г. Вологда |
|
05 сентября 2019 г. |
Дело N А05-5232/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 сентября 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июня 2019 года по делу N А05-5232/2019,
установил:
прокурор Архангельской области (адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Новгородский, д. 15; ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689; далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; далее - Министерство), акционерному обществу "Архангельский фанерный завод" (адрес: 164900, Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Фронтовых бригад, д. 14; ОГРН 1022901004610, ИНН 2903004722; далее - Завод) о признании частично недействительным договора аренды лесных участков от 25.12.2017 N 2135, а именно:
в абзаце первом пункта 6 слов: "2 818 175,00 рублей, в том числе вносимая в федеральный бюджет";
в абзаце первом приложения 4 к договору "Расчет арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного в целях использования лесов для заготовки древесины" слов: "с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон";
в абзаце втором приложения 4 к договору "Расчет арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного в целях использования лесов для заготовки древесины" символов: "х К";
в абзаце пятом приложения 4 к договору "Расчет арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного в целях использования лесов для заготовки древесины" слов: "К - коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1.7";
в приложении 4 к договору, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в первом столбце (Наименование показателя) в строках 4, 7, 10 слов: "превышающий размер";
в приложении 4 к договору, в таблице, в которой указаны наименование показателя, объемы лесопользования в м3, размер арендной платы, примечание, в третьем столбце (Итого арендная плата, руб.) в строках 4, 7, 10 цифр: "1 160 245,00", "686 350,00", "474 075,00";
в приложении 5 к договору в таблице, которой определен порядок внесения арендной платы в части превышения минимального размера, полностью исключить столбцы 5-7 с наименованием "Арендная плата в части превышающей минимальный размер";
исключить абзацы с четвертого по седьмой: "Платежные реквизиты для перечисления арендной платы в части, превышающей минимальный размер (областной бюджет): Код КБ 045 1 12 04014 02 0000 120 "плата за пользование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы". УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельска Архангельской области), ИНН 2901200111, КПП 290101001, р/сч. 40101810500000010003, БИК 041117001, Отделение Архангельск, г. Архангельск, ОКТМО 11622151".
Решением суда от 18 июня 2019 года заявленные требования удовлетворены, с Завода в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать. Считает, что по соглашению сторон размер арендной платы в договоре аренды лесного участка может быть установлен выше минимальных ставок за участки лесного фонда, в том числе переданные в аренду по инвестиционным проектам, поскольку никаких ограничений, кроме льготы 0,5, законодатель в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) не предусмотрел.
Прокурор в отзыве доводы подателя жалобы отклонил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено без их участия в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства от 17.03.2016 N 336р утверждена заявка Завода на реализацию инвестиционного проекта "Реконструкция мощностей АО "Архангельский фанерный завод", претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Пунктом 7 указанного распоряжения предусмотрено, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течение расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливаются в соответствии с пунктами 1.1 и 1(2) Постановления N 310.
Приказом Минпромторга России от 11.04.2016 N 1113 инвестиционный проект Завода включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Министерство и Завод 25.12.2017 заключили договор N 2135 аренды лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов.
По условиям договора, Заводу в аренду предоставлены лесные участки площадью 62 388,3 га, расположенные в Ротковецком и Ерцевском участковых лесничествах Коношского лесничества Архангельской области.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что лесные участки предоставляются арендатору для заготовки древесины.
В силу пункта 24 договора он заключен на 49 лет. Государственная регистрация договора произведена 02.02.2018.
В пункте 6 договора предусмотрено, что арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы и составляет 2 818 175 руб. в год, в том числе 1 657 750 руб. уплачивается в федеральный бюджет.
Расчет арендной платы приводится в приложении 4 к договору, из которого следует, что ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы в течение расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта - 1,7.
В соответствии с приложением 4 к договору превышающий размер арендной платы составляет 1 160 425 руб., в том числе по сплошным рубкам - 686 350 руб., по выборочным рубкам - 474 075 руб.
Порядок внесения арендной платы установлен в приложении 5 к договору.
Прокурор, полагая, что правовых оснований для применения в расчете арендной платы повышающих коэффициентов и получения от Арендодателя повышенного размера арендной платы у Министерства не имелось, обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 71, 73, 73.1, 94 ЛК РФ, статьями 166, 168, 180, 422, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Постановления N 310, приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 18 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с выводами суда.
Доводы подателя жалобы о том, что по соглашению сторон размер арендной платы в договоре аренды лесного участка может быть установлен выше минимальных ставок за участки лесного фонда, в том числе переданные в аренду по инвестиционным проектам, отклоняется апелляционным судом, поскольку основан на ошибочном применении правовых норм.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как указано в пункте 1 статьи 424 ГК РФ, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
В силу части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В пункте 18 Постановления N 73 разъяснено, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется. В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).
В рассматриваемом случае Министерством лесные участки Заводу предоставлены по договору аренды без проведения торгов, что соответствует положениям части 3 статьи 73.1 ЛК РФ. Таким образом, арендная плата по спорному договору является регулируемой (пункт 4 статьи 447 ГК РФ), исчисляется по ставкам платы, установленным Постановлением N 310, с применением понижающего коэффициента 0,5, предусмотренного пунктом 1(1) названного Постановления.
Применение иных коэффициентов действующим законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые условия договора аренды, предусматривающие применение коэффициента превышения при расчете и определении размера арендной платы за предоставленные Заводу в аренду лесные участки, не соответствуют закону и в силу статьи 168 ГК РФ являются недействительным (ничтожным).
Приведенные Министерством в апелляционной жалобе доводы не опровергают правомерность решения суда, основаны на ином толковании апеллянтом применяемых к рассматриваемым правоотношениям норм лесного законодательства.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда не имеется, апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 июня 2019 года по делу N А05-5232/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5232/2019
Истец: Прокуратура Архангельской области
Ответчик: АО "Архангельский Фанерный Завод", Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области