г. Москва |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А41-14413/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от истца Автономной некоммерческой общеобразовательной организации "Негосударственное образовательное учреждение "Научно-образовательный производственный центр" - Круглов Р.Б. представитель по доверенности от 22 июля 2019 года, Сакунова Ю.А. представитель по доверенности от 23 августа 2019 года,
от ответчика Министерства образования Московской области - Авеличев Д.А. представитель по доверенности от 02 августа 2019 года,
от третьего лица Администрации городского округа Красноармейск - Неудахина О.И. представитель по доверенности от 09 января 2019 года,
от третьего лица Министерства экономики и финансов Московской области - Колесников И.А. представитель по доверенности от 27 декабря 2018 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Негосударственное образовательное учреждение "Научно-образовательный производственный центр" на решение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2019 года по делу N А41-14413/19, принятое судьей Мироновой М.А., по иску Автономной некоммерческой общеобразовательной организации "Негосударственное образовательное учреждение "Научно-образовательный производственный центр" к Министерству образования Московской области о взыскании убытков, третьи лица - Администрация городского округа Красноармейск, Министерство экономики и финансов Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая общеобразовательная организация "Негосударственное образовательное учреждение "Научно-образовательный производственный центр" (далее - истец, АНДОО "НОП ЦЕНТР") обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Московской области в лице Министерства образования Московской области (далее - ответчик, министерство) о взыскании убытков в размере 25 698 000 руб.
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа Красноармейск (далее - администрация), Министерство экономики и финансов Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 105-108 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, АНДОО "НОП ЦЕНТР" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в остальной части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ответчика и третьих лиц возражали против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, АНОО "НОП ЦЕНТР" является социально-ориентированной НКО, имеет государственную аккредитацию Министерства образования Московской области, обучает детей 26 учебный год по программам начального, основного, среднего общего образования в условиях интерната с профильным кадетским обучением за счет субсидии из бюджета Московской области, получаемой в полном объёме до 31 декабря 2016 года.
Истец указал, что в середине учебного года, с 01 января 2017 года Администрация городского округа Красноармейск с Министерством образования Московской области без законных на то оснований прекратили бюджетное финансирование АНОО "НОП ЦЕНТР" по нормативу школы, имеющей интернат с профильным кадетским обучением, выделенное законом Московской области от 26 декабря 2016 года N 175/2016-03 "О бюджете Московской области на 2017 год" для АНОО "НОП ЦЕНТР" и уменьшили субсидии на 30 920 тыс. руб. на 2017 год.
При этом вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2017 года по делу N А41-21873/2017 признано незаконным действие Администрации городского округа Красноармейск, выразившееся в направлении Министерству образования Московской области заявки для расчета субвенции, предоставляемой из бюджета Московской области бюджету городского округа Красноармейск на финансирование АНОО "НОП ЦЕНТР" в 2017 году по количеству 78 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат и профильные 10-11 классы среднего общего образования, оформленное письмом от 15 марта 2017 года N 118Исх-850. Также на администрацию возложена обязанность направить в Министерство образования Московской области для расчета средств субвенции, предоставляемой из бюджета Московской области, скорректированную заявку на финансирование организации в 2017 году с количеством 115 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат с профильными классами начального, основного и среднего общего образования, и направить организации соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского округа Красноармейск за счет средств Московской области в 2017 году на выполнение муниципального задания на оказание образовательных услуг по нормативам для муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих интернат с профильными классами начального, основного и среднего общего образования согласно пункту 2 приложения 2 к Закону Московской области от 07 декабря 2016 года N 154/2016-ОЗ.
В целях исполнения названного решения Администрация г.о. Красноармейск обратилась в Министерство образования Московской области и просила внести изменения в закон Московской области "О бюджете Московской области на 2018 год", предусмотрев дополнительно бюджету г.о. Красноармейск на возмещение расходов в размере 50 331 тыс. руб., в том числе в 2017 году 24 445 тыс. руб. и на 2018 год 25886 тыс. руб. для финансирования АНОО "НОП Центр" по нормативу определённым решением Арбитражного суда, как школы, имеющей интернат с профильным кадетским обучением с 1-го по 11-й классы.
В ответ на данное обращение министерство удовлетворило заявку администрации только на 2018 год, однако в возмещении затрат за 2017 год отказало со ссылкой на отказ Министерства экономики и финансов Московской области.
Истец согласно нормативам должен был получить субсидию в размере 24 445 тыс. руб., включающих в себя зарплату, налоги и учебники.
Истец указал, что ввиду отсутствия обязательного бюджетного финансирования был вынужден привлекать с 1 января 2017 года по настоящее время внебюджетные средства, размер которых составил 26 051 017 руб. 11 коп., в том числе заемные средства в размере 12 273 000 руб., на которые начисляются проценты в соответствии с условиями договоров займа N 1 и N 2.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса. Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу разъяснений, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Согласно разъяснению пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор должен представить доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания факта неисполнения или ненадлежащего исполнения договорного обязательства (противоправности), наличия убытков (вреда), причинной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением договорного обязательства и убытками возложена законом на истца.
Действующее гражданско-правовое регулирование института ответственности по общему правилу исходит из того, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность при наличии вины (пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Таким образом, для удовлетворения иска о взыскании убытков необходимо доказать совокупность обстоятельств, являющихся основанием для привлечения ответчика к названному виду гражданско-правовой ответственности, а именно: нарушение ответчиком взятых на себя обязательств, наличие его вины, размер понесенных истцом убытков и причинно-следственную связь между виновными действиями ответчика и полученными истцом убытками. Недоказанность одного из элементов является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В соответствии с Законом Московской области от N 147/2013-03 12 декабря 2013 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования" (далее - Закон от 12.12.2013 N 147/2013-03) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются:
- государственным полномочием Московской области в сфере образования на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);
- обязаны утверждать муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления прогнозируемую среднегодовую численность обучающихся, получающих образование по общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области (далее - численность обучающихся), учитываемые при расчетах объемов расходов бюджетов муниципальных образований Московской области, на основании которых уполномоченным органом в сфере образования, утверждается прогнозируемая численность обучающихся, учитываемая при расчетах объемов расходов бюджета Московской области на предоставление субвенций на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Московской области N 147/2013-03 (в редакции от 07 декабря 2016 года) органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны обеспечивать эффективное использование субвенций, предоставленных из бюджета Московской области на осуществление государственных полномочий и не допускать их нецелевое использование.
На основании пункта 1.2 Порядка расходования субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение государственных полномочий Московской области в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2013 года N 1141/57, предоставление субсидий частным общеобразовательным организациям в Московской области осуществляется на основании договоров (соглашений) о предоставлении субсидии, заключенных между органами местного самоуправления муниципального образования Московской области и частной общеобразовательной организацией, с условием соблюдения указанными организациями условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Согласно пунктам 2, 3 Порядка расходования субвенций:
- субвенции на обеспечение государственных полномочий в сфере образования предоставляются бюджетам муниципальных образований Московской области в пределах средств, предусмотренных законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели;
- субвенции расходуются исходя из фактической средней численности обучающихся, и в случае, если фактическая численность обучающихся сложилась меньше, чем прогнозируемая, излишне предусмотренные средства подлежат возврату в бюджет Московской области;
- предоставление субвенций осуществляется на основании соглашений, заключаемых Министерством образования Московской области с уполномоченными органами муниципальных образований Московской области.
В соответствии с пунктом 2.8.2.1 Порядка составления проекта бюджета Московской области на очередной финансовый год и плановый период, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 27 марта 2014 года N 215/11 Министерством образования Московской области до 1 июня 2016 года разработан и представлен в Министерство экономики и финансов Московской области расчет средств на предоставление в 2017 финансовом году и плановом периоде из бюджета Московской области субвенций на реализацию полномочий органов государственной власти Московской области, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области) (на основании представленной муниципальными образованиями Московской области численности обучающихся).
В отношении городского округа Красноармейск Московской области сведения о численности обучающихся в АНОО "НОП ЦЕНТР" были определены Министерством образования Московской области в соответствии со сведениями, представленными администрацией городского округа, в том числе:
в классах лицея/гимназии школы-интерната, - 144 человека;
23 января 2017 года - 115 человек (обучающихся в условиях обычных и профильных классов школы);
26 апреля 2017 года - 127 человек (обучающихся в условиях обычных и профильных классов школы);
23 августа 2017 года - 132 человека (обучающихся в условиях обычных и профильных классов школы).
В соответствии с Законом Московской области N 175/2016-03 "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Закон N 175/2016-03) для Администрации городского округа Московской области предусмотрены средства субвенции на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) (далее - финансовое обеспечение) на 2017 год в объеме:
- в редакции от 26 декабря 2016 года - 36758 тыс. руб.;
- в редакции от 10 апреля 2017 года - 5838 тыс. руб. (Закон Московской области N 50/201703 "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов");
- в редакции от 11 июля 2017 года - 6368 тыс. руб. (Закон Московской области N 114/201703 "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов");
- в редакциях от 31 октября 2017 года (Закон Московской области N 178/2017-03 "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"), от 20 декабря 2017 года (Закон Московской области N 217/2017-03 "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов") - 6547 тыс. руб.
Между Министерством образования Московской области и Администрацией 29 декабря 2016 года было заключено и соглашение N 1060 о предоставлении субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение установленных и переданных муниципальным образованиям Московской области государственных полномочий Московской области в сфере образования в 2017 году, дополнительные соглашения к соглашению N 1060: от 23 марта 2017 года, от 10 мая 2017 года, от 25 мая 2017 года, от 09 августа 2017 года, от 20 ноября 2017 года), предусматривающие предоставление субвенции на финансовое обеспечение в объеме 6 547 тыс.руб.
Названное соглашение исполнено сторонами.
Истцом в нарушение требований 65 АПК РФ не представлено доказательств нарушения ответчиком порядка разработки и представления в профильные министерства расчета средств на предоставление в 2017 финансовом году и плановом периоде из бюджета Московской области субвенций на реализацию полномочий органов государственной власти Московской области, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
Кроме того, истцом не представлено доказательств неисполнения либо ненадлежащего исполнения министерством и администрацией соглашения N 1060 о предоставлении субвенций из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на обеспечение установленных и переданных муниципальным образованиям Московской области государственных полномочий Московской области в сфере образования в 2017 году.
Также расчет на предоставление в 2017 финансовом году и плановом периоде из бюджета Московской области субвенций на реализацию полномочий органов государственной власти Московской области, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществлялся на основании представленных муниципальными образованиями Московской области сведениях о численности обучающихся, а настоящий иск заявлен к Министерству образования Московской области.
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2017 года по делу N А41-21873/2017 удовлетворены требования АНОО "НОП ЦЕНТР" к Администрации городского округа Красноармейск об обязании направить в Министерство для расчета средств субвенции, предоставляемой из бюджета Московской области, скорректированную заявку на финансирование АНОО "НОП ЦЕНТР" в 2017 году с количеством 115 человек, обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат с профильными классами начального, основного и среднего общего образования.
При этом судом было установлено, что в ранее направленной Администрацией заявке в Министерство образования Московской области было указано неправильное количество обучающихся по нормативу школы, имеющей интернат и профильные 10-11 классы среднего общего образования.
В целях исполнения названного решения Администрация г.о. Красноармейск обратилась в Министерство образование Московской области и просила внести изменения в закон Московской области "О бюджете Московской области на 2018 год", предусмотрев дополнительно бюджету г.о. Красноармейск на возмещение расходов в размере 50 331 тыс. руб., в том числе в 2017 году 24 445 тыс. руб. и на 2018 год 25 886 тыс. руб. для финансирования АНОО "НОП ЦЕНТР" по нормативу определённым решением Арбитражного суда, как школы, имеющей интернат с профильным кадетским обучением с 1-го по 11 -й классы.
Министерством образования Московской области было направлено предложение в Министерство экономики и финансов Московской области по включению в проект закона М.О. "О внесении изменений в Закон Московской области "О бюджете Московской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" иного межбюджетного трансферта бюджету г.о. Красноармейск для АНОО "НОП ЦЕНТР" на основании решения Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2017 года по делу N А41-21873/17 на возмещение расходов по оплате труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек за 2017 год в размере 25 698 тыс. руб.
Между тем, Министерством экономики и финансов Московской области на предложение ответчика направлен отказ в представлении иного межбюджетного трансферта в соответствии со статьями 242.1, 242.2 БК РФ. Данный отказ в установленном законом порядке не оспорен, не признан недействительным и не отменен.
Таким образом, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности истом противоправности в действиях ответчика, причинно-следственной связи между его действиями и убытками истца, в связи с чем, что в удовлетворении исковых требований правомерно отказано в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 июня 2019 года по делу N А41-14413/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14413/2019
Истец: АНО "Центр непрерывного образования "Наука. Образование. Профессия"
Ответчик: Министерство образования Московской области, ОТДЕЛ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ЗАРАЙСКОМУ О СЕРЕБРЯНО-ПРУДСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ РАЙОНАМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОАРМЕЙСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ