г. Тула |
|
2 сентября 2019 г. |
Дело N А68-425/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьёвой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Новомосковск на решение Арбитражного суда Тульской области от 21.05.2019 по делу N А68-425/2019 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению администрации муниципального образования город Новомосковск (Тульская область, г. Новомосковск, ИНН 7116129736, ОГРН 1067116004130) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконными действия по включению в единый государственной реестр недвижимости сведений об охранной зоне линии связи - волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС-ВЛ) акционерное общество "Рос.интел" в г.Новомосковске, третьи лица: управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Акционерное общество "Росин.телеком", Новомосковское муниципальное унитарное предприятие "Сервис";
при участии в заседании:
от администрации муниципального образования город Новомосковск: Ефимов К.В. (доверенность от 01.02.2019 N 54/19-01-15),
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": Полина Е.В. (доверенность от 15.10.2018 N 177, от 13.12.2017 N 71/2018-01),
от акционерного общества "Росин.телеком": Портнов А.А. (доверенность от 01.02.2019), Полукаров Р.В. (доверенность от 18.06.2018),
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования город Новомосковск (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконными действия по включению в ЕГРН сведений об охранной зоне линии связи - волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС-ВЛ) АО "Рос.интел" в г. Новомосковске.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.05.2019 администрации в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит указанное решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование поданной жалобы администрация указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, что привело к принятию незаконного решения.
В отзывах на апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и АО "Росин.телеком" возражают против ее удовлетворения, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, доводы жалобы и отзывов на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, письмом от 15.06.2018 N 243/18 АО "Росин.телеком" обратилось в администрацию с просьбой согласовать подготовленную ООО "Техстройпроект" карту-план объекта землеустройства, подготовленную в целях установления границ зоны линейно-кабельных сооружений связи (ВОЛС-ВЛ) ЗАО "Росинтел" в г. Новомосковске" и приложенную к письму N 228/18 от 06.06.2018.
Письмом от 28.06.2018 N 3664-с/03 администрация согласовала представленную АО "Росин.телеком" карту (план) объекта землеустройства, подготовленную в целях установления границ зоны с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) - охранной зоны линейно-кабельных сооружений связи объекта капитального строительства: "Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС-ВЛ) ЗАО "Росинтел" в г. Новомосковске".
На основании данного письма администрации филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведения об ограничении использования земельных участков в границах ЗОУИТ ввиду установления охранной зоны линии связи "Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС-ВЛ) ЗАО "Росинтел" в г. Новомосковске" с местоположением: Российская Федерация, Тульская область, г. Новомосковск.
Полагая действия по внесению в ЕГРН сведений об ограничении использования земельных участков в границах ЗОУИТ ввиду установления охранной зоны линии связи являются незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данных норм следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ к таким основаниям, в числе прочих относятся особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Пунктом 3 ст. 56 ЗК РФ определено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК РФ для охранных зон.
Пунктом 6 ст. 56 ЗК РФ установлено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
Понятие ЗОУИТ дано в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). В соответствии с указанной нормой ЗОУИТ являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) реестр сведений о границах ЗОУИТ (далее - реестр границ) представляет собой часть ЕГРН.
Статья 10 Закона N 218-ФЗ раскрывает сведения, подлежащие включению в реестр границ, а также порядок их внесения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 указанной статьи в реестр границ вносятся сведения о ЗОУИТ, в том числе реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий.
Как следует из ч. 1 ст. 15 Закона N 218-ФЗ, в случае установления или изменения границ ЗОУИТ, а также в случае утверждения правил землепользования и застройки, обязанность направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие соответствующий акт, не позднее чем в течение одного месяца с даты принятия данного акта направляют в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (ч. 3.1 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 32 Закона N 218-ФЗ документы об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ, необходимые для внесения сведений в ЕГРН, в порядке межведомственного информационного взаимодействия представляются органами государственной власти и органами местного самоуправления для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов).
С учетом содержания указанных правовых норм суд пришел к выводу, что документы об установлении ЗОУИТ представляются в регистрирующий орган органами публичный власти только в случае принятия соответствующих решений.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Между тем, как усматривается из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, решение об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ в отношении линии связи, принадлежащей ответчику, администрацией не принималось.
Письмом от 28.06.2018 N 3664-с/03 администрация согласовала представленную АО "Роин.телеком" карту (план) объекта землеустройства, подготовленную в целях установления границ ЗОУИТ - охранной зоны линейно-кабельных сооружений связи объекта капитального строительства: "Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС-ВЛ) ЗАО "Росинтел" в г. Новомосковске".
На основании данного письма филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тульской области внесены в ЕГРН сведения об ограничении использования земельных участков в границах ЗОУИТ ввиду установления охранной зоны линии связи "Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС-ВЛ) ЗАО "Росинтел" в г. Новомосковске" с местоположением: Российская Федерация, Тульская область, г. Новомосковск.
Частью 3 ст. 31 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы (содержащиеся в них сведения), указанные в ч.ч. 1, 3-15 ст. 32 Закона N 218-ФЗ и полученные органом регистрации прав, в том числе в соответствии с нормативными правовыми актами, на основании которых установлены ЗОУИТ, являются основанием для внесения сведений в ЕГРН.
Часть 4 ст. 31 Закона N 218-ФЗ устанавливает, что в целях внесения сведений в ЕГРН в связи с установлением на основании нормативных правовых актов зон с особыми условиями использования территорий орган регистрации прав определяет:
1) перечень объектов недвижимости, адрес или описание местоположения которых изменились в связи с изменением прохождения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенного пункта;
2) перечень земельных участков, ограничения в использовании которых установлены или изменены в связи с установлением или изменением границ ЗОУИТ, границ территории объекта культурного наследия, а также местоположение границ частей земельных участков, если ЗОУИТ, границы территории объекта культурного наследия пересекают границы земельного участка.
В силу ст. 33 Закона N 218-ФЗ в случае, если сведения о ЗОУИТ не внесены в ЕГРН в сроки, установленные ст. 34 Закона N 218-ФЗ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Таким образом, системный анализ указанных правовых норм позволяет прийти к выводу о том, что в отсутствие соответствующих решений органов государственной власти или органов местного самоуправления основаниями для установления ЗОУИТ могут являться нормативные правовые акты и заявления заинтересованных лиц.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним.
Для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, повреждение которых нарушает нормальную работу взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, наносит ущерб интересам граждан, производственной деятельности хозяйствующих субъектов, обороноспособности и безопасности Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (далее - Правила N 578).
Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил N 578).
Пунктом 4 Правил N 578 определено, что на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные ЗОУИТ для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, - в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны.
Как следует из п.п. 9, 10 Правил N 578, на трассах кабельных линий связи вне городской черты устанавливаются информационные знаки, являющиеся ориентирами. Количество, тип и места установки информационных знаков определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими линии связи, по существующим нормативам и правилам либо нормативам и правилам, установленным для сетей связи общего пользования РФ. В городах и других населенных пунктах прохождение трасс подземных кабельных линий связи определяется по табличкам на зданиях, опорах воздушных линий связи, линий электропередач, ограждениях, а также по технической документации. Границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии.
Согласно п. 16 Правил N 578 при предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях органами местного самоуправления при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах о правах на земельные участки в обязательном порядке делается отметка о наличии на участках ЗОУИТ.
Предприятие, эксплуатирующее сооружения связи и радиофикации, письменно информирует собственника земли (землевладельца, землепользователя, арендатора) о настоящих Правилах и определяет компенсационные мероприятия по возмещению ущерба в соответствии с законодательством РФ.
Пунктами 39 и 40 Правил N 578 установлено, что собственники земельных участков, по которым проходят линии связи, обязаны обеспечить техническому персоналу беспрепятственный доступ к этим линиям для проведения работ без взимания платы за право прохода (проезда).
Таким образом, действующим нормативным правовым актом - Постановлением N 578 установлены характеристики охранных зон объектов связи, в том числе расстояние от объектов связи, содержание ограничений в границах таких зон. При этом данное постановление не предусматривает принятие решения об установлении охранной зоны в отношении конкретного объекта.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащейся в письмах от 30.04.2014 N 09-исх/04984-ГЕ/14, от 26.06.2015 N Д23и-2984, где разъяснено, что Постановление N 578 не предусматривает принятие решения об установлении охранной зоны в отношении конкретного объекта. В таком случае принятие распорядительного акта федерального органа исполнительной власти об установлении охранных зон объектов связи не требуется, учитывая, что характеристики охранных зон объектов связи (расстояние от объектов связи, содержание ограничений в границах таких охранных зон) установлены Постановлением N 578. Соответствующие сведения могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в общем порядке эксплуатирующей объект организацией.
Аналогичные разъяснения содержатся и в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.03.2019 N Д23и-10099.
В связи с изложенным, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об установлении в спорном правоотношении охранных зон кабельной линии связи нормативным правовым актом и наличии у АО "Росин.телеком", как у владельца такой линии, права внесения сведений об охранных зонах в ЕГРН, а у регистрирующего органа корреспондирующей данному праву обязанности по внесению соответствующих сведений в ЕГРН, в связи с чем оспариваемые действия соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы администрации.
При этом суд первой инстанции справедливо отметил, что каких-либо замечаний по существу представленных АО "Росин.телеком" документов, содержащих текстовое и графическое местоположение границ ЗОУИТ, представленных вместе с заявлением о внесении соответствующих сведений об охранной зоне в ЕГРН, регистрирующим органом не высказано, а внесение в ЕГРН сведений о ЗОУИТ никоим образом не ограничивает права администрации по распоряжению земельными участками в охранной зоне.
Спора относительно правильности определения местоположения ЗОУИТ не имеется, в связи с чем какие-либо препятствия для отражения в ЕГРН сведений о ЗОУИТ в отношении линий связи - волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС-ВЛ) АО "Рос.интел" в г. Новомосковске отсутствуют.
Доводы апеллянта, приведенные в жалобе, отклоняются судебной коллегией, как основанные на ошибочном толковании приведенных норм действующего законодательства и противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 21.05.2019 по делу N А68-425/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-425/2019
Истец: Администрация МО г. Новомосковск, Администрация Муниципального образования город Новомосковск
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФГБУ ФКП Росреестра, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государстивенной регистрации, кадастра и картографии в лице ФГБУ "ФКП Росреестра по Тульской области"
Третье лицо: АО "Росин.телеком", АО "Росин.тел", АО "Росин.телеком", НМУП "Сервис", НМУП "Сервис", Управление Росреестра по Тульской области