г. Чита |
|
03 сентября 2019 г. |
Дело N А19-14511/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Монаковой О.В., судей Барковской О.В., Мациборы А.Е. при ведении протокола помощником судьи Карповой И.О., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Усольское коммунальное управление" и общества с ограниченной ответственностью "Телец" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 апреля 2019 года по делу N А19-14511/2017 по иску общества с ограниченной ответственностью "Усольское коммунальное управление" (ОГРН 1133850049300, ИНН 3851992774; юридический адрес: 665477, Иркутская область, Усольский район, рабочий поселок Тайтурка, ул. Пеньковского, дом 17) к обществу с ограниченной ответственностью "Телец" (ОГРН 102380213887, ИНН 3819011392; юридический адрес: 665477, Иркутская область, Усольский район, рабочий поселок Тайтурка, ул. Нефтебазовская, дом 12 А), о взыскании 988 241 рубля 36 копеек, по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Телец" к обществу с ограниченной ответственностью "Усольское коммунальное управление" о взыскании суммы 204 850 рублей 51 копейки, третье лицо: Служба по тарифам Иркутской области (юридический адрес: г. Иркутск, ул. Марата, 31) (суд первой инстанции: Серова Е.В.)
определением председателя второго судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 г. судья Корзова Н.А. заменена на судью Мацибору А.Е. в составе судей, рассматривающих настоящее дело,
с объявлением перерыва в судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 26.08.2019 г. до 14 час. 40 мин. 27.08.2019 г., о чем размещено публичное объявление на официальном сайте суда в сети Интернет.
представители лиц участвующих в деле в судебное заседание не явились, извещены
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Усольское коммунальное управление" (ООО "УКУ") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Россисйкой Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Телец" (ООО "Телец") о взыскании суммы 1 029 063, 78 руб. составляющей основной долг за оказанный коммунальные услуги в период с декабря 2015 года по май 2016 года по договору N Т 49/15 на отпуск и потребление холодной воды и сброс сточных вод от 21.04.2015 в размере 746 139, 96 руб., пени в размере 282923, 82 руб.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23 октября 2017 года принят к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском встречный иск ООО "Телец" к ООО "УКУ" о взыскании суммы 204 850 рублей 51 копейка, составляющей неосновательное обогащение в размере 204 849 рублей 51 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 рубля.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 31 октября 2017 года к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по тарифам Иркутской области.
В ходе рассмотрения дела от ООО "Телец" 08.02.2019 посредством электронной подачи документов через систему "Мой арбитр" поступило заявление об отказе от встречных исковых требований, содержащее возражение в отношении заявления об уточнении первоначальных исковых требований.
От ООО "УКУ" поступил уточненный расчет пеней до суммы 435 139 рублей 96 копеек, представил заявление об уточнении исковых требований, согласно которому просил взыскать задолженность по договору N 49/15 в период с 01.09.2015 по 30.11.2015 в размере 92 103 рубля 53 копейки, взыскать задолженность по договору N 49/15 в период с 01.12.2015 по 31.05.2016 в сумме 746 139 рублей 96 копеек, взыскать пени 435 139 рублей 96 копеек за период с 26.01.2016 по 28.01.209.
ООО "УКУ" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило об уточнении исковых требований до суммы 1 181 306 рублей 92 копеек, составляющей задолженность по договору N 49/15 в период с 01.12.2015 по 31.05.2016 в сумме 746 139 рублей 96 копеек, взыскать пени 435 139 рублей 96 копеек за период с 26.01.2016 по 28.01.209, а также о взыскании судебных расходов связанных с оплатой судебной экономической экспертизы в размере 90 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 апреля 2019 года первоначальный иск удовлетворен частично.
Взыскано с ООО "Телец" в пользу ООО "УКУ" сумму 843 423 рубля 8 копеек, составляющую основной долг в размере 524 599 рублей 85 копеек, пени в сумме 318 823 рубля 23 копейки.
В остальной части первоначальный иск оставлен без удовлетворения. Производство по встречному иску прекращено.
Взыскано с ООО "Телец" в пользу ООО "УКУ" судебные издержки в сумме 90 000 рублей. Взыскана с ООО "Телец" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственная пошлина в сумме 17 716 рублей 53 копейки.
Взыскана с ООО "УКУ" в доход федерального бюджета Российской Федерации государственная пошлина в сумме 7 096 рублей 54 копейки.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "УКУ" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что в связи с тем, что судом не учтено, что принятием постановления N 278 от 01.12.2016 года тарифы на холодную воду и водоотведение, установленные постановлением N 322 от 26.11.2015 года для Общества с ограниченной ответственностью "Усольское коммунальное управление" на территории Тайтурского муниципального образования Иркутской области: категория прочие, период с 01.12.2015 г. по 31.12.2016 г., ХВС- 42,56; ВО-78,58 являются действующими на период с 01.12.2015 г. по 30.06.2016 г., и выставленные счета являются действительными.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ решение Усольского городского суда от 18.04.2017 года по делу N 2а-649/2017 является освобождением от доказывания.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Телец" обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части взыскания с ООО "Телец" неустойки и судебных издержек ссылаясь на то, что поскольку истцом, установленные для него тарифы оспаривались, о тарифах, подлежащих применению, ответчику стало известно только после вступления в законную силу Решения Усольского городского суда Иркутской области от 18.04.2017 г. При таких обстоятельствах неустойка подлежит начислению не ранее, чем с 18.05.2017 г., однако настойчивая позиция истца относительно применяемого тарифа привела к рассмотрению дела в арбитражный суд, где и было окончательно указано истцу на ошибочность его мнения в отношении применяемого тарифа, то есть по существу решение вынесено в пользу ответчика, которым отстаивалась позиция, что применению подлежат более низкие тарифы. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что обязанность по оплате потребленных ресурсов по заявленным истцом тарифам у ответчика так и не наступила, а, следовательно, не могла наступить обязанность по оплате неустойки.
Так же, считает незаконным и необоснованным взыскание с ответчика судебных издержек в размере 90 000, 00 рублей, поскольку экспертное заключение не было включено в качестве доказательств при рассмотрении настоящего дела, а, учитывая, что судебный акт был вынесен в пользу ответчика, а именно взысканы денежные средства, признаваемой ответчиком задолженности, исходя из тарифов, на применении которых настаивал ответчик, судебные издержки должны быть отнесены на проигравшую сторону, а именно на истца.
Служба по тарифам Иркутской области в отзыве на апелляционные жалобы поддерживает ранее представленную позицию в суд первой инстанции, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Временный управляющий ООО "УКУ" в пояснениях указал, что определением Арбитражного суда Иркутской области по делу А19-629/2019 от 08.05.2019 г. в отношении ООО "УКУ" введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Загерсон Е.В. В случае подачи руководителем должника заявления о признании иска или отказа от иска, просит его не принимать.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдение норм процессуального права в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 1 апреля 2015 года между ООО "УКУ" (Энергоснабжающая организация) и ООО "Телец" (Абонент) заключен договор Т 49/15 на отпуск и потребление холодной воды и сброс сточных вод, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась с 01.09.2015 подавать Абоненту через присоединенную сеть холодную воду и сброс сточных вод в здании по адресу: Иркутская область, Усольский район, п.Тайтурка, а Абонент обязался оплачивать оказанные коммунальные услуги, а также соблюдать режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении и сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением коммунальных услуг. (пункты 1.1, 1.2 договора).
В пункте 6.1 договора стороны предусмотрели, что за оказанные коммунальные услуги абонент оплачивает энергоснабжающей организации по тарифу, установленному в соответствии с действующим законодательством. Тарифы могут изменяться в порядке, установленном законодательством. Изменение тарифом осуществляется без внесения изменений в договор.
Согласно пункту 6.2 договора расчеты по договору производятся на основании счета-фактуры не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным. Энергоснабжающая организация до 3-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет абоненту акт оказанных услуг, счет-фактуру, счет на оплату.
За оказанные в период с декабря 2015 года по май 2016 года коммунальные услуги на общую сумму 746 166 рублей 96 копеек ООО "УКУ" выставило ООО "Телец" счета-фактуры: 31.12.2015 N 174 на сумму 129 029 рублей 64 копейки, от 29.01.2016 N 35 на сумму 101 922 рубля 9 копеек, от 29.02.2016 N 85 на сумму 119 482 рубля 89 копеек, от 31.03.2016 N 132 на сумму 113 988 рублей 99 копеек, от 30.04.2016 N 179 на сумму 131 074 рубля 33 копейки, от 31.05.2016 N 225 на сумму 150 669 рублей 2 копейки.
Кроме того, ООО "УКУ" выставляло в адрес ООО "Телец" акты за период с декабря 2015 года по май 2016 года.
Как следует из содержания представленных в материалы дела счетов-фактур и актов, расчет стоимости оказанных услуг за период с декабря 2015 года по май 2016 года произведен ООО "УКУ" на основании постановления N 322 от 16.11.2015 "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования", в соответствии с которым с 01.12.2015 по 31.12.2016 введены в действие тарифы, в том числе для потребителей, к которым относится ООО "Телец", в размере: 42 рубля 56 копеек за 1 м3 на холодную воду, 78 рублей 58 копеек за 1 м3 на водоотведение.
Оказанные ООО "Телец" коммунальные услуги последним не оплачены, непогашенная задолженность ответчика перед истцом на дату рассмотрения дела составляет 746 166 рублей 96 копеек.
В направленной 06.06.2017 в адрес ООО "Телец" претензии от 05.06.2017 N 7у ООО "УКУ" просило последнего погасить задолженность в размере 746 166 рублей 96 копеек в разумный срок.
ООО "Телец" в претензии б/д, б/н указало на то, что в соответствии с предписанием службы по тарифам Иркутской области от 18.05.2016 N 5-Пр "Об устранении нарушений действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов)" администрацией городского поселения Тайтурского муниципального образования с целью приведения нормативно-правовых актов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в постановление от 26.11.2015 N 322 внесены изменения от (постановление от 03.06.2016 N 134), и установлены новые тарифы на питьевую воду и водоотведение для ООО "Усольское коммунальное управление".
С учетом указанных обстоятельств, ООО "Телец" просило ООО "УКУ" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в срок до 25 июня 2016 года перевыставить счета на оплату за отпуск холодной воды и сброс сточных вод с декабря 2015 года по май 2016 года, по тарифам, установленным постановлением администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования от 26.11.2015 N 322 (с изменениями от 03.06.2016N 134).
Неисполнение обязательств по оплате оказанных коммунальных услуг со стороны ООО "Телец" послужило основанием для обращения ООО "УКУ" с исковым заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, учитывая при рассмотрении спора экономически обоснованный тариф, установленный Службой по тарифам Иркутской области, отсутствие доказательств оплаты не оспариваемого размера задолженности, первоначальные требования удовлетворил. Учитывая заявленный до принятия судебного акта, отказ от встречных исковых требований, суд первой инстанции отказ от заявленных встречных исковых требований, как не противоречащий закону и не нарушающий прав других лиц был принят, производство по встречному иску прекращено.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно части 2 этой статьи к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом о водоснабжении и водоотведении, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела, в обоснование исковых требований ООО "УКУ" указало на то, что ООО "Телец" не исполнены обязательства по оплате оказанных коммунальных услуг за период с декабря 2015 года по май 2016 года; при расчете задолженности применялись тарифы, установленные постановлением администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования N 322 от 26.11.2015; правомерность применения постановления N 322 от 26.11.2015 установлена решением Усольского городского суда Иркутской области от 18.04.2017 по административному делу N 2а-649/2017.
ООО "Телец" не оспаривая факта наличия у него задолженности перед ООО "УКУ", возразило против иска, пояснив, что задолженность за период с декабря 2015 года по май 2016 года составляет 524 599 рублей 85 копеек, поскольку при расчете подлежит применению тариф, установленный постановлением администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования N 134 от 03.06.2016, которым были внесены изменения в постановление N 322 от 26.11.2015, на основании предписания службы по тарифам Иркутской области N 5-пр от 18.05.2016.
Таким образом, спор между сторонами имеется относительно примененного тарифа при определении стоимости потребленного ресурса.
В силу положения пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о водоснабжении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Как следует из материалов дела, при заключении договора N Т 49/15 на отпуск и потребление холодной воды и сброс сточных вод от 01.04.2015 в пункте 6.1 стороны согласовали условие о том, что коммунальные услуги абонент оплачивает энергоснабжающей организации по тарифу, установленному в соответствии с действующим законодательством. Тарифы могут изменяться в порядке, установленном законодательством, Изменение тарифов осуществляется без внесения изменений в договор.
Как установлено судом первой инстанции, Постановлением администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования N 322 от 26.11.2015 "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "Усольское коммунальное управление" на территории Тайтурского муниципального образования", установлен и введен в действие с 1 декабря 2015 по 31 декабря 2016 года экономически обоснованный тариф для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования на питьевую воду и водоотведение.
В соответствии с приложением N 1 к указанному постановлению с 01.12.2015 по 31.12.2016 введен в действие тариф для потребителей в размере: 42 рубля 56 копеек за 1 м3 на холодную воду, 78 рублей 58 копеек за 1 м3 на водоотведение.
Расчет стоимости оказанных услуг за период с декабря 2015 года по май 2016 года произведен ООО "УКУ" на основании данного постановления.
Службой по тарифам Иркутской области рассмотрено постановление администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования от 26.11.2015 N 322 "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования" на предмет соответствия законодательству о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, а также нормам законодательства о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения.
По результатам проведенного рассмотрения Службой по тарифам Иркутской области в адрес администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования подготовлено и направлено предписание от 18.05.2016 N 5-Пр, в котором администрации указано на допущенные нарушения и необходимость приведения тарифов по водоснабжению и водоотведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, а также предписано: внести изменения в постановлении администрации N 322 в части установления тарифов на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того, названным предписанием установлено, что соответствующими действующему законодательству и финансовым потребностям ООО "УКУ" являются тарифы на питьевую воду и водоотведение, в том числе для потребителей, которой с 01.12.2015 по 30.06.2016 установлен в размере: 20 рублей 57 копеек за 1 м3 на холодную воду, 61 рубль 50 копеек за 1 м3 на водоотведение.
Во исполнение предписания службы по тарифам Иркутской области N 5-Пр от 18.05.2016 администрацией городского поселения Тайтурского муниципального образования издано постановление N 134 от 03.06.2016 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования N 322 от 16.11.2015".
В соответствии с пунктом 1 постановления N 134 от 03.06.2016 в приложение N 1 к постановлению "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования" N 322 от 16.11.2015 в части установления тарифов, в том числе для потребителей, которой с 01.12.2015 по 30.06.2016 установлен в размере: 20 рублей 57 копеек за 1 м3 на холодную воду, 61 рубль 50 копеек за 1 м3 на водоотведение.
Администрацией городского поселения Тайтурского муниципального образования издано постановление N 140 от 23.06.2016 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "Усольское коммунальное управление" на территории Тайтурского муниципального образования N 322 от 16.11.2015".
В соответствии с пунктом 1 постановления N 140 от 23.06.2016 в приложение N 1 к постановлению "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "Усольское коммунальное управление" на территории Тайтурского муниципального образования" N 322 от 16.11.2015 в части установления тарифов, в том числе для потребителей, которой с 01.12.2015 по 30.06.2016 установлен в размере: 20 рублей 57 копеек за 1 м3 на холодную воду, 61 рубль 50 копеек за 1 м3 на водоотведение.
Согласно пункту 2 постановления, постановление администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования N 134 от 03.06.2016 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" утратило силу.
04.08.2016 Администрацией городского поселения Тайтурского муниципального образования издано постановление N 160 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования N 322 от 16.11.2015".
В соответствии с пунктом 1 постановления N 160 от 04.08.2016 в приложение N 1 к постановлению "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования" N 322 от 16.11.2015 внесены изменения в части установления тарифов, в том числе для потребителей, которым с 01.12.2015 по 30.06.2016 установлен в размере: 20 рублей 57 копеек за 1 м3 на холодную воду, 61 рубль 50 копеек за 1 м3 на водоотведение.
Согласно пункту 2 постановления, постановление администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования N 1140 от 23.06.2016 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" утратило силу.
Администрацией городского поселения Тайтурского муниципального образования издано постановление N 238 от 24.10.2016 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования N 322 от 16.11.2015".
В соответствии с пунктом 1 постановления N 238 от 24.10.2016 в приложение N 1 к постановлению "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования" N 322 от 16.11.2015 в части установления тарифов, в том числе для потребителей, которой с 01.12.2015 по 30.06.2016 установлен в размере: 20 рублей 57 копеек за 1 м3 на холодную воду, 61 рубль 50 копеек за 1 м3 на водоотведение.
Согласно пункту 2 постановления, постановление администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования N 162 от 04.08.2016 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" утратило силу.
Администрацией городского поселения Тайтурского муниципального образования издано постановление N 278 от 01.12.2016 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "Усольское коммунальное управление" на территории Тайтурского муниципального образования N 322 от 16.11.2015".
В соответствии с пунктом 1 постановления N 278 от 01.12.2016 в приложение N 1 к постановлению "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "Усольское коммунальное управление" на территории Тайтурского муниципального образования" N 322 от 16.11.2015 в части установления тарифов, в том числе для потребителей, которой с 01.12.2015 по 30.06.2016 установлен в размере: 20 рублей 57 копеек за 1 м3 на холодную воду, 61 рубль 50 копеек за 1 м3 на водоотведение.
Согласно пункту 2 постановления, постановление администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования N 238 от 24.10.2016 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" утратило силу.
ООО "УКУ" полагая, что администрация городского поселения Тайтурского муниципального образования по собственной инициативе, в отсутствие правовых и экономических оснований приняты постановления N 134 от 03.06.2016, N 140 от 23.06.2016, N 162 от 04.08.2016, N 238 от 24.10.2016 обратилась административным исковым заявлением в Усольский городской суд Иркутской области к администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования о признании указанных постановлений не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не действующими в период с 01.12.2015 по 31.05.2016, включительно.
Решением Усольского городского суда Иркутской области от 18.04.2017 по административному делу N 2а-649/2017 в удовлетворении административных исковых требований ООО "УКУ" к администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования о признании постановлений администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования от 03.06.2016 N 134, от 23.06.2016 N 140, от 04.08.2016 N 162, от 24.10.2016 N 238 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "УКУ" на территории Тайтурского муниципального образования N 322 от 16.11.2015" не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не действующими в период с 01.12.2015 по 31.05.2016, включительно - отказано.
В ходе рассмотрения административного дела N 2а-649/2017 Усольским городским судом Иркутской области установлено, что оспариваемые ООО "УКУ" постановления от 03.06.2016 N 134, от 23.06.2016 N 140, от 04.08.2016 N 162, от 24.10.2016 N 238 утратили силу, в связи с чем, перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, то есть ООО "УКУ".
Кроме того, Службой по тарифам Иркутской области представлено в материалы дела заключение по результатам анализа экономической обоснованности тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных администрацией Тайтурского муниципального образования в отношении ООО "УКУ".
Из содержания данного заключения следует, что экономически обоснованный тариф в том числе для потребителей, с 01.12.2015 по 30.06.2016 составляет: 20 рублей 57 копеек за 1 м3 на холодную воду, 61 рубль 50 копеек за 1 м3 на водоотведение.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, возражения ответчика, а также позицию Службы по тарифам Иркутской области, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о необходимости применения в настоящем деле экономически обоснованного тарифа в размере 20 рублей 57 копеек за 1 м3 на холодную воду, 61 рубль 50 копеек за 1 м3 на водоотведение, установленного в экспертном заключении, подготовленном службой по тарифам Иркутской области.
Учитывая, что ООО "Телец" не оспаривает объем потребленной холодной воды, сброшенных сточных вод, и экономически обоснованного тарифа, установленного службой по тарифам Иркутской области, суд первой инстанции размер обязательств ООО "Телец" по оплате отпущенных ООО "УКУ" коммунальных ресурсов правильно определил в сумме 524 599 рублей 85 копеек, в том числе: за декабрь 91 293 рубля 1 копейка, за январь 2016 года 72 452 рубля 35 копеек, за февраль 2016 года 82 621 рубль 54 копейки, за март 2016 года 80 760 рублей 8 копеек, за апрель 2016 года 91 399 рублей 21 копейка, за май 2016 года 106 073 рубля 67 копеек.
Поскольку доказательств оплаты установленной при рассмотрении спора суммы задолженности ответчиком не представлено, суд первой инстанции правомерно требования истца в данной части удовлетворил.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что в соответствии со статьей 69 АПК РФ решение Усольского городского суда от 18.04.2017 года по делу N 2а-649/2017 является освобождением от доказывания, подлежат отклонению, поскольку из содержания решения Усольского городского суда Иркутской области от 18.04.2017 по административному делу N 2а-649/2017 не усматривается, что при рассмотрении указанного дела ООО "УКУ" оспаривалось постановление администрации городского поселения Тайтурского муниципального образования N 278 от 01.12.2016 "О внесении изменений в постановление "Об установлении стоимости на питьевую воду и водоотведение для ООО "Усольское коммунальное управление" на территории Тайтурского муниципального образования N 322 от 16.11.2015", и ему дана правовая оценка в судебном акте, которая бы имела преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.
ООО "УКУ" также заявлено требование о взыскании с ООО "ТЕЛЕЦ" неустойки в сумме 435 166 рублей 96 копеек, поскольку ответчиком нарушен срок исполнения обязательства по оплате отпущенной ему холодной воды и принятых сточных вод.
В соответствии с пунктом 6.3 договора N Т 49/15 на отпуск и потребление холодной воды и сброс сточных вод от 01.04.2015 в случае просрочки расчета за оказанные услуги с абонента взыскивается пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы платежа за каждый день просрочки
Из содержания представленного ООО "УКУ" расчета пеней на 28 января 2019, следует, что сумма неустойки за период с 26.01.2016 по 28.01.2019 составляет 435 139 рублей 96 копеек, расчет составлен исходя из 1/300, 1/170, 1/130 ключевой ставки, установленной ЦБ РФ, по состоянию на 17.12.2018.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", со дня просрочки исполнения возникших из договоров денежных обязательств начисляются проценты, указанные в статье 395 ГК РФ, за исключением случаев, когда неустойка за нарушение этого обязательства предусмотрена соглашением сторон или законом, например, частью 5 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункты 1 и 4 статьи 395 ГК РФ).
В соответствии со статьей 332 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Пунктом 6.2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что Абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Вместе с тем, с 5 декабря 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" (далее - Закон N 307-ФЗ), в соответствии с которым в Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), в Федеральный закон от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) внесены изменения в части установления законной неустойки за просрочку исполнения потребителем обязательства по оплате потребленной энергии в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату уплаты пеней, от не выплаченной в срок суммы.
Исключение установлено лишь для отдельных групп потребителей (товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье,
управляющих организаций, приобретающих энергию для целей предоставления коммунальных услуг), с которых неустойка может быть взыскана в более низком размере - в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. К их числу органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения не отнесены.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно при расчете неустойки руководствовался положениями пункта 6.2 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
С 17 декабря 2018 года и по настоящее время ключевая ставка установлена Банком России в размере 7,75 процентов годовых.
Суд первой инстанции, исходя из установленной суммы основного долга, произвел свой расчет, согласно которому сумма неустойки за период с 26.01.2016 по 28.01. составит сумму 318 823 рублей 23 копеек.
Судом апелляционной инстанции данный расчет проверен, является верным.
В отсутствие оснований для соразмерного снижения неустойки правомерно требования истца в данной части удовлетворил в сумме 318 823, 23 руб.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истцом, установленные для него тарифы оспаривались, о тарифах, подлежащих применению, ответчику стало известно только после вступления в законную силу Решения Усольского городского суда Иркутской области от 18.04.2017 г., в связи, с чем неустойка подлежит начислению не ранее, чем с 18.05.2017 г. подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку доказательств оплаты неоспариваемой им суммы задолженности, в материалы дела не представлено.
С учетом результатов рассмотрения дела и положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы по делу распределены между сторонами.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что считает незаконным и необоснованным взыскание с ответчика судебных издержек в размере 90 000, 00 рублей, поскольку экспертное заключение не было включено в качестве доказательств при рассмотрении настоящего дела, а, учитывая, что судебный акт был вынесен в пользу ответчика, подлежат отклонению, поскольку указанная экспертиза была назначена в связи с рассмотрением встречного иска, от которого после проведения экспертизы и поступления экспертного заключения истец (ООО "Телец") отказался.
Остальные аргументы апелляционной жалобы истца проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционных жалобах не содержатся.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 апреля 2019 года по делу N А19-14511/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Монакова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14511/2017
Истец: ООО "Усольское коммунальное управление"
Ответчик: ООО "Телец"
Третье лицо: служба по тарифам