город Омск |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А46-4472/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10469/2019) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2019 по делу N А46-4472/2019 (судья Третинник М.А),
принятое по заявлению Администрации Пролетарского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области (ИНН 5519078745, ОГРН 1055535004799)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524)
о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 13.03.2018 N КУВД001/2018-7146173/2,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Джурмий Екатерина Андреевна (удостоверение, по доверенности от 09.01.2019 N 20 сроком действия по 31.12.2019);
от Администрации Пролетарского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области - Семенихина Татьяна Александровна (паспорт, по доверенности от 01.08.2019 сроком действия 1 год), глава Косолапов Владимир Юрьевич (удостоверение, на основании решения от 16.11.2015 N 47);
установил:
Администрация Пролетарского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области (далее - Администрация поселения, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости, изложенного в уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) от 13.03.2018 N КУВД-001/2018-7146173/2.
Решением от 20.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-4472/2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что суд первой инстанции не рассмотрел основания приостановления осуществления государственного кадастрового учёта объекта недвижимости, не дал им надлежащей оценки; не указал ни нормативный акт, которому не соответствует решение от 13.03.2018 N КУВД-001/2018-7146173/2, ни на последствия, которые влечет его незаконность.
До начала судебного заседания письменный отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, открытом 22.08.2019, представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 20.06.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-4472/2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации поселения с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, открытом 22.08.2019, в порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 29.08.2019. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте суда в информационно-коммуникационной сети "Интернет".
От Администрации поселения поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, продолженном после перерыва, представители лиц, участвующих в деле, поддержали ранее изложенные процессуальные позиции.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Муниципальное образование "Пролетарское сельское поселение Любинского муниципального района Омской области" имеет в собственности 3/24 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером 55:11:000000:56, в связи с чем 09.11.2018 Администрация поселения обратилась в межмуниципальный Любинский отдел Управления Росреестра по Омской области с заявлением (в электронном виде) N КУВД-001/2018-7146173 об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:56, расположенные в границах Пролетарского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области.
В ответ на указанное заявление Администрацией поселения от регистрирующего органа получено уведомление о приостановлении по правилам пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости от 13.12.2018 N КУВД-001/2018-7146173/1.
13.03.2019 Администрацией поселения от регистрирующего органа получено уведомление об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости N КУВД-001/2018-7146173/2 по мотиву не устранения в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Администрация поселения, полагая, что отказ в осуществлении регистрационных действий, изложенный в уведомлении Управления Росреестра по Омской области от 13.03.2018 N КУВД-001/2018-7146173/2, не соответствует закону, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.06.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Законом N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 6 статьи 47 Закона N 218-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены, в том числе
1) заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав),
2) проект межевания земельного участка, утвержденный решением собственника земельной доли или земельных долей, и заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные выше нормы и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о незаконности решения Управления от 13.03.2018 N КУВД-001/2018-7146173/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта объекта недвижимости.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Так, оспаривая правомерность решения суда первой инстанции, Управление указало, что судом не была дана оценка обстоятельствам, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в качестве которых в отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо указало на факт выделения Администрацией в счет земельной доли земельных участков за пределами площади ранее существовавшего земельного участка.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, в решении суда первой инстанции содержится указанная оценка, основывающаяся на нижеследующем.
В уведомлении о приостановлении от 13.12.2018 N КУВД-001/2018-7146173/1 в качестве основания указано, что местоположение земельного участка 55:11:000000:56ЗУ1 не соответствует местоположению согласно документам реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером 55:11:000000:56, и местоположение земельных участков 55:11:000000:56:ЗУ1 и 55:11:000000:56:ЗУ2 не соответствует местоположению согласно выкопировке, включенной в состав приложения межевого плана.
Данное основание в последующем перенесено в уведомление об отказе от 13.03.2018 N КУВД-001/2018-7146173/2.
Порядок образования земельных участков установлен главой I.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 ЗК РФ особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Порядок образования земельного участка путем выдела в счет земельной доли или земельных долей установлен статьями 13 и 13.1 Закона N 101-ФЗ, согласно которым размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей, определяются проектом межевания земельного участка или земельных участков.
Согласно пункту 16 статьи 13 Закона N 101-ФЗ кадастровые работы в отношении выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка выполняются в соответствии с утвержденным проектом межевания земельного участка или земельных участков, содержащим сведения о его размере и местоположении его границ. В результате кадастровых работ площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может отличаться от площади этого земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания, вследствие невозможности установления на местности границ этого земельного участка в точном соответствии с таким проектом межевания, но не более чем на десять процентов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных статьей 26 и 27 Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Для осуществления государственных регистрационных действий к заявлению Администрации Пролетарского сельского поселения был представлен проект межевания земельных участков от 03.10.2017, подготовленный кадастровым инженером Каринаускене О.С. с целью выдела двух земельных участков в счет земельных долей муниципального образования "Пролетарское сельское поселение" Любинского муниципального района Омской области.
Как следует из указанного проекта межевания земельных участков, выдел земельных участков осуществляется из земельного участка с кадастровым номером 55:11:000000:56, местоположение которого установлено: Омская область, р-н Любинский, в границах Пролетарского сельского поселения.
Данный проект межевания земельных участков был утвержден Главой Пролетарского сельского поселения. В материалах дела имеются доказательства извещения кадастровым инженером о времени и месте проведения собрания заинтересованных лиц по поводу согласования размера, местоположения границ и утверждения проекта межевания земельного участка 55:11:000000:56 в средствах массовой информации. Как следует из проекта межевания, претензий и предложений от заинтересованных лиц по его доработке не поступили. Составлено соответствующее заключение.
Споров между лицами, участвующими в деле, относительно процентного несоответствия площади расхождения выделяемого земельного участка установленному пунктом 16 статьи 13 Закона N 101-ФЗ ограничению не имеется.
Таким образом, в случае, когда проект межевания утвержден в установленном Законом N 101-ФЗ порядке, возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка (далее - возражения) в орган регистрации прав по месту расположения такого земельного участка не поступили, либо если поступили возражения и документы, подтверждающие снятие указанных возражений, принятие решения о приостановлении государственного кадастрового учета по причине несоответствия местоположения таких границ иным документам не соответствует статье 26 Закона N 218-ФЗ.
Аналогичные выводы содержатся в письме Федеральной службы в государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.08.2018 N 14-08520-ГЕ/18.
На основании указанных обстоятельств, учитывая, что образование земельных участков (55:11:000000:56:ЗУ1, 55:11:000000:56:ЗУ2) путем выдела земельных долей осуществлено Администрацией поселения в порядке, предусмотренном Законом N 101-ФЗ, на осуществление государственных регистрационных действий заявителем был представлен полный пакет документов, предусмотренных статьей 47 Закона N218-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно заключил, что у Управления по результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Администрации поселения отсутствовали основания для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, а, соответственно, отсутствовали основания и для дальнейшего отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.
Довод Управления о том, что выделяемые земельные участки пересекаются с иными, поставленными на кадастровый учет, земельными участками, отклоняется апелляционной коллегией, так как, во-первых, названные обстоятельства непосредственно не были поименованы регистрирующим органом ни в оспариваемом решении от 13.03.2018 N КУВД-001/2018-7146173/2 об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав, ни в решении о приостановлении такого учета и регистрации прав, а во-вторых, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства данного утверждения.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, удовлетворив заявленные требования.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку Управление от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.06.2019 по делу N А46-4472/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4472/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЛЮБИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6274/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6274/19
05.09.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10469/19
20.06.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-4472/19