04 сентября 2019 г. |
Дело N А84-1786/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.08.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Градовой О.Г.,
Малышевой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждера А.Р.,
с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" - Несмех А.С. директора на основании приказа N 1 от 21.10.2016, Уманец П.М. по доверенности от 16.08.2019,
представителя Центрального Банка Российской Федерации в лице отделения по г. Севастополю Южного Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации - Дмитриева А.Д. по доверенности N 92АА0424425 от 04.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 июля 2019 года по делу N А84-1786/2019 (судья Минько О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" к Центральному Банку Российской Федерации в лице отделения по г.Севастополю Южного Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" (далее - заявитель, ООО "Ломбард-Автоломбард") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя управляющего отделения по г.Севастополю Южного Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации Соломенника Ю.А. N 19-7086/3110-1 от 10.04.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-67-ЮЛ о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 04 июля 2019 года в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" было отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель указывает на то, что не может быть признан незаконным и непредставленным отчет, в котором кроме необходимых I и III разделом заполнены и другие разделы. Заявитель полагает, что заинтересованное лицо при получении такого отчета имело всю необходимую информацию о деятельности ломбарда. Также заявитель считает, что суд первой инстанции не дал оценку действиям заявителя по заполнению отчетов и направлению их в адрес заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно сведениям о юридическом лице, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" является деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества (ОКВЭД 64.92.6).
В связи с нарушением требований статьи 2.4 Федерального закона N 196-ФЗ и пункта 2 Указания N 3927-У, выразившемся в непредставлении в Банк России Отчета, в соответствии с Указанием Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" (далее - Указание N 4600-У) в адрес ООО "Ломбард-Автоломбард" направлено Предписание Банка России от 06.02.2019 N Т128-99-2/2244 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации (далее - Предписание).
ООО "Ломбард-Автоломбард" предписывалось в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения Предписания:
1. Устранить нарушение законодательства Российской Федерации, указанное в Предписании, направив в Банк России Отчет.
2. Представить в Банк России ответ на Предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в Предписании требований.
Документы, представляемые в Банк России в соответствии с Предписанием, должны быть направлены в электронной форме с электронной подписью уполномоченного лица с использованием Личного кабинета участника финансового рынка.
Предписание содержало информацию о последствиях его неисполнения в установленный срок, в частности о возможности применения мер, предусмотренных частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
ООО "Ломбард-Автоломбард" обязано было выполнить предписание Банка России не позднее 14.02.2019 включительно.
Предписание было направлено в форме электронного документа путём размещения в личном кабинете ООО "Ломбард-Автоломбард" 06.02.2019 в 12:16:31 (регистрационный номер 203650486).
По результатам мероприятий, проводимых в рамках осуществления Банком России контроля за выполнением Предписания, Банк России пришел к выводу о том, что по истечении установленных предписанием сроков Отчет в Банк России не представлен.
03.04.2019 в отношении ООО "Ломбард-Автоломбард" в присутствии законного представителя общества генерального директора ООО "Ломбард-Автоломбард" Несмеха А.С., составлен протокол об административном правонарушении N ТУ-67-ЮЛ-19-7086/1020-1 по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Определением от 04.04.2019 дело об административном правонарушении N ТУ-67-ЮЛ-19-7086/3020-1 назначено к рассмотрению на 10.04.2019 в 11 час. 00 мин.
10.04.2019 заместителем управляющего Отделением банка г.Севастополь Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации, в присутствии законного представителя общества генерального директора ООО "Ломбард-Автоломбард" Несмеха А.С., вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 19-7086/3110-1, которым ООО "Ломбард-Автоломбард" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, и наложен штраф в размере 250 000 рублей. При этом размер административного наказания был определен административным органом с учетом положений пункта 3.2 и пункта 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Ломбард-Автоломбард" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судебная коллегия полагает указанный вывод ошибочным в силу следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Согласно части 9 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения по части 9 статьи 19.5 являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления Банком России в установленном законом порядке контрольных (надзорных) функций, в том числе в сфере контроля исполнения предписаний, выданных в целях устранения выявленных нарушений.
Объективная сторона правонарушения заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания, что предполагает оценку законности (наличия полномочий и оснований выдачи) самого предписания, а с субъективной стороны (виновности) правонарушения - обязательное выяснение существовавшей возможности его исполнения.
На основании статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон N 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В силу части 8 статьи 2, части 4 статьи 2.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ Банк России вправе направлять ломбардам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивать документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в его компетенции; ломбарды обязаны выполнять предписания и запросы Банка России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России.
Статья 76.5 Федерального закона N 86-ФЗ также устанавливает, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Согласно требованиям статьи 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
В соответствии с требованиями пункта 2 Указания Банка России от 30.12.2015 N 3927-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" (далее - Указание N 3927-У) отчет по форме ОКУД 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда", установленной в Приложении 1 к Указанию N 3927-У, за календарный год представляется в Банк России дважды - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
При составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года, заполняются только разделы I и III.
При составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, заполняются разделы I - II, IV - V.
Как следует из материалов дела, в т.ч. из ответа Центра по обработке отчетности в Отделении по Тверской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 05.04.2019 N 79-3- 8/5162ДСП на запрос Отделения по г.Севастополю Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 03.04.2019 N 367-8-5/1502, ООО "Ломбард-Автоломбард" отчеты по форме ОКУД 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда", установленной в Приложении 1 к Указанию N 3927-У, за календарный 2018 год были направлены обществом 18.01.2019, 06.02.2019, 19.02.2019.
Таким образом, материалами дела подтверждаются изложенные в пояснениях ООО "Ломбард-Автоломбард" сведения о том, что во исполнение Предписания от 06.02.2019, в тот же день (06.02.2019), а также 19.02.2019, обществом были направлены отчеты по форме ОКУД 0420890 за календарный 2018 год.
Как следует из правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13, предписание административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела об оспаривании постановления об административном правонарушении, является установление законности предписания, неисполнение которого вменялось обществу. От установления данного обстоятельства зависит разрешение вопроса о наличии либо отсутствии события административного правонарушения.
Предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
В Предписании от 06.02.2019 N Т128-99-2/2244 Банк России указал, что выявленное нарушение состоит в непредставлении в Банк России Отчета, предусмотренного ст. 2.4 Федерального закона N 196-ФЗ и пунктом 2 Указания N 3927-У, предписал устранить указанное нарушение законодательства, направив в Банк России Отчет.
Однако из материалов дела следует, что Отчет о деятельности ломбарда по форме ОКУД 0420890 был представлен ООО "Ломбард-Автоломбард" как 18.01.2019, т.е. до вынесения Предписания, так и во исполнение предписания 06.02.2019 и 19.02.2019.
Указанным выше отчетам, согласно ответу Центра, присвоены входящие номера, что в силу п. 3.1., 3.3. Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600-У подтверждает представление участником информационного обмена электронного документа в Банк России.
Таким образом, требования о представлении Отчета были исполнены ООО "Ломбард-Автоломбард", соответствующие отчеты представлены в Банк России.
В обоснование позиции о неисполнении ООО "Ломбард-Автоломбард" требований, изложенных в Предписании, Банк указывает, что в отчетах, представленных ООО "Ломбард-Автоломбард" 18.01.2019, 06.02.2019, 19.02.2019, были заполнены разделы I-II, IV - V. На этом основании Банком сделан вывод, что представленная отчетность является отчетами по форме ОКУД 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда", установленной в Приложении 1 к Указанию N 3927-У, за календарный 2018 год, представляемыми в Банк России не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного года.
Фактически, согласно позиции Банка, допущенное ООО "Ломбард-Автоломбард" состоит в том, что в представленных формах ОКУД 0420890 не был заполнен раздел III, который подлежал заполнению при представлении первого отчета (не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года), а также были заполнены иные разделы, которые подлежали заполнению при представлении второго отчета (не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года).
Однако названные обстоятельства в Предписании от 06.02.2019 N Т128-99-2/2244 не указаны. В Предписании содержалось требование о представлении Отчета. Данное требование, как указано выше, было исполнено ООО "Ломбард-Автоломбард".
Согласно Приложению 1 к Указанию N 3927-У, в разделе III формы ОКУД 0420890 отражаются следующие сведения: "Потребительские займы с обеспечением в виде залога транспортного средства", "Потребительские займы с обеспечением в виде залога иного имущества" (графы 71-75 Отчета).
Как следует из представленных Центром отчетов ООО "Ломбард-Автоломбард" по форме ОКУД 0420890 от 18.01.2019, 06.02.2019, 19.02.2019, графы 71-75 в отчетах были заполнены Обществом. Таким образом, позиция Банка России о том, что Обществом не был заполнен раздел III отчета, материалами дела не подтверждается. При этом ни в Предписании от 06.02.2019 N Т128-99-2/2244, ни в протоколе об административном правонарушении NТУ-67-ЮЛ-19-7086/1020-1, ни в постановлении о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N19-7086/3110-1 не содержалось указания на то, что ООО "Ломбард-Автоломбард" в раздел III отчета по форме ОКУД 0420890 были внесены неполные или недостоверные данные. По мнению суда, сам факт заполнения ООО "Ломбард-Автоломбард" при предоставлении первого отчета (не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года), иных разделов (II, IV,V), которые подлежали заполнению при представлении второго отчета (не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года), не может быть оценен как неисполнение обязанности по предоставлению отчета.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для привлечения ООО "Ломбард-Автоломбард" к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ.
Соответственно, заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" о признании незаконным и отмене постановления заместителя управляющего отделения по г.Севастополю Южного Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации Соломенника Ю.А. N 19-7086/3110-1 от 10.04.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-67-ЮЛ о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 июля 2019 года подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Принимая во внимание, что в соответствии с требованиями части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается и отсутствуют связанные с рассмотрением настоящего дела судебные издержки, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 04 июля 2019 года по делу N А84-1786/2019 отменить, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" - удовлетворить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление заместителя управляющего отделения по г. Севастополю Южного Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации Соломенника Ю.А. N 19-7086/3110-1 от 10.04.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-67-ЮЛ о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ломбард-Автоломбард" к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1786/2019
Истец: ООО "Ломбард-Автоломбард"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Центральный банк Российской Федерации (банк России) в лице Отделения по г. Севастополь Южного главного управления Центрального банка РФ
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5998/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5998/19
04.09.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2738/19
04.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-1786/19