при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями не предусмотрены.
Федеральный закон N 294-ФЗ не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, без проведения проверки.
В рассматриваемом случае в ходе мероприятий по контролю без взаимодействия должностным лицом Комитета, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, были непосредственно обнаружены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обнаружение факта совершения административного правонарушения влечёт осуществление административным органом всех последующих действий в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, независимо от оснований и порядка проведения проверки непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, не позволяющих использовать результаты мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, следовательно, поступление полученной в результате таких мероприятий информации о нарушении лицом установленных правил и норм является самостоятельным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в порядке статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Положения Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, мероприятий по контролю, к рассматриваемому случаю не применяются в силу пункта 3 части 3 статьи 1 данного закона.
В рассматриваемом случае в ходе мероприятий по контролю без взаимодействия было установлено событие административного правонарушения, его признаки и состав, что послужило основанием для инициирования процедуры возбуждения производства по делу об административном правонарушении и привлечения виновного лица к административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности проверена судами обеих инстанций, существенных нарушений не допущено.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания вменённого правонарушения малозначительным и применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, перечисленные в статьях 4.1, 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влияющие на размер наказания. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Апелляционный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у апелляционного суда нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 21 июня 2019 года по делу N А12-14363/2019, принятое в порядке упрощённого производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-14363/2019
Истец: ООО "ЛАККИ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ