г. Пермь |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А71-6492/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Ремонтно-жилищная компания",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
по делу N А71-6492/2019,
принятое в порядке упрощенного производства,
судьей Л.Ф. Мосиной,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Ремонтно-жилищная компания" (ИНН 1834040161, ОГРН 1071840003400)
к Административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска (ИНН 1834037779, ОГРН 1061840038480)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ремонтно-жилищная компания" (далее - ООО УК "РЖК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к административной комиссии при Администрации Устиновского района города Ижевска (далее - административная комиссия, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 21.03.2019 N 181/2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 11.06.2019, мотивированное решение изготовлено 17.06.2019), в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО УК "РЖК" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и прекратить производство по делу.
В апелляционной жалобе и в представленном в суд апелляционной инстанции 30.08.2019 письменном дополнении к жалобе заявитель приводит доводы о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не исследовал должным образом имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности, не установил время обнаружения проступка, не принял во внимание время проведения фотосъемки надзорным органом, сделал неправильные выводы, что повлекло за собой вынесение незаконного решения; суд не применил п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и не учел, что в спорном многоквартирном доме мягкая кровля и такая кровля очищению от снега не подлежит; заявитель считает недоказанным то обстоятельство, что общество пренебрежительно относится к исполнению своих обязанностей по надлежащему содержанию объекта благоустройства, указывает, что, выполнив работы на жилом фонде до 10-00 час., заявитель принял все зависящие от него меры, обеспечил благоприятные и безопасные условия проживания граждан; полагает, что судом неправомерно не принято во внимание, что общество является субъектом малого предпринимательства и к административной ответственности ранее не привлекалось.
Административным органом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 25.02.2019 прокуратурой Устиновского района г. Ижевска в ходе проведения проверки содержания общего домового имущества, придомовой территории многоквартирного жилого дома N 3 по ул. Ворошилова г. Ижевска установлено, что на территории указанного дома допускается скопление снега, наличие наледи, территория, прилегающая к зданию дома, не очищена от снега. Кроме того, на крыше многоквартирного дома, на козырьках подъездов допускается нависание снежных масс, наличие сосулек, что может повлечь за собой причинение травм неопределенному кругу лиц граждан, возникновение опасности для их жизни и здоровья.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 25.02.2019, к которому приложена фототаблица осмотра фасада многоквартирного дома.
27.02.2019 ООО УК "РЖК" получено уведомление о явке на составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, о чем имеется соответствующая отметка.
01.03.2019 старшим помощником прокурора Устиновского района города Ижевска обобраны объяснения от представителя ООО УК "РЖК" Ишмухаметовой А.А., согласно которым уборка и чистка снежных навесов и сосулек на территории многоквартирного дома N 3 по ул. Ворошилова г. Ижевска организована ежедневно, производится с 8-00 до 13-00 час.; 25.02.2019 сотрудниками ООО УК "РЖК" были приняты меры по очистке крыши здания - очищены снежные навесы, сбиты сосульки. К объяснениям приложены копии фотографий фасада указанного многоквартирного дома, сделанные 25.02.2019 в период времени с 10-41 до 10-44 час.
01.03.2019 прокурором Устиновского района г. Ижевска в присутствии представителя заявителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО УК "РЖК" по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ.
Копия постановления получена ООО УК "РЖК" 01.03.2019, о чем имеется соответствующая отметка в постановлении.
С сопроводительным письмом от 01.03.2019 N 43-2019 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены прокуратурой в Административную комиссию при Администрации Устиновского района города Ижевска для рассмотрения по существу.
13.03.2019 ООО УК "РЖК" получено уведомление административной комиссии (исх. от 07.03.2019 N АДМ б/н) и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 07.07.2019, что подтверждается почтовым уведомлением.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административной комиссией вынесено постановление от 21.03.2019 N 181/2019 о привлечении ООО УК "РЖК" к административной ответственности по ч. 1 ст. 11.2 Закона N 57-РЗ в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания постановления незаконным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления) непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений, городских округов работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по очистке от мусора, опавшей листвы, порубочных остатков деревьев и кустарников; по кошению травы; по поддержанию систем водоотвода (закрытой и открытой) в исправном состоянии, в том числе по очистке, промывке, ремонту коллекторов ливневой канализации, дождеприемных и смотровых колодцев, водопропускных труб, водоотводных лотков, дренажных и ливневых канав; по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Правилами благоустройства города Ижевска, утвержденными решением Городской Думы города Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее - Правила благоустройства) установлены обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
В соответствии с п. 3.1.3 Правил благоустройства в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
В силу п. 3.2.1. Правил благоустройства запрещается загрязнять и засорять территорию, здания, строения города, объекты благоустройства.
На основании п. 4.1 Правил благоустройства физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
В соответствии с п. 4.2 Правил благоустройства ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
Согласно п. 4.3 Правил благоустройства содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляются, в т.ч. в осенне-зимний период - с 1 ноября по 14 апреля.
На основании п. 4.5.1 Правил благоустройства мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включаю себя очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; погрузку и вывоз снега; в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами; удаление снежно - ледяных образований и уплотненного снега; рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы); работы по уборке территории от мусора, грязи, опавших листьев; подметание территорий.
В соответствии с п. 4.5.11 Правил благоустройства очистка крыш от снега и удаление сосулек, ледяных наростов на карнизах, крышах и водосточных трубах производится ежедневно с обязательным соблюдением мер безопасности, в том числе во избежание несчастных случаев с пешеходами и повреждений воздушных сетей, светильников, зеленых насаждений, объектов благоустройства, а именно: назначение дежурных, ограждение тротуаров, оснащение страховочным оборудованием лиц, работающих на высоте. Собственники (владельцы) зданий (сооружений), организации, осуществляющие управление жилым фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обеспечивают в этот же день уборку сброшенного на тротуар, пешеходную дорожку, проезд и (или) проезжую часть снега и льда.
Все работы по уборке и содержанию территорий объектов благоустройства и территорий общего пользования в осенне-зимний период должны быть закончены к 10 часам утра (п. 4.5.23 Правил благоустройства).
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, что многоквартирный дом N 3 по ул. Ворошилова г. Ижевска находится под управлением ООО УК "РЖК", следовательно, общество является лицом, ответственным за организацию и надлежащее содержание общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома и на него распространяется действие Правил благоустройства.
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки от 25.02.2019, фототаблицами, приложенными к указанному акту, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.03.2019 подтверждается факт нарушения обществом установленного Правилами благоустройства порядка и сроков проведения работ по содержанию общего домового имущества, придомовой территории вышеуказанного многоквартирного дома: на территории дома допускается скопление снега, наличие наледи, территория, прилегающая к зданию дома, не очищена от снега, на крыше дома, на козырьках подъездов допускается нависание снежных масс, наличие сосулек.
Представленные заявителем фотографии фасада многоквартирного дома, сделанные 25.02.2019 в период времени с 10-41 до 10-44 час., о соблюдении обществом Правил благоустройства не свидетельствуют, факт выполнения работ по уборке снега и наледи на территории дома и его кровле к 10 часам утра 25.02.2019 (п. 4.5.23 Правил благоустройства) не подтверждают.
При этом наличие необходимости проведения соответствующих работ усматривается из представленных в дело фотоматериалов, приложенных к акту проверки от 25.02.2019.
Ссылки заявителя жалобы на Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, судом апелляционной инстанции признаны несостоятельными, поскольку в данном случае обществу вменяется нарушение Правил благоустройства N 308.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает доказанным наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.2 Закона УР N 57-РЗ
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При этом в оспариваемом постановлении указано, что юридическое лицо имело возможность для соблюдения требований Правил благоустройства, но не предприняло все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности проведения необходимых и достаточных работ по очистке придомовой территории и кровли указанного многоквартирного дома в зимний период, в соответствии с Правилами благоустройства, а также принятия заявителем всех зависящих от него мер по недопущению нарушений суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона УР N 57-РЗ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление принято в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное административным органом наказание в виде штрафа размере 15 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 11.2 Закона N57-РЗ, отвечает целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции не установлено, поскольку совершенное обществом правонарушение сопряжено с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. Соответствующие доводы жалобы отклоняются.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку несоблюдение Правил благоустройства создает угрозу жизни и здоровью людей, нарушает их право на благоприятные и безопасные условия проживания, следовательно, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. Исключительность ситуации, в которой было совершено административное правонарушение, из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление соответствует закону, оснований для признания его незаконным и отмены не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-6492/2019 (резолютивная часть решения вынесена 11.06.2019, мотивированное решение изготовлено 17.06.2019) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6492/2019
Истец: ООО Управляющая компания "Ремонтная жилищная компания"
Ответчик: Административная комиссия при Администрации Устиновского района г.Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7499/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7499/19
05.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10448/19
17.06.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-6492/19