город Воронеж |
|
4 сентября 2019 г. |
Дело N А64-1089/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 4 сентября 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области: Черенкова В.И. - представителя по доверенности N 02-08/17 от 20.06.2019;
от Общества с ограниченной ответственностью "Бондарская сельскохозяйственная компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, г. Тамбов: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бондарская сельскохозяйственная компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.06.2019 по делу N А64-1089/2019 (судья Игнатенко В.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бондарская сельскохозяйственная компания" (ОГРН 1096829002104, ИНН 6829055429), Тамбовская область, Уметский район, с. Нижние пески к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N4 по Тамбовской области (ОГРН 1116829009494, ИНН 6829079500), г. Тамбов
третье лицо: Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, г. Тамбов о признании недействительным решения от 17.09.2018 N 6779,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бондарская сельскохозяйственная компания" (далее - ООО "Бондарская сельскохозяйственная компания", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тамбовской области N 6779 (далее - МИФНС N 4 по Тамбовской области, Инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 17.09.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям.
Решением от 25.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, ООО "Бондарская сельскохозяйственная компания", обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель полагает, что Обществом соблюдены все условия для применения пониженной ставки по земельному налогу за 2017 год. Кроме того, проверки земельных участков с кадастровыми номерами 68:09:0000000:188, 68:09:0000000:152 в 2017 году Управлением Россельхознадзора не проводились, при этом также не было проведено проверки исполнения предписания, вынесенного Управлением Россельхознадзора в 2016 году, т.е. земельные участки не были признаны уполномоченным органом неиспользуемыми для сельскохозяйственного производства, таким образом налог начислен верно. Подробно доводы заявителя жалобы изложены в апелляционной жалобе.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Инспекция возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание представители Общества и третьего лица не явились.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.156, 266 АПК РФ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 25.01.2018 ООО "Бондарская сельскохозяйственная компания" (далее - ООО "БСК") была представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2017 год, в которой отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет - 243813 руб. Исчисление налога произведено налогоплательщиком с земельных участков с кадастровыми номерами 68:09:0000000:188 (за 12 месяцев владения), 68:09:0000000:152 (за 12 месяцев владения), 68:20:0000000:551 (за 1 месяц владения).
По результатам проведенной в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) камеральной налоговой проверки представленной декларации, налоговый орган составил акт от 14.05.2018 N 16307, по результатам рассмотрения которого в совокупности с иными материалами проверки заместителем начальника МИФНС N 4 по Тамбовской области 17.09.2018 принято решение N 6779 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым:
общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 95764 руб. за неполную уплату налога;
обществу доначислен земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 957639 руб., в том числе по срокам уплаты: 02.05.2017 - 239410 руб., 01.08.2017 - 239410 руб., 31.10.2017 - 239410 руб., 01.03.2018 - 239409 руб.; обществу начислены пени по состоянию на 17.09.2018 в сумме 110916 руб., предложено уплатить указанные суммы налога, пени и штрафа и внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Как следует из оспариваемого решения налогового органа, основанием для доначисления земельного налога в сумме 957639 руб., пени в сумме 110916 руб. и привлечения общества к ответственности в виде штрафа в размере 95764 руб., явился вывод инспекции о неправомерном применении налогоплательщиком пониженной ставки в размере 0,3 % для расчета земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 68:09:0000000:188, 68:09:0000000:152, поскольку данные земельные участки, имеющие вид разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, фактически для сельскохозяйственного производства не использовались.
Не согласившись с решением инспекции от 17.09.2018 N 6779, ООО "БСК" обжаловало его в апелляционном порядке в управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области, которое решением от 13.11.2018 N 05-09/2/55 оставило решение инспекции без изменения, а апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Посчитав принятое инспекцией решение от 17.09.2018 N 6779 незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании его недействительным.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом представлены в материалы дела безусловные доказательства, подтверждающие факт неиспользования обществом спорных земельных участков с кадастровыми номерами 68:09:0000000:188, 68:09:0000000:152 для ведения сельскохозяйственной деятельности в 2017 году.
Выводы судов являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения согласно ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом ст. 388 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектами обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.
На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
В отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Таким образом, установленная налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению.
В силу статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли подразделяются на семь категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Из системного толкования положений статей 7, 77 и 78 ЗК РФ следует, что применение пониженной ставки земельного налога в размере 0,3% возможно при соблюдении одновременно двух условий: при отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях; при их использовании для сельскохозяйственного производства согласно целевому назначению земель.
Таким образом, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, должна применяться налоговая ставка, установленная для прочих земельных участков - в размере, не превышающем 1,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Иное понимание указанных норм, может привести к нарушению публичных интересов, поскольку одной и той же налоговой ставкой 0,3% будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, т.е. используемые в сельскохозяйственном производстве, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с положениями статьи 17, пункта 3 части 1 статьи 21, пункта 1 статьи 52, статьи 56 НК РФ право на применение налоговой льготы подлежит доказыванию именно налогоплательщиком.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем ООО "БСК" в 2017 году на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами 68:09:0000000:188, 68:09:0000000:152. На земельный участок с кадастровым номером 68:20:0000000:551 право собственности у Общества прекратилось 30.01.2017 в связи с его реализацией по договору купли-продажи.
Старотомниковским сельсоветом Моршанского района Тамбовской области для земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства, установлена ставка налогообложения земельным налогом 0,3 процента (пункт 2 решения Старотомниковского сельского Совета народных депутатов Моршанского района Тамбовской области от 24.11.2014 N 76).
Из решения налогового органа от 17.09.2018 N 6779 следует, что инспекция, не оспаривая наличие у налогоплательщика в собственности спорных земельных участков с кадастровыми номерами 68:09:0000000:188, 68:09:0000000:152 и не ставя под сомнение кадастровую стоимость указанных земельных участков, их вид разрешенного использования (земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства), пришла к выводу о фактическом неиспользовании налогоплательщиком данных земельных участков для сельскохозяйственной деятельности, что, по мнению инспекции, лишило налогоплательщика права на исчисление земельного налога за 2017 год с применением ставки налогообложения 0,3 процента. Доначисление налога произведено налоговым органом с применением ставки налогообложения 1,5 процента, установленной для налогообложения прочих земельных участков.
При этом инспекция основывалась на привлечении ООО "БСК" в 2016 году к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7, частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ (протоколы управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям N 7947-16/ЗН от 14.04.2016 по земельному участку 68:09:0000000:152 и N 9179-16/ЗН по земельному участку 68:09:0000000:188), информации, поступившей от Администрации Старотомниковского сельсовета Моршанского района Тамбовской области (вх. от 05.04.2018 N 11745) о неиспользовании в 2017 году вышеуказанных сельхозугодий, Управления Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям, непредставлении Обществом подтверждения использования земельных участков для сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, результатах дополнительных мероприятий налогового контроля.
Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям при проведении в 2016 году в рамках административного расследования в отношении ООО "БСК" осмотра земельных участков с кадастровым номером 68:09:0000000:188 общей площадью 540,44 га и с кадастровым номером 68:09:0000000:152 общей площадью 778,6 га было установлено, что ООО "БСК" не проводит работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы, не проводит сенокошение и выпас скота; содержание сорных трав в структуре травостоя составляет 100% по всей площади участка, не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению защиты земель и охране почв на земельном участке сельскохозяйственного назначения, в результате чего произошло зарастание сорно-древесной и травянистой растительностью (береза, кустарники, осот, полынь, щавель конский и т.д.). Земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства и иной связанной с ним деятельности.
При этом установлено, что земельные участки имеют удобный (ровный) рельеф для возделывания сельхозкультур, в связи с чем ООО "БСК", по мнению проверяющего органа, имело все возможности, чтобы не допустить данных правонарушений (протоколы об административной правонарушении от 14.04.2016 N 7947-16/ЗН по участку с кадастровым номером 68:09:0000000:152, N 9179-16/ЗН по участку с кадастровым номером 68:09:0000000:188, т.2 л.д. 33-38).
24.04.2018 на основании приказа N 48/ВПТ от 13.04.2018 Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям проведена внеплановая выездная проверка ООО "БСК". В рамках проверки произведены осмотры спорных земельных участков (протоколы осмотра территории N 01 и 02 от 24.04.2018, т.1 л.д. 143-146), по результатам которых установлено, что обработка по возделыванию сельхоз культур на земельных участках не ведется, сенокошение и выпас скота не производится на всей площади; земельные участки не используются для сельхоз производства и иной связанной с сельхозпроизводством деятельностью. Участки полностью заросли сорной травянистой и древестно-кустарниковой растительностью (осот, марь белая, щавель конский, полынь, пижма, береза, ива, сосна и др.). Участки имеют ровный рельеф местности, не заболочены.
При этом по участку с кадастровым номером 68:09:0000000:152 установлено, что на площади 520 га. произведены работы по удалению древесного насаждения, на оставшейся площади 258,6 га работы по удалению древесного насаждения (раскарчевка) не произведены. Участок для сельхоз производства не используется полностью, зарастает древестно-кустарниковой растительностью на площади 258,6 га.
По участку с кадастровым номером 68:09:0000000:188 установлено, что он зарастает полностью на всей площади.
По результатам проведенной проверки Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям 24.04.2018 составлен акт проверки N 48/ВПТ, согласно которому Отделом земельного надзора выявлено административное нарушение ст.12, п.п.1,3 ч.1 ст. 13,42 ЗК РФ, п.1 ст.6 ФЗ РФ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". ООО "Бондарская сельскохозяйственная компания" не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель, а именно: допустило зарастание сорной травянистой и древестно-кустарниковой растительностью на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 68:09:0000000:152 на площади 258,6 га и 68:09:0000000:188 на площади 540,44 га, расположенные на территории Тамбовская обл., Моршанский р-н, вблизи с. Старотомниково, в границах СХПК "Старотомниковский". Земельный участок с к.н. 68:09:0000000:152 общей площадью 778,6 га. и земельный участок с к.н. 68:09:0000000:188 общей площадью 540,44 га. не используются для сельхоз производства и иной связанной с сельхоз производством деятельностью полностью, на земельном участке с к.н. 68:09:0000000:152 на площади 520 га. произведены работы по удалению древесного насаждения (раскарчевка).
24.04.2018 Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям ООО "БСК" было выдано предписание N 053797 об устранении выявленных нарушений до 24.09.2018.
То есть, на момент проведения Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям проверки в 2018 году нарушения, выявленные в 2016 году, были устранены в части и только по одному земельному участку с кадастровым номером 68:09:0000000:152.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации" (далее - Постановление N 369) утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, согласно которому неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков: - на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы; - на сенокосах не производится сенокошение; - на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка; - на пастбищах не производится выпас скота; - на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений; - залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка; - залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов; - закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Из изложенного следует, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 68:09:0000000:152, 68:09:0000000:188, принадлежащих Обществу, осмотренных Управлением Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям и отраженных в акте проверки N 48/ВПТ от 24.04.2018, установлены признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденные Постановлением N 369.
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе материалы административного дела в отношении ООО "БСК", с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неиспользовании обществом спорных земельных участков по целевому назначению (для сельскохозяйственного производства) в 2017 году, в связи с чем признал правомерным произведенные налоговым органом доначисления налога, пени и штрафа.
При этом ООО "БСК" не представлено доказательств, подтверждающих, что в 2017 году спорные земельные участки использовались в соответствии с установленным видом разрешенного использования.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.09.2018 по делу N 64-6795/2016.
Общество в обоснование заявленных требований ссылается на то, что в 2017 году каких-либо проверок, требований и предписаний со стороны уполномоченных органов не проводилось, однако, администрация Старотомниковского Сельсовета Моршанского раойона Тамбовской области не является лицом, полномочным проводить мероприятия контроля по надлежащему использованию земельных участков.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда области и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и сделанных на их основании выводов, в связи с чем судом апелляционной инстанции отклоняются.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы и им уплачены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.06.2019 по делу N А64-1089/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1089/2019
Истец: ООО "Бондарская сельскохозяйственная компания"
Ответчик: МРИ ФНС РФ N4 по Тамбовской области
Третье лицо: Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям