г. Вологда |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А52-671/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Моисеевой И.Н. и Рогатенко Л.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области" на решение Арбитражного суда Псковской области от 25 июня 2019 года по делу N А52-671/2019,
установил:
федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области" (ОГРН 1126027004333, ИНН 6027143938; адрес: 180000, Псковская область, город Псков, улица Гоголя, дом 23; далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым требованием к обществу с ограниченной ответственностью "Галс" (ОГРН 1075260016930, ИНН 5260196139; адрес: 603034, Нижегородская область, Нижний Новгород, улица Удмуртская, дом 41, литер А, помещение 3; далее - общество) о взыскании 30 175 руб. 20 коп., в том числе штрафа за ненадлежащие исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом от 18.04.2018 N 0857100000318000041 в размере 2 743 руб. 20 коп., а также стоимости поставленного товара, несоответствующего требованиям государственного контракта, в сумме 27 432 руб.
Решением суда от 25 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Учреждение с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на обоснованность заявленных требований.
Общество в отзыве на жалобу отклонило доводы, приведенные истцом, сославшись на законность и обоснованность обжалуемого судебного решения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца и ответчика в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда отмене (изменению) не подлежит.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается в материалах дела, учреждением (заказчик) и обществом (поставщик) 18.04.2018 заключен контракт N 1818188200412006027143938/0857100000318000041 (далее - контракт), согласно которому поставщик обязуется па условиях и в сроки, установленные контрактом, поставить товар, а заказчик обязуется оплатить товар в соответствии с условиями и в сроки, предусмотренные этим контрактом (пункт 1.2 контракта).
Как следует из пункта 1.1 контракта, его предметом является "ОКПД2 29.32.30.220 Колеса, ступицы и их детали (приобретение дисков автомобильных) для сервисного обслуживания специального автотранспорта учреждения (далее - товар) в соответствии со спецификацией (приложение 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта".
Согласно пункту 4.1 контракта его цена составляет 171 656 руб. 00 коп.
Разделом 2 контракта сторонами определены сроки и условия поставки товара.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта поставщик осуществляет поставку товара в течение 14 календарных дней с момента заключения контракта.
Согласно пункту 2.2. контракта поставщик осуществляет поставку товара в установленные контрактом сроки. Конкретную дату и время поставки поставщик согласовывает с заказчиком дополнительно (допускается согласование путем обмена письмами с использованием средств факсимильной связи, позволяющей идентифицировать сторону - отправителя сообщения) не менее чем за 3 дня до предполагаемой даты поставки.
Пунктом 2.5 контракта предусмотрено, что в накладных поставщик в обязательном порядке указывает наименование (модель, тип) товара, артикул, количество, страну происхождения товара, наименование изготовителя
По правилам пункта 2.6 контракта одновременно с товаром поставщик передает заказчику всю техническую и пользовательскую документацию, в том числе сертификаты соответствия, сертификаты качества и безопасности, санитарно-эпидемиологические (включения и иные сопроводительные документы в случае, если это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, гарантию на товар.
Разделом 3 контракта определен порядок приема товара.
Так, согласно пунктам 3.1-3.7 контракта приемка товара производится заказчиком (уполномоченным лицом или приемочной комиссией) по адресу поставки, указанному в пункте 2.3 настоящего контракта, в присутствии уполномоченного (в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации) представителя поставщика, путем проверки соответствия поставляемого товара по количеству, ассортименту и качеству, а также иным существенным характеристикам требованиям, указанным в контракте, и проводится в течение 3 (трех) рабочих дней с момента доставки товара. Прием товара по количеству, ассортименту и качеству осуществляется путем проверки каждой единицы товара на предмет соответствия требованиям контракта.
Приемка товара по количеству и ассортименту осуществляется заказчиком или уполномоченным им лицом в день получения товара. В случае отсутствия замечаний к количеству и ассортименту товара, результаты приемки товара по количеству и ассортименту оформляются путем подписания заказчиком акта приема-передачи товара.
При обнаружении недопоставки товара по количеству и ассортименту заказчик (уполномоченное лицо заказчика или приемочная комиссия) документально фиксирует данный факт путем составления акта выявленных недостатков, который передается представителю поставщика в день составления (допускается передача акта выявленных недостатков с использованием средств факсимильной связи, либо интернета, позволяющих идентифицировать сторону-отправителя сообщения). В случае использования средств факсимильной связи акт выявленных недостатков считается врученным контрагенту при условии наличия у стороны-отправителя отчета о доставке, полученного с устройства связи, либо интернета, посредством которого акт выявленных недостатков был отправлен. Поставщик обязан удовлетворить требования акта выявленных недостатков в срок, установленный заказчиком в указанном акте.
В ходе приемки товара по качеству заказчик (уполномоченное лицо или приемочная комиссия) проводит проверку наличия комплекта сопроводительных документов на товар, удостоверяющих его качество (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, санитарно-эпидемиологическое заключение и (или) иные документы, обязательные для данного конкретного вида товаров, подтверждающие качество товаров, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а также имеет право проверить любую предоставленную поставщиком информацию о товаре на предмет достоверности (в том числе - через контролирующие органы, фирму-изготовителя и т.д.). В случае отсутствия замечаний к качеству товара, результаты приемки товара по качеству оформляются путем подписания заказчиком товарной накладной без замечаний.
Для проверки соответствия качества товара требованиям, установленным настоящим контрактом, заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставляемого товара проводится в сроки, установленные настоящим государственным контрактом для приемки поставленного товара, и оформляется путем составления экспертного заключения. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться сторонние эксперты, экспертные организации. В случае привлечения сторонней экспертной организации срок приемки товара увеличивается на количество дней, необходимых для проведения экспертизы.
Прием товара по количеству, ассортименту и качеству осуществляется путем проверки товара на предмет соответствия требованиям контракта. Отсутствие уполномоченного представителя поставщика при проведении приемки товара не лишает заказчика возможности проводить указанную приемку и не дает поставщику права оспаривать ее результаты.
По окончании процедуры приемки товара заказчик либо подписывает накладную и акт приема-передачи товара без замечаний, либо представляет поставщику мотивированный отказ от приемки в письменном виде с указанием перечня недостатков товара и сроков для их устранения.
В пункте 3.11 контракта сторонами согласовано, что приемка поставленного товара оформляется путем подписания сторонами товарной накладной и акта приема-передачи товара. Моментом выполнения всех обязательств по поставке товара и принятия его заказчиком в полном объеме является дата подписания сторонами товарной накладной и акта приема-передачи товара без замечаний, которые подписываются уполномоченными лицами сторон в трех экземплярах.
Разделом 4 контракта сторонами определена цена и порядок оплаты.
Права и обязанности сторон обозначены в разделе 5 контракта.
Разделом 6 контракта сторонами предусмотрена ответственность сторон.
Пунктом 6.4 контракта установлено, что в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042), в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик обязан в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней после получения от заказчика предусмотренного пунктом 6.2 настоящего контракта требования уплатить заказчику штраф в размере 10% от цены контракта в сумме 29 853 руб. 60 копеек. Штраф уплачивается за каждый факт нарушения поставщиком условий контракта.
Качество товара, а также гарантийные обязательства согласованы сторонами в разделе 7 контракта.
Разделом 8 контракта сторонами определен порядок рассмотрения споров.
В пунктах 8.1-8.4 контракта стороны предусмотрели, что в случае возникновения между сторонами споров и разногласий, вытекающих из контракта или связанных с ним. Стороны принимают все меры к их разрешению путем взаимных переговоров или в претензионном порядке. Претензия оформляется в письменной форме и направляется той стороне по контракту, которой допущены нарушения его условий. В претензии перечисляются допущенные при исполнении контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения контракта или его приложений, отражаются действия, которые должны быть произведены стороной для устранения нарушений. Срок рассмотрения писем, уведомлений или претензий не может превышать 5 рабочих дней с момента их получения. Переписка сторон может осуществляться в виде письма или телеграммы, а в случаях направления телекса, факса, иного электронного сообщения с последующим представлением оригинала документа. В случае если сторонам не удается разрешить возникшие споры или разногласия путем взаимных переговоров или в претензионном порядке, такие споры и разногласия подлежат разрешению в арбитражном суде Псковской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество поставило учреждению товар на сумму 171 656 руб.
Данный факт подтверждается товарной накладной от 03.05.2018 N 204, актом о приемке товаров от 07.05.2018, подписанными сторонами без замечаний и возражений, сторонами не оспаривается.
В дальнейшем, в ходе проведения проверки деятельности контрактной службы учреждения по соблюдению законодательства и иных нормативных актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, установлено несоответствие поставленного товара в рамках контракта, поставка товара ненадлежащего качества.
Эти факты отражены в акте от 13.11.2018.
Из данного акта следует, что согласно спецификации к контракту должны быть поставлены автомобильные диски Hyundai I-40 7*16 5/114.3ЕТ40 (4 шт.) и Lada Xray 7*16 4/100 ЕТ40 (4 шт.), в то время как фактически поставка произведена автомобильных дисков 6,5*16 каждой марки в количестве по 4 шт.
Указанные факты послужили основанием для обращения учреждения в суд с рассматриваемыми в рамках настоящего спора требованиями.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, приведенные сторонами доводы и доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь статьей 4 АПК РФ, статьями 309, 310, 307, 526, 531, 513, 421, 475 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пришел к выводу о том, что поставленный истцу товар соответствует условиям контракта.
Податель жалобы ссылается на то, что в результате проверки, результаты которой оформлены в акте от 13.11.2018, установлена вина должностных лиц, выразившаяся в ненадлежащем исполнении ими своих обязательств по приемке товара.
Между тем данные доводы учреждения не могут быть приняты во внимание судом, поскольку не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного решения.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае поставленный товар принят учреждением в соответствии с условиями контракта и требованиями Закона N 44-ФЗ.
Данные факты подтверждаются материалами дела и подателем жалобы не опровергнуты.
Как указано выше, товар принят истцом без замечаний и возражений, что подтверждается товарной накладной от 03.05.2018 N 204, подписанной обеими сторонами (лист дела 42).
Наименование товара, обозначенное в этой накладной, соответствует наименованию товара, предусмотренному в спецификации (приложение 1 к контракту) (лист дела 16).
В материалах дела также имеется акт о приемки товара от 07.05.2018, оформленный приемочной комиссией в составе начальника АТХ, заместителя начальника АТХ, 3 механиков АТХ и бухгалтера ФЭО ФКУ (лист дела 43).
Данный акт содержит заключение комиссии о том, что поставленный товар является аналогом, соответствует применяемости и назначению для транспортных средств указанных в спецификации. Качество автомобильных дисков, их эксплуатационные характеристики проверить не представляется возможным. Товар принят на хранение заведующим склада (кладовщиком) Андреевой Е.В.
В то же время каких-либо документов, свидетельствующих о поставке иного товара, не соответствующего условиям контракта, в момент приемки товара в порядке, предусмотренном пунктов 3.3 контракта, учреждением не составлялось.
Таких документов в материалы дела истцом не предъявлено.
Указанная выше товарная накладная содержит характеристики принятого товара по контракту, которые свидетельствует о получении истцом согласованного сторонами товара в спецификации к контракту - автомобильные диски Hyundai I-40 7*16 5/114.3ЕТ40 (4 шт.) и Lada Xray 7*16 4/100 ЕТ40 (4 шт.).
Более того, в материалы дела представлено экспертное заключение от 03.05.2018, составленное в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона N 44-ФЗ, которым установлено, что принятые автомобильные диски соответствуют установленным требованиям и назначению (лист дела 100).
Как верно отметил суд первой инстанции, несоответствие товара, на которое ссылается учреждение (различие поставленных автомобильных дисков с шириной в дюймах 6,5*16, в то время как заявлено - 7*16), не является скрытым недостатком и могло быть выявлено при визуальном осмотре, а также при измерении товара при его приемке.
Между тем представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о приемке товара, соответствующего спецификации и определенным сторонами параметрам.
Кроме того, как следует из акта о приемки товара от 07.05.2018, оформленного приемочной комиссией, вопреки доводам, приведенным подателем жалобы, все члены комиссии ознакомлены с правилами приемки товаров по количеству и качеству, предупреждены об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Согласно статье 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Пунктами 1, 2 статьи 469 названного Кодекса предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи, в том числе соответствующий по качеству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 476 данного Кодекса предусмотрено, что продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Таким образом, доказать тот факт, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента, в рассматриваемом случае должен истец.
При этом в пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" указано, что на основании пункта 2 статьи 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
Как указано выше, в рассматриваемой ситуации приемка товара произведена в соответствии с условиями контракта и требованиями Закона N 44-ФЗ, совокупность предъявленных в материалы дела доказательств свидетельствует о том, что поставленный товар соответствует условиям контракта.
С учетом изложенного и отсутствия доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что товар хранился в условиях, исключающих его смешение с другой однородной продукцией, следует признать, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 25 июня 2019 года по делу N А52-671/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
И.Н. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-671/2019
Истец: Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области
Ответчик: ООО "Галс"
Третье лицо: ФГУП "Почта России"